Антон Веселов: О последствиях одного обстрела (23.02.2021)
Редкий день в новом демократическом Ираке обходится без террористических актов и нападений. Не стал исключением и день 15 февраля: в пригороде Багдада на пути следования американского конвоя было взорвано самодельное взрывное устройство, ракетным обстрелам подверглась турецкая военная база в провинции Дохук. Вечером 15 февраля по крупной базе НАТО, расположенной в районе аэропорта столицы курдской автономии г. Эрбиля, был выпущен 21 неуправляемый реактивный снаряд калибра 107 мм. В результате атаки один американец (частный контрактник) был убит, восемь получили ранения, в том числе один военнослужащий. Это далеко не самые тяжёлые единовременные потери возглавляемой американцами коалиции в Ираке, но даже многократные обстрелы и попытки штурма посольства США в Багдаде не вызывали такой нервной реакции.
Буквально через несколько часов после атаки глава Госдепартамента Энтони Блинкен провёл экстренные телефонные переговоры с премьер-министром Курдистана Масруром Барзани и премьер-министром Ирака Мустафой аль-Казими. На следующий день госсекретарь США и министры иностранных дел Франции, Германии, Италии и Великобритании, выступив совместно, гневно осудили ракетную атаку в Эрбиле. Затем последовали заявления МИД Норвегии. Бельгии, Польши, Канады, Эстонии и ряда других стран, а также ООН.
18 февраля министры обороны стран НАТО приняли решение об увеличении численности военного персонала в Ираке в восемь раз – с 500 до 4 тыс. человек. Ракетный удар в Эрбиле «подчёркивает важность нашей работы», заявил шеф Пентагона Ллойд Дж. Остин III, приветствовавший «расширение роли миссии НАТО в Ираке».
Датчане в Ираке
Вашингтон давно настаивает на таком «расширении». Одновременно Белый дом давит на зависимые от него Багдад и Эрбиль. Генсек НАТО Йенс Столтенберг подчеркнул, что расширенная миссия сохранит статус тренировочной, руководство будет осуществлять Дания, а выделенные контингенты не будут принимать участие в боевых операциях. Обоснование 8-кратного увеличения военного персонала НАТО в Ираке шаблонное: «Мы делаем это по приглашению иракского правительства. В Ираке есть уже ряд баз, которые используют силы коалиции и иракские войска, где мы сможем разместить своих инструкторов. Эффективная подготовка иракской армии является лучшей гарантией того, что [запрещенная в РФ] террористическая организация «Исламское государство»* больше не сможет вернуться в Ирак».
Напомним, что работа миссии НАТО в Ираке была заблокирована в январе 2020 года после убийства иранского генерала Касема Сулеймани и высокопоставленного руководителя иракского «народного ополчения». Тегеран неоднократно подчёркивал, что не оставит это преступление безнаказанным, подтверждая это делом; достаточно вспомнить ракетные удары КСИР по объектам коалиции, включая крупнейшую в Ираке базу «Айн аль-Асад» в провинции Анбар. Неудивительно, что ракетный обстрел 15 февраля многие связали с Тегераном, хотя там отвергли свою причастность. Ответственность за обстрел взяла на себя прежде не известная группировка.
Тем более громким выглядит поднявшийся переполох. Всю ночь над прилегающими районами столицы автономии барражировали американские боевые вертолёты, срочно организованная силами безопасности поисковая операция утром обнаружила место пуска и «орудие преступления» – им оказалась кустарная РСЗО, смонтированная в кузове пикапа. Завершив стрельбу (при этом три снаряда не сошли с направляющих), нападавшие подорвали автомобиль и скрылись.
Остатки самодельной пусковой установки 107-мм НУР иранского производства «Фаджр-1»
Реакция командования базы в Эрбиле была близка к панике – истребители F-35, находившиеся вне капониров, были по тревоге подняты в воздух и перелетели на базу «Айн аль-Асад». Там также срочно ввели повышенные меры безопасности: доступ внутрь периметра для иракцев был воспрещён, в воздух подняли аэростат наблюдения с аппаратурой РЭБ, в полную боевую готовность были приведены средства ПВО. Американцы не забыли, что эта база была целью иранских ракетных ударов, но тогда иранское руководство назвало их лишь пощёчиной, намекнув, что возмездие ещё ждёт своего часа. Кроме того, в иранских СМИ активно обсуждали тогда, что F-35 с авиабазы в Эрбиле могли стать косвенной причиной трагедии с украинским гражданским самолётом. Тогда отношения между США и ИРИ находились в точке кипения, и шесть новейших истребителей, совершавших манёвры вдоль границы с Ираном, периодически снижаясь до сверхмалых высот, были явной провокацией. Американцы рекламировали эти самолёты как невидимые для радаров, и расчёт иранского ЗРК допустил роковую ошибку, сбив пассажирский авиалайнер.
Обстрел аэропорта Эрбиля, где F-35 ВВС США базируются на постоянной основе, показал, что самолёт пятого поколения стоимостью около 130 млн. долларов может стать доступной целью для РСЗО на пикапе ценой в несколько тысяч долларов. Таких пикапов в Ираке огромное количество, а установить в кузове ракетную установку – дело полутора-двух часов. Тут действительно есть повод задуматься.
Истребители F-35А ВВС США в полёте
Остроты добавил комментарий известного шиитского религиозного деятеля Муктады ас-Садра. По его мнению, турецкие военные операции на иракских границах, напряжённость в Синджаре, ракетный обстрел Эрбиля и насилие в южных провинциях Ирака – всё это попытки отменить или хотя бы отложить запланированный визит в Ирак папы римского. Ас-Садр призвал правительство Ирака подойти к этому с «осторожностью и мудростью».
Однако официальный представитель МИД Ирака подтвердил, что 5 марта папа Франциск прибудет в Багдад. В ходе первой в истории поездки в Ирак глава Ватикана посетит Наджаф, чтобы провести встречу с Великим аятоллой Али аль-Систани, высшим шиитским духовным лидером, а затем отправится в Курдистан, где встретится с курдскими официальными лицами и проведёт мессу в Эрбиле. Как мрачно шутят в социальных сетях, папа будет благословлять контингент НАТО – других католиков в Ираке не сыщешь.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Антон Веселов