Александр Буренков: О Русской Православной цивилизации. Что это такое? (26.05.2020)

ТГ-канал Сорок сороков утверждает, что Россия это «… Русская Православная цивилизация, внутри которой на протяжении многих веков сохранялись и развивались много наций, со своим традиционным укладом и вероисповеданием…». Из этого базового положения коллеги исходят и в своей публикации о "неоконовской диверсии против русского народа".

Мы не возражаем против использования понятия «Русская Православная цивилизация» в отношении русского народа. Но Россия относится к русско-славянскому культурно-историческому типу (цивилизации). Чтобы доказать это Данилевский еще в 1869 г. сделал научное открытие (признанное на Западе) о том, что мировая история представляет из себя историю культурно-исторических типов, у каждого из которых есть свои самобытные цели, только в движении к которым и состоит на самом деле Прогресс. У евреев эти цели – в религиозной сфере, у греков – в искусстве, у римлян – в праве, у народов стран Запада – в НТП, у русских – в общественно-экономической сфере.

Историческое движение народа, составляющего собой цивилизацию или часть её, происходит под воздействием заложенного в народных началах этнокультурного кода, который через историческое воспитание приобретает характер культурно-исторического инстинкта.

Религия играет громадное значение, но не является первичной нородообразующей силой на этнографическом этапе истории народаРусь Новгородская существовала (только в писаной истории!) уже за сто лет до Крещения.

Отождествление Руси-России с Православием происходит в силу почти полного совпадения типических черт русского народного характера с положениями христианского вероучения и в силу малого периода записанной Древней истории восточных славян. Но существование России в условиях ограниченного со стороны государства Православия (236 лет Соборы не собирались) в Романовский период и прямых гонений в Советский период, и в современный, когда после 30 лет свободы в Церковь пришло не более 2-3 % русских, лучшим образом доказывает верность научного открытия Данилевского.

Но роль Церкви громадна. Мы уверены, что без Христианства восточные славяне не смогли бы создать такое могучее государство, как Россия, оказались бы распылёнными по необъятным просторам или уничтожены германцами, как полабские славяне. Дух русского анархизма, полностью проявивший себя в 1917-20-х гг. как единственная народная сила, не имевшая внешних ресурсов, является тому доказательством.

Учение Данилевского может лечь в основу обретения национальной идеологии России, так как в нём каждое положение является отражением реально существующего явления. Россия – русская цивилизация. Если бы не произошел постепенный отказ от самоназвания «Русь» в пользу «Россия», то сегодня не было бы никакой путаницы. Мы все были бы русскими: русские славяне, русские татары, русские чеченцы и т.д. Разве может быть для малых народов России что-то унизительное в такой идентичности? Разве она не соответствует действительному положению дел, когда все граждане всех национальностей России владеют русским языком и знают русскую историю и культуру? Это и называется культурной ассимиляцией, при которой человек иной культуры, остаётся в своей этнически родной Малой Родине, но входит в культуру государствообразующего народа, которая для него тоже становится родной, как культура его Большой Родины?

Народы других вероисповеданий могут, должны входить и входят в культуру Русского Мира, но не могут войти в «Православную цивилизацию». Государствообразующий народ на цивилизационной ступени создаёт гражданскую политическую нацию, в которую на равных правах входят граждане всех национальностей. В целях обретения национальной идеологии необходимо согласие в самоидентификации всеми гражданами себя как граждан русской нации. Это достижимо, потому что является реальностью, подтверждённой историей. И непродуктивно и вредно в поиске объединяющей национальной идеологии опираться на понятие «Православная цивилизация».

Другие статьи автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Россия не Европа"


/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
26.05.2020

Буренков Александр
Директор Института русско-славянских исследований им. Н.Я. Данилевского, главный редактор газеты "Гражданин-созидатель", кандидат философских наук, предприниматель





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта