Каринэ Геворгян: Нож в спину Эрдогана (05.10.2018)
США со временем уйдут из Сирии, но из Афганистана вряд ли, считает востоковед Каринэ Геворгян. В беседе с «ВПК» она рассказала о вариантах развития ситуации, в том числе в Соединенных Штатах.
– Каринэ Александровна, гибель нашего самолета-разведчика, к которой причастен Израиль, осложнила обстановку в Сирии...– Естественно. Но я не буду касаться произошедшей трагедии. И так достаточно комментариев. Они отодвинули на второй план другие важные события в Сирии. Когда там началась российская военная операция, наши несистемные оппозиционеры-западники сразу стали утверждать, что Россия получит второй Афганистан. Я категорически не могла с ними согласиться, поскольку мне в отличие от абсолютного большинства моих оппонентов доводилось бывать и в этой стране, и в Сирии. Что чрезвычайно осложняет иностранное военное присутствие в Афганистане? В основном горный рельеф, архаичное внутреннее социальное устройство, чего нельзя сказать о Сирии. Здесь совсем иные условия. Да, мусульмане в этой стране, как правило, сунниты, а есть еще алавиты и христиане, население состоит из различных этносов... Причем большинство малых этнических групп поддерживает правительство в Дамаске, которое, надо сказать, и при батюшке нынешнего президента Хафизе Асаде довольно эффективно защищало эти общины. Например, моих соплеменников-армян однажды очень сильно обидели в провинции Алеппо: церковь разрушили, какие-то школы закрыли. Дамаск всех местных своевольников быстренько привел в чувство и заставил восстановить все, как было, возместить ущерб. Правда, что скрывать, немногочисленный армянский отряд в районе Дейр эз-Зора оказался в стане оппозиционеров-мятежников. Но куда моим соплеменникам было деваться, если с одной стороны у них, так сказать, цивилизованные противники Асада, а с другой – игиловцы, попросту уничтожающие иноверцев. В общем, окончательная победа проправительственных сил в Сирии, которым пришли на помощь российские военные, явно близка. Об этом свидетельствует нервная реакция в столицах некоторых западных государств, где отнюдь не рады успехам Москвы на Ближнем Востоке.
– Однако вопрос с Идлибом еще не решен.
– Освобождение Идлиба от террористов и хорошо вооруженных оппозиционеров означает создание зоны безопасности для Алеппо. А о значимости и этого города, и одноименной провинции для Сирии у нас уже говорено-переговорено, написано-перенаписано. Повторяться нет смысла.
Хочу обратить внимание лишь на то, что так называемые повстанцы утверждают, будто вокруг Идлиба продолжает сжиматься кольцо правительственных войск. Хотя в Тегеране на встрече президентов России, Турции и Ирана Эрдогану удалось уговорить Путина и Роухани пока не проводить операцию. Он даже к США обращался за помощью, в частности дал интервью The Wall Street Journal и очень просил американцев помешать готовящемуся наступлению. Мол, Идлиб – территория, где спасаются от ужасов войны беженцы, живут мирные люди и они пострадают в ходе боевых действий. Турецкий президент подыгрывает западной общественности, озабоченной гуманитарными катастрофами где угодно, кроме разбомбленной Ракки, на улицах которой трупы горожан и тех же беженцев лежат незахороненные, или Мосула – города, стертого с лица земли. Уверена, что неизбежна очередная провокация с применением отравляющих веществ, сколько бы Россия ни заявляла о готовящейся инсценировке с использованием хлора. Испытанный повод для нанесения удара по Сирии вновь будет предъявлен мировому сообществу. Впрочем, Меркель недавно вдруг признала, что в Сирии действуют террористы, с которыми надо бороться. Однако почти одновременно министр иностранных дел ФРГ Маас, который тоже вроде бы в наш адрес добрые слова иногда произносит, сказал, как отрезал: Германия-де не желает участвовать в восстановлении Сирии, если речь пойдет о сохранении режима Асада. Он чуть иначе выразился, но все это давно знакомое «Две шаги налево, две шаги направо, шаг вперед и две назад»...
Попутно скандально известная Обсерватория по правам человека, обосновавшаяся в Лондоне и оттуда дающая дезинформацию о Сирии, поведала, что российские и сирийские военные всего за 72 часа якобы нанесли свыше тысячи ракетных и бомбовых ударов по Идлибу... Не сомневайтесь, придумают еще что-нибудь и похлеще, лишь бы вновь обрушить град обвинений в адрес Москвы и Дамаска.
– Но операция в Идлибе не проводится, это хорошо известно.
– Она не отменена, а лишь отложена. Это беспокоит и западных покровителей противников Асада, и Эрдогана. Кстати, я даже предположила, что интрига, связанная с предоставлением автокефалии Украинской раскольничьей филаретовский церкви, может быть инициирована Эрдоганом. Но один из моих очень хороших знакомых – весьма знающий специалист придерживается иного мнения. Он выдвинул следующую версию: это нож в спину самому Эрдогану со стороны американцев. Постольку-поскольку константинопольский патриарх Варфоломей очень зависим от греческой общины США и от православных американцев вообще, прежде всего от украинцев, они с его помощью подставляют турецкого президента, усугубляя и без того серьезные противоречия между Анкарой и Москвой.
– Нанесут ли американцы вместе с союзниками по НАТО новые удары по Сирии?
– Этот вопрос и за океаном обсуждают, потому что Трамп попал в крайне сложную для себя ситуацию. Если он не прикажет атаковать Сирию, то потеряет лицо, а у него промежуточные выборы в конгресс на носу и неизбывные мечты о втором президентском сроке...
В США не утихает свара между сторонниками и противниками Трампа, помноженная на драки внутри каждого лагеря, и ты не знаешь, чего ожидать. Обнадеживает только одно: американских военных все-таки ужасают перспектива и последствия открытого столкновения с российскими Вооруженными Силами.
– Давайте представим себе на минутку: Идлиб зачищен, отступать боевикам некуда, только в Турцию. Они что – будут там мирно жить-поживать?
– Нет, конечно. Они могут двинуться на юго-восток, чего очень не хотят американцы, которые закрепились на левом берегу Евфрата. Просочатся через американцев и курдов, что вполне возможно, в Ирак, а там шиитские отряды встретят непрошеных гостей.
Недавно разговаривала с женщиной, у нее родители в Грузии, в Гори живут. Там, рассказывает, сначала турки появились, магазины секонд-хенд открыли, хорошие, почти новые вещи продавали. А потом уехали, и вместо них теперь китайцы работают. Однако я думаю, что это уйгуры, боевики из Сирии.
– Из Гори рукой подать до Панкийского ущелья, а оттуда – до Северного Кавказа. И Нагорный Карабах близко.
– Ильхам Алиев, конечно, закупает наступательное вооружение, отнюдь не отказываясь от войны с Арменией. Но такие союзники, как боевики-исламисты, к тому же сунниты, ему – сыну члена политбюро ЦК КПСС, выпускнику МГИМО, принимаемому во всех мировых столицах, не нужны. А еще не забудем, что азербайджанцы в массе своей исповедуют ислам шиитского толка.
Хотя суннитизация страны идет бешеными темпами, потому что в советский период в республике, в общем-то, перестали в таких тонкостях разбираться и саудовская пропаганда ваххабизма действовала.
– Когда американские «партнеры» уйдут из Сирии?
– Когда-нибудь это произойдет, но не в ближайшее время. Сами сирийцы не в состоянии заставить американцев убраться восвояси. А мы за них этим заниматься не будем, чтобы избежать лобовых столкновений, и вы сами понимаете почему. У иранцев свои заботы, и они тоже напрямую связываться с американцами не станут.
Войска США покинут Сирию, не исключаю, лишь под воздействием внутриполитических факторов, как когда-то ушли из Вьетнама. Это может быть все, что угодно, например новая гражданская война. Почему нет? Между прочим сами жители США, по-моему, 40 процентов или даже больше, считают, что страна, где едва ли не все население поголовно вооружено, находится на пороге междоусобицы. Штатам предсказывают природные и техногенные катастрофы. Разумеется, ничего подобного я американцам не желаю, избави бог их и кого-либо еще от таких напастей.
– Может ли Турция выйти из НАТО?
– Нет. И не потому, что не хочет, а потому, что у нее нет достаточного финансового и военно-технического ресурса для того, чтобы переоснастить свою армию. Мне приводили цифры, возможно, впрочем, преувеличенные: для перевооружения войск крошечной Армении с населением два – два с половиной миллиона человек потребуются 32 миллиарда долларов. Сколько же тогда необходимо Анкаре на те же цели?
В Турции – не самой огромной, замечу, стране – 28 американских военных баз. Вашингтон будет держаться за них зубами. И кстати, никто не заметил, как под шумок американцы строят новую базу на турецкой территории, неподалеку от границы с Ираном, и ничего, Анкара не запрещает. Ведь она очень хорошо зарабатывает на аренде.
– Почему США не хотят уходить из Афганистана?
– Это не самое главное, но первое, что приходит в голову для ответа: 90 миллиардов долларов, не записанных ни в какие налоговые декларации, американцы получают от продажи афганского героина. Не знаю, как они делят эти деньги, но есть информация, что транспортные самолеты доставляют наркотики в тюрьмы ЦРУ, превращенные в склады зелья.
Сейчас бои идут на афгано-таджикской границе и потому как здорово через нее запускать ежа в Среднюю Азию. И России проблемы создавать. Напомню, что в Таджикистане наша военная база.
– Что можете сказать по поводу коммунистов в правительстве Ирака?
– Коммунисты нашли общий язык с шиитами относительно развития ситуации как в самом Ираке, так и в регионе, доселе именуемом порой Средним Востоком. Это свидетельство того, что по некоторым вопросам они находят консенсус, проявили готовность договариваться. Но возникнет ли в результате стратегический союз, говорить пока рано.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Каринэ Геворгян
Источник: https://vpk-news.ru/articles/45359