Александр Ситников: О чём может сказать президент Путин Федеральному собранию 15 января (12.01.2020)
Как известно, 15 января президент Владимир Путинв выставочном зале «Манеж» обратиться с очередным посланием к Федеральному собранию РФ.
Проправительственные СМИ частично пролили свет на главные темы выступления. В частности, речь пойдет о вопросах по преодолению «застоя в сфере доходов граждан, со снижением количества людей, живущих на уровне минимального размера оплаты труда». Об этом сказал сам Путин журналистам ТАСС: «Меня очень беспокоит то, что произошла стагнация в реальных доходах населения».Судя по всему, ряд министров и ключевые фигуры законодательного органа уже ознакомлены с деталями путинского документа и срочно готовят свои комментарии. Ясно также, что ВВП пытается избежать повторения неприятной историй с созданием 25 миллионов высокооплачиваемых рабочих мест и с обещаниями не поднимать пенсионный возраст.
Кроме того, некоторые политологи предрекают закрепление традиции: мол, все послания будут открывать «новый политсезон», конечно, если реакция общества окажется «удачной» с точки зрения Кремля. То, что январь, а в перспективе и февраль, могут вновь стать месяцами для озвучивания президентских инициатив, связано, надо полагать, с выборами в Госдуму и транзитом власти в 2024 года. Ведь, если разобраться, лучшей площадки и более благоприятного времени для старта предвыборной кампании не найти.
То, что Путин озвучит новую политику в интересах бедных, вполне предсказуемо. «Свободная Пресса» в прогнозе на 2020 год писала, «что ожидается новая реформа „исключительно в благородных целях“, которая, наконец-то, победит бедность». Можно не сомневаться, речь пойдет об адресной помощи, на которой долгое время настаивал Алексей Кудрин, глава Счетной палаты РФ,
Чтобы понять, в каком направлении будет продвигаться реформа по «адресной помощи» опять-таки вспомним слова Кудрина, который сказал: «У нас пенсионеры не попадают в число бедных, поскольку им всегда есть доплата до прожиточного минимума пенсионера, то есть пенсионеры у нас выведены из группы бедных раз и навсегда». Другими словами, пожилых людей президентские инициативы вряд ли коснутся. Для них, очевидно, рано или поздно приготовят специальные программы по снижению расходов по содержанию жилья, а также по льготному медицинскому обслуживанию.
В то же время директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева и заведующая лабораторией уровня жизни и социальной защиты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина в статье «Каким должно быть детское пособие» отмечают: «В целом среди всех малоимущих домашних хозяйств доля домохозяйств с детьми составляет 78,8%».
Учитывая статус РАНХиГС как вуза при президенте Российской Федерации и центра переподготовки высших управленческих кадров, логично предположить, что новая российская политика в интересах бедных будет направлена именно на эту категорию населения. Главный посыл Путина, скорей всего, сведется к введению «адресного пособия по бедности, обеспечивающего доведение среднедушевых доходов малоимущих семей с детьми до величины прожиточного минимума». Наверняка будет анонсирован поэтапный подход: вначале под охват адресным пособием попадут семьи детей с 3-х до 4 лет, потом с 4-х до 7-ми и так далее.
С другой стороны, опыт других стран показывает, что в качестве базового принципа политики в интересах бедных является обязательная проверка на нуждаемость, поскольку даже в развитых странах серая экономика достигает значительных размеров. Учитывая российские масштабы «тени» властям придется создавать специальную службу с огромными административными расходами. Ведь под контроль попадут десятки миллионов человек. Параллельно возникает вопрос, кто конкретно будет оценивать уровень бедности и по каким критериям?
Между тем, согласно типичным правилам, получившим широкое распространение за рубежом, местные чиновники обязаны будут оценивать не только активы и доходы заявителей, но и их жилую площадь, и качество отделки квартир или домов. Под надзор попадет досуг и поведение. Владение автомобилями и загородными домами, в простонародье дачами, станет «стоп-сигналом» на пути к заветной адресной помощи.
Во Франции, к примеру, уже отмечено, что использование органами местного самоуправления традиционного подхода к оценке образа жизни сталкивается с отсутствием эффективного механизма проверки доходов заявителей. Поскольку неправомерный отказ в адресной помощи карается Уголовным кодексом, чиновникам проще дать добро, чем рисковать своей свободой. Если же не вводить уголовную ответственность, то расцветет тотальная коррупция.
Ничего хорошего не сулит адресная помощь и самим бедным, поскольку заявители обязаны будут продемонстрировать должностным лицам не только проживание в очень плохих условиях, но и унизительно озвучить свои житейские трудности. Как показывает международная практика, в том числе американская, детям из таких семей в будущем будет трудно интегрироваться в общество. Они становятся объектами злых насмешек в школах и по этой причине чаще всего пополняют преступные сообщества. Другими словами, соцработники обязаны быть предельно тактичными и хранить чужие тайны за семью замками. Вряд ли это возможно, если за помощью обратятся миллионы семей. Особенно в России.
Кроме того, любая адресная помощь направлена, прежде всего, на искоренении социального иждивенчества и выявлении асоциальных личностей. За рубежом действует принцип — «не хочешь нормально жить — заставим». То есть, должностные лица обязаны найти работу папе или маме, если один из родителей не работает. Учитывая наши реалии, предлагать будут самые низкооплачиваемые профессии.
Еще одним минусом является увеличение регионального неравенства, поскольку именно местные власти определяют критерии качества жизни. В итоге увеличится миграция бедного населения в Москву и в Питер, так как в этих центрах величина адресной помощи будет более весомой.
Похоже, в Кремле есть понимание, что введение адресной помощи потребует от правительства огромных усилий. Недаром Путин, готовясь к посланию, сказал: «Нет окончательных решений. Есть варианты, но окончательно решения не приняты».
Безусловно, любая помощь бедным семьям, особенно с детьми, необходима, но зная, как чиновники из рук вон плохо справляются даже со своими прямыми обязанностями и «заточены» на извлечении доходов из своей должности, «гладко окажется только на бумаге».
В этом, увы, можно не сомневаться.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Александр Ситников