Дмитрий Скворцов: О чём договорились патриарх Варфоломей и униат Шевчук ( (24.09.2019)
В доме папы римского состоялась встреча лидера украинских униатов Шевчука с Экуменическим патриархом Варфоломеем.
Именно в таком порядке указаны стороны в сообщении секретариата главы «Украинской грекокатолической церкви» (УГКЦ) в Риме: первым – всеукраинский «патриарх» (которого, вообще-то, папа данным титулом не наделял) и лишь за ним какой-то там патриарх «Вселенский». Впрочем, если у кого из читателей тут сразу возникает ассоциация с «глобусом Украины»,
то надо сказать, что в данном случае речь не совсем об известном диагнозе.
И не только потому, что встреча формально происходила на территории католической церкви (частью которой является УГКЦ) – в Ватикане, куда Варфоломей ездит как на работу (хотя почему «как»?). Он в этом диалоге был действительно ведомым, получал ценные указания. Его коллега-униат, в частности, настоятельно рекомендовал так называемому Константинопольскому патриарху «осмыслить» греческие богослужебные ритуалы как «новые элементы в осмыслении примата епископа Рима». Мол, давно пора, чего там…
Поскольку никаких возражений против первенства папы со стороны Варфоломея не последовало, грехо-католик в развитие этого предложения призвал Варфоломея создать «смешанную комиссию между православными церквами и восточными католическими церквами, чтобы дать новый толчок в экуменическом диалоге».
Шевчук не забыл при этом уточнить, что в числе упомянутых «православных церквей» видит и детище Варфоломея – украинскую СЦУ: «Для УГКЦ главным собеседником в экуменическом диалоге является уже не столько Русская православная церковь, но поместная православная церковь на Украине». Под Русской православной церковью Шевчук, очевидно, имел в виду УПЦ (МП), с прошлым руководством которой он лобызался во времена драбыно-коваленок, ныне слившихся с той самой СЦУ.
Старик Варф в свою очередь «высоко оценил открытость УГКЦ в экуменическом общении» и выразил радость тем, что «дети Киевской Церкви помнят о том, что их матерной церковью является Церковь древнего Константинополя».
«Теория Киевской церкви», как мы знаем, есть униатская наукообразная чушь о том, что равноапостольный князь Владимир якобы крестил «Киевскую Русь-Украину» в католичество, а уже потом, в XIV веке, зрадныки перенесли столичную кафедру на Москву, основав там «Московську цэркву» – отдельную от «Киевской».
И неужели Варфоломей не понимает, что, соглашаясь с «исконным католичеством Киевской церкви», он тем самым отказывается от притязаний на Украину, которыми он руководствовался, вторгаясь на каноническую территорию Русской православной церкви ещё год назад?
Наконец, зачем, принимая догмат о первенстве папы, сам лишает себя титула «Вселенский»?
Как мы уже писали, ещё в 1970 г. выпускник Папского восточного института в Риме и преподаватель Папского Григорианского университета Димитриос Архондонис (будущий Варфоломей) защитил в том же папском институте диссертацию, в которой утверждал, что в части недопустимости совместной молитвы с еретиками православные каноны устарели.
Поэтому, став патриархом, он благословил совместные службы фанариотов с католиками и в том числе с украинскими униатами. Затем и сам приступил к сослужению папе. При этом последнего он величал как канонического Римского епископа (следовательно, признавал первенство последнего). Экуменический патриарх приветствовал понтифика возгласом «благословен грядущий во имя Господне» – как Самого Господа Иисуса Христа. Неудивительно, что имя папы было произнесено на «литургии» первым – прежде Константинопольского патриарха.
С 2007 Архондонис открыто признавал право Римского понтифика на «первенство человеческого порядка», отводя себе «второе место».
Отсюда неминуема следующая комбинация с «жертвой пешки».
Экуменический «патриарх» в «воссоединённой под первенством Рима церкви» становится вторым по власти. И власть эта распространяется на все «восточные церкви» (а поместные православные церкви, которые, как надеется Варфоломей, признают СЦУ, автоматически признают и первенство власти Фанара над ними, поскольку именно этой «властью» обосновывал Варфоломей своё вторжение на Украину). В число «церквей восточной традиции» входит и украинская уния. Так она вроде бы вливается в подчинённую Фанару СЦУ. По природе же – сохраняет свой католический статус. Ибо СЦУ вместе с Фанаром переходит в глобальную – «вселенскую» – унию с подчинением Ватикану. Фанар же меняет иллюзорное первенство чести (мало что дающее ему в материальном отношении) на второе место по реальной власти над «восточными церквами», увеличивая паству с 3 млн. прихожан до десятков миллионов.
Согласие на эту схему давал ещё в былые времена Шептыцкий. И уж тем более Ватикан.
Так что позволим себе поставить под сомнение источник "Страны", сообщающий, что не допущенный на аудиенцию к папе на прошлой неделе Порошенко «собирался во время общения с Франциском поднять тему поддержки Ватиканом сценария вхождения православной церкви Украины в состав УГКЦ – в формате автономной структуры». О продвижении такого сценария вряд ли могли просить униаты, с которыми Петро особо сблизился в последнее время. Скорее, сбитому лётчику просто требовалось засветиться с сильными мира сего на фоне полутора десятка уголовных дел открытых по нему на Украине. А в качестве непубличного повода к встрече – просить о признании (хотя бы каком-то косвенном) СЦУ. Выпускник факультета международных отношений и бывший глава МИД не настолько глуп, чтобы не понимать, что папа не будет заниматься на Украине никакими слияниями и поглощениями прямо сейчас. На волне налаживания экуменических связей с патриархом Кириллом Ватикану рано раскрывать карты и рушить отношения с Московской патриархией после «Гаванского триумфа» ради «забаганок» каких-то там порошенок и их карманных епифанчиков.
Болванчик, кстати, лишённый опеки опытного интригана Филарета, давеча также проболтался: «Ключ к единению [СЦУ и УГКЦ] лежит в Риме и Константинополе».
Этот ключ и нащупывал в прошлый четверг в Ватикане конгресс Общества Восточного канонического права (в котором, кстати, «восточный папа» Варфоломей всего лишь вице-президент). На обсуждение с участием так называемого Константинопольского патриарха был вынесен вопрос о том, «каким образом епископ Рима, то есть папа, мог бы осуществлять свое первенство… в воссоединенной церкви». И как с удовлетворением отметил в своём выступлении сам понтифик, «сегодняшний богословский диалог между Католической Церковью и Православной Церковью, служа единству Церкви Христовой, пытается найти общее понимание первенства Епископа Рима».
И вновь никаких возражений со стороны Фанара не последовало.
Надеемся, молчание Экуменического патриарха «будет услышано» поместными православными церквами.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Дмитрий Скворцов