Василий Мельниченко: О жизни в глубине души России – О её настоящем и будущем (05.09.2018)
Федеральный сельсовет, руководителем которого является известный уральский фермер Василий Мельниченко, представили Алексею Гордееву (А.В. Гордеев, заместитель председателя правительства Российской Федерации по сельскому хозяйству с 18 мая 2018 года – прим. редакции) предложения по развитию сельских территорий. В частности, как рассказал Василий Мельниченко, основным вопросом, поднимавшимся на встрече, стало обсуждение отсутствия системного подхода в управлении пространствами (например, в форме агентств пространственного развития и их надстройки - института развития сельских территорий), способного решить проблему, используя возможности и внутренний потенциал самих территорий.
- Василий Александрович, пространственное развитие – это что-то новенькое в лексиконе отечественных сельхозпроизводителей. Могли бы вы объяснить подробнее, о чем именно речь?- Речь, прежде всего, о едином подходе к развитию сельских территорий России на федеральном уровне, а название — это всего лишь дань моде. По сути, речь идет о консолидации усилий всех министерств и ведомств в работе над благоустройством каждого квадратного метра пространства, которым обладает наша страна. О том, чтобы дорога до сельской больницы или школы прокладывалась не по остаточному принципу, а четко формировалась уже на глобальном уровне, так же как и развитие любой другой инфраструктуры. Это очень важно для полноценного развития территории. Не может быть экономического развития без социального благополучия, без очевидного и перспективного комфорта твоей среды обитания. Мы изучили мировой опыт работы пространственного развития территорий и теперь необходимо решить, какой из них в большей степени соответствует нашим реалиям, или, необходимо на основе имеющегося опыта и родного менталитета, сделать что-то свое.
На сегодняшний день агентства пространственного развития работают во многих странах. При этом, если в США – это более 20 000 агентств, занимающихся развитием локальных территорий, то в Европейском Союзе это несколько фондов, но много их подразделений. Последние, тем не менее, за время своего существования, прошли путь от обеспечения продовольственной безопасности на основе интенсивного сельского хозяйства до обеспечения мер поддержки диверсифицированного развития многофункциональной сельской экономики, созданию привлекательных рабочих мест и повышению рекреационного и экологического потенциала села. Для России с ее колоссальными просторами отсутствие институтов развития территорий абсолютно недопустимо: пространства накладывают отпечаток на все происходящие в стране процессы, имеют огромное экономическое, социальное и геополитическое значение как для страны в целом, так и для каждого отдельного ее жителя.
- Возможное создание Национального проекта «Развитие сельских территорий», говорю именно «возможное», потому что это пока лишь только предложение, конечно, больше чем идея, но тем не менее они связаны с этими предложениями. 12 Национальных проектов уже созданы, и, как я понимаю, практически утверждены, а этот возникает дополнительно, денег на него в бюджете не предусмотрено. Как вы считаете, насколько реально появление этого 13 Нацпроекта?
- На мой взгляд, этот проект может действительно стать для страны экономическим чудом. Как я однажды и сказал Президенту В.В. Путину. Ведь по факту он основан на его поручениях ещё от 2014 года. Кстати, наше общественное движение работало совместно с представителями Комитета гражданских инициатив над их формированием, и они почти полностью вошли в состав этих поручений. Но вот выполнение этих поручений! К сожалению, именно они остались невыполненными, наверное, в самом большом процентном соотношении по сравнению с майскими указами других лет (не более 37%). Как результат, мы наблюдаем прогрессирующую деградацию развития сельских территорий по территории нашей страны.
Почему, вы думаете, что когда данные поручения будут в отдельном Национальном проекте, то они будут реализовываться иначе? Появится политическая воля или дополнительная сила?
Думаю, и то и другое уже появилось. Возможно, ещё не окрепло, но это уже появилось, это факт, я это понял в разговоре с Алексеем Васильевичем. Старая модель экономики для глубинки уже не работает, а новая ещё не начала. Мы стараемся не просто обратить на это внимание, мы хотим это изменить. Мы предлагаем новую модель, которую нужно обсудить, потом обкатать на пилотных территориях, и дальше уже сформировать её целостным механизмом, который учитывает особенности всех территорий нашей страны, и даст тот результат при реализации, что заявлял в своих поручениях Президент в 2014 году. Не может реализовываться проект – «Всеми и в то же время Никем»! Всеми, потому что, почти в каждом министерстве есть часть этого поручения: и у Минобра, и у Минздрава, и у Минэкономразвития у всех двенадцати министерств есть план реализации своих программ на сельских территориях. У Минсельхоза целая программа «Устойчивое развитие сельских территорий», а координации между министерствами нет, потому что не было ответственного за результат! Вот в этом и вся причина. А как вы знаете, создание национальных проектов и было задумано с тем, чтобы у каждого направления был ответственный за исполнение и результат. Селянам очень нужен этот Национальный проект!
Понимаете, Гордеев – профессионал. Инициируя сейчас этот проект, он понимает всю сложность поставленной задачи, и тем не менее берёт на себя ответственность за ее реализацию. Когда мы с ним встречались, то больше часа разговаривали на эту тему. У Федерального сельсовета очень много наработок. Мы фактически по всем направлениям формирования Национального проекта прошлись. Почти всё, что есть в программе «Укоренение Народа на земле», принятой на Съезде делегатов от сёл, деревень и малых городов в марте 2018 года, присутствует и в концепции Нацпроекта, а это значит что время всё таки пришло, и та работа, в которой участвовали представители практически всех регионов, ведущие промышленники, наука и образование, стала востребованной!
- Если на таком уровне есть интерес, если низы всё-таки смогли, а верхи захотели, значит Национальный проект, скорее всего, будет создан?
- По всем показателям вроде бы так, но не всё так просто. Теперь надо что бы Андрей Белоусов (помощник президента России, ранее занимал должность министра экономического развития РФ – прим. редакции) с Алексеем Гордеевым смогли обосновать эту позицию и убедить Президента, что это время настало и теперь тема достойна отдельного Национального проекта. Потом нужно у всех министерств деньги выделенные им на сельские проекты забрать в этот проект, проанализировать, достаточно ли их там было запланировано, (а мы с вами точно знаем, что деревня всегда финансировалась по остаточному принципу), и уже после этого говорить о выделении финансирования.
- Соответственно, денег из плановых, точно не хватит, и где взять остальные?
- Вот как раз, видимо, Президент и правильно поручил изучение предложения по созданию этого проекта А. Белоусову, потому что он недавно сделал предложение по изъятию сверхдоходов у олигархов металлургии и химической промышленности. Кстати, поддерживаю это предложение, по сути, это не изъятие, а возврат той помощи, которую этому сектору и конкретным людям давно оказали, благодаря которой они смогли модернизировать оборудование, и много чего смогли… каждый год проводят соревнования у кого яхта длиннее. Если бы на село лет десять назад дали бы столько поддержки как им, то мы бы уже давно всё вернули, и село наше было бы привлекательным и комфортным.
Я передал Алексею Васильевичу (Гордееву – прим. редакции) наши предложения, они очень дельные и глубоко проработанные. Мы знаем где деньги на Нацпроект взять, программа развития которую мы на Съезде в марте этого года приняли, даёт сильнейший экономический эффект – при заказе фермерами и крестьянами полноценного набора сельхозтехники, производственного, перерабатывающего и другого оборудования, мы получим мощнейший импульс для развития индустрии нашей промышленности и только в виде налогов, существующих акцизов и сборов сможем увеличить бюджет почти на 2 триллиона рублей. Это экономически состоятельная программа развития с окупаемостью государственных вложения путём сбора налогов в течение двух лет и возвратом заёмных средств у государственного банка в течение 5 лет.
- То есть, как я понимаю, деньги, вложенные в деревню, в сельский бизнес, тут же перенаправляются в промышленность.
Всё верно. Именно крестьянин является основным заказчиком у нашего промышленника, а Государство должно сейчас выступить как чёткий регулятор и грамотный управленец. Заранее планируя все денежные направления, мы понимаем, если не выводить финансы за рубеж, а вкладывать их в местную промышленность, строительную индустрию, то они никуда не деваются, они внутри нашей экономики работают, генерируют налоги, дают работу людям. И всем хорошо. А когда говорят, что у нас денег нет, просто может это не правильно понимают, дать денег на село, для них это как в сказке про Буратино – закопать их на «Поле чудес», когда рядом прячутся мошенники которые их тут же заберут. И, наверное, это справедливо выделить деньги без возможности отследить и оценить по реальным критериям конечный результат, по факту так получается и выглядит.
Только представьте себе, насколько увеличится производительность реального сектора экономики, если начнут работать тысячи заводов! А на сколько вокруг этого увеличится строительство, сфера обслуживания, а ? Представляете? Факт, что одно полноценно созданное рабочее место в сельском хозяйстве, даёт 7-8 рабочих мест в других отраслях.
- Хорошо, что дальше ? Вы считаете, что ваши планы осуществимы?
- Да, именно так я и считаю, а после встречи с Алексеем Васильевичем Гордеевым, я понял, что теперь такая возможность у нас появится. Наше движение уже давно над этой стратегией работает, и вера в светлое будущее у многих наших соратников уже на волоске держится. С созданием Национального проекта «Развитие сельских территорий» мы точно получаем шанс остановить деградацию глубинки и укрепить Россию. Мы поддержим его и помогать будем всеми силами. Первое созовём Съезд Федерального сельсовета в начале октября, активизируем созданные экспертные группы для работы по формированию детальных предложений в Нацпроект. По моему убеждению, только снизу сформированная программа должна обсуждаться в органах государственной власти и обосновывать её должны исполнители и пользователи, а не посредники. Тогда есть все шансы, что сработает программа.
Хочу обратится к нашим друзьям и коллегам из сёл, деревень и малых городов, ко всем, крестьянам, рабочим и трудовой интеллигенции живущих в глубинке – пришёл наш час, отнеситесь к этому со всей серьёзностью, если мы с вами это сейчас не сделаем, то следующего раза уже может не быть!
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Василий Мельниченко