Дмитрий Скворцов: О бездействии ОВЦС МП перед лицом покушения Фанара на Православие (20.12.2020)

"Перестали понимать русские люди, что такое Русь:
она есть подножие Престола Господня"
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Похоже, проясняются причины пораженческого бездействия Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата перед лицом покушения Фанара на канонические основы Православия.

Отвечая на вопрос греческой газеты о «теории “Третьего Рима”», председатель ОВЦС (МП) митрополит Иларион заявил: «Это была концепция, которая сформировалась несколько веков назад и давно уже ушла в прошлое. Интереса для нас она не представляет…»

Так же и в прошлом году на вопрос телеканала «Россия 24» о том, можно ли считать высказывание Путина о «конце либеральной идеи» свидетельством возрождения идеи «Третьего Рима» (России как последнего оплота христианства), митр. Иларион ответил«Я не считаю, что мы сегодня можем использовать концепты, которые сложились много веков назад, которые отражали определённую историческую реальность, которые вряд ли применимы к сегодняшней реальности… Мы не можем сказать, что абсолютное большинство нашего населения является воцерковлёнными людьми. И мы перед собой имеем очень большую миссионерскую задачу… Это гораздо более важная задача, чем любые рассуждения о “Третьем Риме”, о роли Москвы как центра христианства… Конечно, Россия, это страна с очень глубокими христианскими корнями… Но это не повод для какого-то триумфализма и не повод для создания каких-то геополитических теорий, которые могут при определённом дуновении ветра рассыпаться как карточный домик».

Вряд ли кто-то из православных станет отрицать, что в сегодняшней России (Русском мире) миссионерская задача чрезвычайно важна. Но неужели это единственная задача? Если так, зачем тогда такое количество синодальных отделов, комиссий и присутствий в Московской патриархии, не имеющих отношения к воцерковлению невоцерковлённых ещё россиян? Да тот же «церковный МИД», возглавляемый владыкой Иларионом?
И для кого это – «для нас» – идея Третьего Рима «интереса не представляет»? Неужели митрополит выступает здесь от имени всей Русской церкви – архиереев, иереев, мирян? Как живых, так и почивших. В том числе и святых.

По мнению глубокого исследователя культуры средневековой Руси, проректора Литературного института им. А.М. Горького профессора Сретенской духовной семинарии и Высших богословских курсов А.Н. Ужанкова уже митр. Иларион Киевский (XI век) и прп. Нестор Летописец (XII век) подводили к «Русской идее», которая в XV-XVI вв. обретёт очертания эсхатологической теории – «Москва – третий Рим»: «Предназначение русских – сохранение Православия до Страшного суда». То есть отнюдь не привилегия и тем более не «триумфализм». Это бремя, которое вручила Руси Вселенская Церковь в самое тяжкий час как для Церкви (Второй Рим пал под натиском мусульман), так и для Руси. 1492-1524 годы, в которые трудами митрополита Зосимы и старца Филофея понятие «Третьего Рима» было донесено до элиты зарождающегося царства, были отнюдь не той «исторической реальностью», к каковой митр. Иларион (Алфеев), очевидно, относит «концепт», говоря о «центре христианства». Миром, в том числе и христианским, правили тогда Англия, Испания, Португалия, Порта… Даже Литва, Польша и Крымское ханство представляли тогда смертельную опасность для Руси.

Больше возложить эту ношу было не на кого. Окончательно освободившись в 1480 г. от тех же мусульман (что стало знаком для Православного мира), Россия стала единственным суверенным православным государством. «Русские – этнос XIII в., который складывался в обстановке чудовищного давления как с Запада, так и с Востока, отторжения литовским, частично польским государствами западнорусских земель и ордынского владычества», – напоминает выдающийся культуролог профессор В.Л. Махнач. И что нас не убило, сделало сильнее. «Русские XIV в. уже обладают государственным инстинктом, – продолжает Владимир Леонидович. – Импульс к созданию Российской империи, как представляется, был привнесен извне – не из Орды, не из Византии как государства, а из кругов вселенской православной Церкви. Церковь стремилась создать христианское царство как свою опору и приобрела его в Риме при Константине Великом… Но в XIV в. любой русский, который побывал в Константинополе или хорошо был осведомлен о тамошних делах, прекрасно представлял себе, что империя идет к закату и скорее всего не выживет. А уж грек-то в этом точно не сомневался.

…С момента ордынского вторжения на русской митрополичьей кафедре сменялись очень разные люди. Галичанин Кирилл, грек Максим, галичанин Петрмосквич Алексий, болгарин Киприан, грек Фотий... Даже политические симпатии у них несхожи. Не менялось одно: установка на созидание Российской державы. Церковь готовила в ХIII веке союзницу слабеющей Византии, а к концу XIV века – её преемницу... Поэтому религиозно и, что гораздо более существенно, культурно, Россия как империя была запрограммирована… Мы пpиняли тяжелое наследство: обеpегать Цеpковь, стать основным центpом восточнохpистианской культуpы, помогать православным наpодам, особенно поpабощенным. А к сеpедине XVI в. за пpеделами Pоссии все пpавославные были поpабощены либо западными хpистианами, либо мусульманами».


Так Москва стала тем самым Катехоном (в  христианской эсхатологии означает нечто временно препятствующее наступлению конца света и пришествию антихриста), который удерживает мир от власти вселенского зла. Это, наверное, и имел в виду св. Иоанн Кронштадтский, называя Русь «подножием Престола Господня». Заметим, не «много веков назад», по слову нынешнего главы ОВЦС, а в прошлом столетии.

Да, после этого Россию превратили в безбожное общество, каковым отчасти она и остаётся. Однако «Третий Рим» – это не текущее состояние Руси, а её призвание. Та самая национальная идея. Идея государства, созданного Церковью. Так кому же, как не Церкви, возрождать её. А не объявлять не соответствующей «сегодняшней реальности». Тем более что сегодняшняя реальность – это «восстание ересей» фанарских, покушающихся не только на каноническую территорию Русской церкви (которую наш «церковный МИД» пядь за пядью сдаёт, начиная с 1996 года в Эстонии), но на саму соборную и апостольскую природу Церкви. На её тысячелетние каноны. Однако вместо того, чтобы показать всем истинно православным верующим мира, что есть ещё на земле «территория спасения», ОВЦС МП «сдаёт» и её.

А то, что именно Россия – «Третий Рим», закреплено в само акте учреждения Московского патриархата. Того самого патриархата, который и представляет пред миром владыка Иларион. Возможно, крайняя занятость (ежегодное издание в свободное от дипломатической работы и монашеского правила время томов собственных сочинений, не считая кантат и ораторий) не позволяет ему ознакомиться с документом об основании собственной церкви. В Уложенной грамоте об учреждении Московского патриархата, подписанной в 1589 г. Константинопольским, Иерусалимским, Александрийским патриархами и местоблюстителем Антиохийской кафедры провозглашается: «Поскольку ветхий Рим пал ересью, Второй же Рим, то есть Константинополь безбожными турками обладаем; твое же, о благочестивый царю, Великое Российское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзойдет и ты един под небесами христианским царём именуешься во всей вселенной всеми христианами» (сокращённый перевод на современный русский мой. – Д.С.).

Москва Третий Рим

И если уж отказываться от идеи «Третьего Рима», то вместе со статусом патриархата. «Карточный домик» же, по представлениям митр. Илариона.

Благо дело, не для всех в Московской патриархии «концепция, давно уже ушедшая в прошлое, интереса не представляет». Член синодальной Богословской комиссии и Межсоборного присутствия РПЦ прот. Андрей Новиков ещё в 2009 писал«На ком, как не на едином Русском Мире лежит ответственность за отстаивание православной веры и нравственности в планетарном масштабе? При всем уважении к народам Греции, Болгарии, Румынии, к православным арабам, их влияние на мировое общественное мнение, к величайшему сожалению, равно где-то 0,001%. И помочь, в том числе и им оградиться от набирающего силу агрессивного секуляризма и воинствующего антихристианства способен только Русский Мир. Это не превосходство его, а тяжелейшее и ответственейшее служение, отказ от которого станет катастрофой уже не только для народов Русского Мира, но для всей человеческой цивилизации».

https://www.fondsk.ru/news/2020/12/19/o-bezdejstvii-ovcs-mp-pered-licom-pokushenija-fanara-na-pravoslavie-52502.html
 
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
20.12.2020

Скворцов Дмитрий






Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта