Тарло Евгений: О причинах валютного кризиса в стране. (11.03.2015)

 Доклад члена Совета Федерации Е.Г. Тарло Совету Федерации 3 марта 2015
«Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти» (см. ч.2 ст.75 Конституции РФ).

Те же слова, со ссылкой на Конституцию, находим и в ст.1 Общих положений Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо ни от каких других органов власти.

В понедельник, 15 декабря, произошёл резкий обвал рубля более чем на 8 % - курсы к закрытию торгов составили 64,45 и 78,87 рублей за доллар и евро.

Это падение стало рекордным с приснопамятного кризиса 1998 года, и СМИ, по традиции, назвали этот день «чёрным понедельником».

Вторник, 16 декабря,стал ещё более «чёрным»: курс евро и доллара достигали отметки в 100,74 и 80,1 рублей. По сведениям СМИ, в «чёрный вторник» отделения банков в ряде регионов значительно завышали курс продажи валюты (но не покупки!) и продавали обескураженному населению доллар по более, чем 80 рублей, а цена на евро достигала 150 рублей. В некоторых отделениях наблюдалась нехватка наличных долларов и евро, а некоторые банки ограничивали снятие долларов и евро в банкоматах.

Чтобы сбить панику, Центральный банк в ночь с понедельника на вторник резко, с 9,5% до 17% поднял ключевую процентную ставку. Благодаря массированным валютным интервенциям - 4 миллиарда 344 миллиона долларов за эти два дня - ко второй половине дня вторника рубль слегка укрепился, и торги завершились с официальным курсом 67,89 и 85,15 рублей за доллар и евро соответственно. Затем рубль частично восстановил свои позиции, завершив год курсами 56,24 и 68,37 рублей за доллар и евро соответственно.

События 15-16 декабря стали кульминацией до того плавного и длительного снижения курса рубля к доллару и евро, сопровождавшегося значительными валютными интервенциями ЦБ РФ. С начала 2014 года по 11 ноября (день, когда ЦБ объявил о переходе курса рубля в «свободное плавание») на поддержку курса рубля валютными интервенциями ЦБ пустил 71 миллиард 778 миллионов долларов из общего объёма в 89,9 миллиардов долларов ЗВР, израсходованных за это время.

Курс рубля на том же промежутке времени упал почти на 30% (28,8%, если быть точнее).

Таким образом, мы видим, что, невзирая на беспрецедентный объём валютных интервенций, стойкую тенденцию снижения курса национальной валюты по отношению к ведущим мировым валютам ЦБ не переломил. В чём причина такого положения?

Ответы большинства экономистов - самых разных экономических школ, в том числе работающих на Правительство и Центральный Банк - на этот вопрос схожи: причины носят как ситуативный, связанный с текущей геополитической и геоэкономической ситуацией, так и фундаментальный характер.

Все эксперты и государственные ведомства указывают на фундаментальные структурные проблемы нашей экономики, заключающиеся, прежде всего в гипертрофированной зависимости как всей экономики, так и государственного бюджета от объёмов и темпов прироста или падения валютной выручки (долларовой по-преимуществу) от продажи энергоносителей и другого сырья.

Эта зависимость, не взирая на все декларации и призывы правительства, в последние годы не только не уменьшилась, но и возросла. И это не только зависимость государственного бюджета от поступления таможенных платежей от экспорта и импорта. Фундаментальная зависимость нашей экономики от притока долларов США глубже: само устройство нашей финансовой системы базируется на долларе. Эта зависимость определяется в первую очередь эмиссией национальной валюты в зависимости от объёмов и темпов поступления долларов США, структурой наших ЗВР, размещением резервов в США, «бюджетным правилом» и многими другими факторами, среди которых не последнее место занимают нормативы Центрального Банка и многочисленные публичные заявления руководителей финансовых ведомств и учреждений о влиянии политики США и цен на нефть на курс нашей валюты.

Свою, хоть и не столь значимую по сравнению с вышеперечисленными фундаментальными факторами, роль сыграли и ситуативные факторы:

- прежде всего, конечно, это падение цен на нефть;

- фактический запрет на кредитование и рефинансирование наших предприятий и банков в порядке так называемых «санкций» против России, введённых западными странами;

- разрыв экономических связей с Украиной;

- международная обстановка: геополитическая нестабильность и война вблизи российских границ;

- значительные социальные обязательства, опередившие возможности бюджета и повышение производительности труда.

Следует отметить, однако, что большинство негативных факторов возникло давно и их негативное влияние были лишь усилено и ускорено «санкциями» западных стран и падением цен на нефть.

Всё это вместе взятое обусловило крайне неблагоприятный фон для национальной валюты России.

Вместе с тем следует отметить, что все до одного фундаментальные негативные факторы имели место задолго до нынешнего валютного кризиса. Фактор снижения цен на нефть, памятуя историю СССР середины 80-х годов прошлого века, был вполне прогнозируем в условиях международной нестабильности и развязанной против России экономической войны. А санкции Запада в отношении России также сначала были провозглашены, а потом постепенно вводились и усиливались. Спекулятивное же, необоснованное понижение кредитного рейтинга России, регионов и российских компаний, на который часто ссылаются как действующий, так и бывший министры финансов России, является одним из неизбежных и ожидаемых средств ведения Западом экономической войны против России.

Резюмируя, скажем, что все без исключения неблагоприятные факторы, влияющие на устойчивость национальной валюты, обеспечивать которую есть конституционная обязанность Центрального банка, были известны заранее или достаточно точно прогнозируемы на месяцы вперёд. Мы никак не можем согласиться с заявлениями официальных лиц о том, что валютный кризис стал подобен «идеальному шторму». Шторм возникает внезапно. Кризис был ожидаем и прогнозируем, что давало возможность и Правительству, и Центральному Банку заблаговременно подготовиться, разработать и осуществить план эффективных антикризисных мероприятий.

.... На пленарном заседании Совета Федерации (первом после летних каникул) я предложил заслушать наши финансовые власти о плане антикризисных мероприятий на закрытом заседании комитетов по бюджету и финансовым рынкам и по экономической политике. Закрытом - потому, что план правительства, и это очевидно, не подлежал разглашению: ведь он должен был содержать как открытые, так и закрытые меры по пресечению и противостоянию недружественным действиям западных стран.

... Состоялось заседание Комитета по бюджету и финансовым рынкам, на котором мы услышали невнятную скороговорку заместителя Министра финансов Алексея Владимировича Моисеева и увидели загадочно-насмешливую улыбку Первого заместителя Председателя Центрального Банка Ксении Валентиновны Юдаевой. Чёткого плана действий по выполнению конституционной обязанности сохранения стабильности национальной валюты мы не услышали.

Результатом такой бездеятельности и явной недооценки негативных факторов и стал обвал национальной валюты, резкое снижение ЗВР и - главное! - потеря с таким трудом и жертвами завоёванного доверия к рублю. Имелись ли у ЦБ и Правительства рычаги для предупреждения столь негативных последствий или снижения их тяжести?

Да, имелись.

Мы все понимаем, что при такой структуре экономики, как у нас, и при такой комбинации неблагоприятных условий, а также резком снижении доходов бюджета от экспортных поступлений, девальвация рубля была неизбежной и необходимой.

На снижение курса рубля не могла также не повлиять необходимость крупных выплат наших системообразующих компаний западным кредиторам в конце 2014 года, сроки и объёмы которых также были известны заранее. При наличии всех этих хорошо известных и прогнозируемых негативных макроэкономических и ситуативных факторов, диктующих неизбежность снижения курса рубля, и с учётом развязанной против нас экономической войны, ЦБ просто обязан был заранее подготовить и план быстрых действия на случай экстремальной ситуации, на случай резкого усиления и возникновения новых негативных факторов.

Длительное же и плавное снижение курса рубля при одновременном расходовании значительных резервов для поддержания курса показало всем участникам рынка - и российским, и западным - тренд национальной валюты и предопределило их действия по постепенному переходу из рубля в доллар как средству накопления, резко снизило всю другую инвестиционную активность. В этих условиях такие события как введение новых санкций, прекращение кредитования за рубежом, снижение рейтингов и падение цен на нефть не могли не создавать условий для ажиотажного спроса на иностранную валюту на рынке.

Очевидно, что снижение курса должно было пройти в управляемом процессе, но не плавно, а резко, единовременно - так, чтобы не дать времени на бегство от рубля, не дать простора спекулятивным операциям и не вызвать резкий отток рублёвых сбережений граждан из банков. То есть, девальвировать национальную валюту, раз уж есть такая необходимость, нужно было так, как это сделали Центробанки столь же зависимых от нефтяных доходов Казахстана и Азербайджана.

Центральный же Банк России до середины ноября прошлого года сжигал ЗВР в безуспешных, как оказалось, валютных интервенциях, не предпринимая ничего из большого арсенала доступных ему средств, о которых буквально кричали в своих статьях и выступлениях известные в стране экономисты - такие как М. В. Ершов, С. Ю. Глазьев и многие другие. Они вполне обоснованно и со ссылками, как на российский, так и на европейский опыт, предлагали ввести на период кризиса с последующей их отменой после стабилизации меры административного валютного регулирования. Среди таких мер:

- «нулевая позиция банков по конверсионным операциям»;
- более благоприятные для рублёвых, чем для валютных операций нормы резервирования;
- временные ограничения на вывоз валюты;
- валютный налог;
- продажа части валютной выручки экспортёрами Минфину и др.

Вместо этих мер, эффективно применявшихся в периоды валютных кризисов многими государствами, и Центральным банком России в 1998 году тоже, Центральный Банк в 2014 году свёл работу по поддержанию национальной валюты ко всё возрастающим интервенциям, которые не только уже не могли остановить падение курса рубля, но и провоцировали игру рынка против рубля!

А в панических условиях обвала рубля 15-17 декабря 2014 года ЦБ РФ резко повысил ключевую процентную ставку.

Повышение ключевой ставки - обычная мера для борьбы с валютными спекуляциями. Такие меры принимали и Центральные банки ведущих европейских стран, но эти меры были кратковременными и эффективными.

Повышение же ключевой ставки нашим ЦБ явилось мерой
а)     запоздалой - кризис уже был в полном разгаре;
б)     малоэффективной - на руках у коммерческих банков России находится примерно две трети рублёвой массы, находящейся в обороте;
в)     недостаточной, поскольку в условиях начавшегося массового перевода рублёвых средств в валюту нужны были и другие меры, которых, в принципе, было достаточно не только для поддержания снизившегося, но и для удержания на любом необходимом для финансовых властей уровне.

Цель повышения ключевой ставки ЦБ - уменьшить денежную ликвидность банков, которую они могут использовать для покупки валюты и, тем самым, понижения курса рубля. Однако эта мера не безобидна, поскольку, с одной стороны, снижая возможности для коммерческих банков покупать валюту на рынке, ЦБ, одновременно, снизил доступность денежных средств, предоставляемых банками в качестве кредитных ресурсов для экономики. Кроме того, повышение кредитных ставок повлекло за собой виток инфляции, вызванный уже не ситуацией в экономике и на потребительском рынке, а действиями самого Центрального Банка. Механизм инфляционного воздействия повышения процентных ставок на экономику заключается в том, что предприятия, получая кредитные ресурсы по повышенным ставкам, вынуждены закладывать их в свои затраты и повышать цены на отпускаемую продукцию, то же самое происходит в торговых сетях и с импортными закупками. Ситуация усугубляется тем, что повышение процентных ставок произошло на фоне сильно упавшего курса рубля. Это привело к значительному удорожанию импорта и неизбежно отразится на уровне цен на все товары, включая социально значимые.

Следует отметить и психологическое воздействие курса рубля, а также процентных ставок на уровень цен в стране. Каждый участник рынка, определяя для себя уровень инфляции в стране, ориентируется на её минимальные размеры, определяемые ключевой ставкой ЦБ. Кроме того, в условиях значительной долларизации экономики страны, продавцы товаров даже внутреннего производства поднимают цены, ориентируясь, как и Центральный Банк, на курс доллара. Этот процесс мы наблюдаем сейчас в металлургической промышленности, которая, казалось бы, получила значительные выгоды за счёт относительного уменьшения оценки затрат на производство в иностранной валюте, что делает экспорт металлургической промышленности более выгодным, однако подняла цены вслед за падением рубля, ориентируясь на цены на свою продукцию в «твёрдой валюте». Рост внутренних издержек нивелирует экономические плюсы от девальвации рубля, поскольку раскручивает инфляционные процессы в стране.

И ещё один немаловажный аспект. Все эксперты сходятся во мнении, что одним из важнейших, если не самым важным фактором, влияющим на курс валют, является ДОВЕРИЕ к национальной валюте. Этот социально-политический и психологический фактор находится во взаимосвязи как с объективными макроэкономическими показателями (состояние экономики, размеры резервов, сбалансированность бюджета, инфляционных ожиданий, политической и геополитической обстановки), так и с оценкой деятельности финансовых властей, то есть, зависит от того, что и как они делают.

В этой связи все участники рынка видят угрозу в абсолютной привязке курса национальной валюты к факторам, от российских властей независимым. Примерно две трети ЗВР ЦБ РФ заключаются в валютах США и ЕС и казначейских обязательствах США, размещённых в США. Естественно, что политика ФРС и властей США оказывает прямое влияние на оценку качества и надёжности наших резервов, тем более в условиях напряжённой международной обстановки. Эмиссия валюты РФ - рублей - производится не суверенно, в соответствии с потребностями и возможностями экономики страны, а в зависимости от поступления в экономику РФ долларов США от продажи энергоносителей. Тем самым денежные власти РФ сами отказываются от возможности получения «сеньоража», т.е. доходов от эмиссии денег на территории РФ.

Между тем денежные власти США и ЕС проводят эмиссию своих денег без оглядки на потребности других экономик или поступление рублей и юаней в их страны, а в зависимости от потребностей развития своих стран. Так, в течение ряда лет ФРС США проводила политику «количественного смягчения» в целях стимулирования собственного производства. Такую же политику сейчас проводит ЦБ ЕС, объявив об эмиссии ТРИЛЛИОНА евро и учётной ставке на длительный период.

Нельзя не сказать и том, как пагубно сказываются на нашем валютном рынке постоянные заявления в СМИ ведущих политиков и экономистов о влиянии цен на нефть на курс рубля и состояние бюджета. Уже каждая пенсионерка в РФ знает, что если цена на нефть упадёт, бюджет не будет исполнен, цены вырастут, инфляция увеличится, рубль упадёт. Естественно, что все участники рынка ориентируются прежде всего на цены на нефть и курс доллара относительно других валют, что приводит к нервозности и нестабильности на валютном рынке.

Эксперты считают, что действия и заявления представителей финансовых властей РФ не способствовали повышению доверия к национальной валюте, возможностям и стабильности национальной экономики и были одним из источников панических настроений. В этой связи следует отметить повышение ключевой ставки ЦБ в ночь с 15 на 16 декабря, бессмысленное с практической точки зрения, поскольку биржевые сделки начинались только утром. Сообщение о повышении ключевой ставки было крайне нервозным по своему характеру, не остановило падения рубля и показало всем, что ЦБ не контролирует ситуацию на валютном рынке. Не удивительно, что рынок отреагировал ещё большим падением.

Крайне неудачными следует признать действия финансовых властей по обеспечению необходимых платежей крупными российскими заёмщиками в конце 2014 года. Нельзя было допускать на рынок заявки этих компаний на покупку валюты, поскольку это не могло не дестабилизировать ситуацию. Оказать им необходимое содействие можно было, как это раньше и делалось, путём прямой помощи, предоставления кредитов или совершения сделок на бирже после закрытия торгов по сложившейся цене.

Выводы.

1. Валютный кризис в РФ обусловлен как наличием системных макроэкономических и внешнеполитических проблем, так и факторами санкционного воздействия западных стран, а также спровоцированным непрофессиональными действиями Минфина и ЦБ, снижением доверия к национальной валюте и денежно-финансовым властям. Все негативные макроэкономические и геополитические факторы носили долгосрочный характер и не являлись внезапными, то есть были прогнозируемы.

2. В  процессе подготовки доклада фактов значительных спекуляций национальной валютой, повлиявших на значительное снижение курса, не было выявлено. При этом считаю необходимым отметить, что, по информации руководства ММВБ, около полутора тысяч сделок были направлены в ЦБ для анализа на предмет их спекулятивного характера. Однако, по информации руководства биржи, около двух третей валютных сделок совершаются на межбанковском рынке в России или за рубежом, минуя биржу.

3. В соответствии с Уставом и Правилами ММВБ, Центральный Банк имел все возможности для регулирования торгов на бирже и отслеживания резких колебаний курса. По решению ЦБ торги валютой могут быть приостановлены или прекращены.

4. В  условиях длительного снижения курса и официальных заявлений властей о зависимости курса и состояния бюджета от цен на нефть игра на понижение была ожидаемой реакцией рынка в целях зарабатывания прибыли на падении рубля. Для резкого снижения курса достаточно было не слишком больших средств, направленных на покупку валюты, чтобы спровоцировать ускорение процесса.

5. Анализ   существующего законодательства, действий финансовых властей позволяет утверждать, что в РФ не разработан эффективный механизм анализа тенденций на валютных рынках, действий участников валютного рынка и противодействия спекулятивным атакам на рубль.

6. Длительное снижение курса рубля при значительных валютных интервенциях, а также неконтролируемое падение рубля создали возможность для значительных заработков финансовых спекулянтов как внутри России, так и за рубежом. Отсутствуют гарантии неиспользования валютными спекулянтами инсайдерской информации о действиях ЦБ.

7. ЦБ  РФ и Правительство не приняли своевременно всех возможных мер для поддержания курса рубля на необходимом уровне. Отсутствуют основные и резервные планы действий на случай возникновения и усиления неблагоприятных факторов, влияющих на курс рубля, отсутствуют меры противодействия спекулятивным атакам на национальную валюту.

8. Принятые ЦБ РФ меры по стабилизации валютного рынка оказались запоздалыми, слабоэффективными и недостаточными для удержания курса рубля на необходимом уровне.

9. Повышение ключевой ставки ЦБ РФ вызвало резкое увеличение инфляции, отток вкладов населения из банков и валюты из страны, сделало кредиты недоступными для бизнеса. Банковская система не только перестала выполнять свою основную функцию финансирования экономики, но, наоборот, стала потребителем гигантских средств из антикризисных фондов.

Предложения.

1. Изменить Конституцию РФ и закон РФ о Центральном банке.

Возложить на ЦБ ответственность за обеспечение финансового суверенитета РФ и создание условий для финансирования экономики страны в целях обеспечения устойчивого экономического роста и эффективного оборота российской национальной валюты.

Расширить состав и полномочия Национального финансового совета. Лица, связанные прямо или косвенно с работой в ЦБ или с организациями, подконтрольными ЦБ или работающими по заказам ЦБ, должны составлять меньшинство от членов Совета.

Прибыль Центрального Банка должна целиком зачисляться в бюджет. Центральный Банк должен осуществлять свою деятельность на основе бюджета, являющегося частью государственного бюджета РФ и не зависеть от размера получаемой им прибыли.

Правила бухгалтерского учёта в ЦБ РФ должны утверждаться Правительством РФ, а его соблюдение контролироваться Счётной палатой. В части соблюдения законодательства РФ о противодействии коррупции, о соблюдении государственной тайны и недопущения несанкционированной утечки информации, влияющей на принятие решений о действиях на валютном, денежном и фондовом рынках, Центральный Банк и его сотрудники должны быть подконтрольны соответствующим специальным службам и правоохранительным органам. Генеральная прокуратура должна осуществлять общий надзор за соблюдением законов в банковско-финансовой сфере, в том числе, в деятельности Центрального Банка.

2. Провести анализ и разработать предложения о коренном реформировании банковской системы в стране в целях обеспечения условий для формирования такой кредитно-банковской системы, которая обеспечит надёжное сбережение накоплений населения, предприятий и организаций, бесперебойные расчёты и финансирование экономики страны, обеспечивающее её ускоренный рост.

3. Принять дополнительные меры по противодействию валютным спекуляциям и вывозу валюты.

4. Создать дополнительные финансовые инструменты для обеспечения сбережения накоплений граждан и организаций.

5. Наладить экономически обоснованный, но масштабный выпуск долгосрочных облигаций Федерального агентства по ипотечному кредитованию, которые должен приобретать ЦБ РФ за счёт суверенной рублёвой эмиссии в объёме, достаточном для бесперебойного кредитования ипотеки в стране под низкие (3-5-7) процентные ставки.

6. Преобразовать  суверенные фонды РФ в юридические лица. Фонд национального благосостояния наполнить, помимо средств в валюте, рублями, полученными от реализации ЗВР в результате валютных интервенций, а также высоколиквидными активами в виде акций и облигаций крупнейших российских компаний и корпораций, правами на месторождения полезных ископаемых.

Преобразовать ФНБ в Российский фонд развития, создав соответствующие органы управления и контроля за его деятельностью. В целях привлечения средств, вывезенных из России, выпустить валютные облигации фонда на предъявителя, подлежащие безусловному обмену, как на рубли, так и на любую котируемую на биржах валюту. Обеспечением облигаций должно выступить всё имущество Фонда. Фонд должны возглавить люди, являющиеся авторитетами, как в политике, так и в экономике.

Задача Фонда - финансировать под низкие проценты наиболее крупные и эффективные проекты развития в соответствии со стратегическими планами развития экономики РФ.

7. В  целях повышения устойчивости рубля и повышения доверия к национальной валюте сформировать Казну Российской Федерации как всю совокупность государственных денежных средств и имуществ. В этих целях передать функцию учёта всего федерального имущества казначейству.

Данные о наличие федеральных имуществ и средств в казне Российской Федерации регулярно публиковать.

Казначейство наделить правом выпускать казначейские обязательства под имеющиеся в распоряжении ликвидные активы и размещать их на рынках, а также, при необходимости, продавать ЦБ.

8. Рекомендовать ЦБ:
- изменить соответствующие нормативы в целях создания преимуществ по ведению рублёвых, а не валютных операций в стране;
- уменьшить количество резервов в валюте США и размещать их с учётом геополитической ситуации в мире;
- увеличить резервы в национальных платёжных средствах и активах, а также в платёжных средствах и других активах стран, не применяющих в отношении РФ санкционные меры.

9. Разработать систему мер, исключающих использование бюджетных средств для валютных спекуляций.

Среди таких мер может быть запрет государственным предприятиям и организациям, органам управления всех уровней использовать временно свободные средства для размещения на краткосрочных депозитах в банках (на срок менее одного года). В случаях нарушения таких ограничений переводить счета организаций в органы казначейства.

10. Рекомендовать ЦБ и Минфину проанализировать возможность и последствия введения оборотного налога на валютные операции по продаже рублей. Налог взимать в валюте в размере одного процента от каждой сделки, как на бирже, так и на межбанковском рынке и в обменных пунктах. Налоговыми агентами сделать банки, обменные пункты и брокеров. Разработать систему контроля и отчётности.

Предусмотреть возможность возврата уплаченного налога при пересечении границы товарами для использования в качестве комплектующих в производстве на российской территории и потребительских товаров по специальному списку.

11. Рекомендовать Государственной Думе:
- изучить и рассмотреть вопрос об использовании денежных средств ЦБ РФ, полученных в результате покупки рублей при осуществлении валютных интервенций;
- изучить и рассмотреть вопрос о порядке учёта, методики определения и использовании прибыли ЦБ РФ.




Член Совета Федерации Е.Г. Тарло
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
11.03.2015

Тарло Евгений
Источник: http://tarloeg.livejournal.com/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта