Сергей Васильев: Об экономической сути «Нацпроектов»: прорывы только на словах… (13.02.2019)
Правительство наконец-то разместило на своем сайте финальные цифры по «Нацпроектам».
Там в ярких картинках со слайдами можно увидеть обзор всех 12-ти проектов, озвученных Путиным, которыми теперь будет заниматься правительство Медведева ближайшие шесть лет.
Всматриваясь в них, я сделал несколько открытий.
Во-первых, оказалось, что все эти широко рекламируемые правительством и президентской администрацией проекты – от образования до АПК – суть просто исполнение обычного бюджета.Там в ярких картинках со слайдами можно увидеть обзор всех 12-ти проектов, озвученных Путиным, которыми теперь будет заниматься правительство Медведева ближайшие шесть лет.
Всматриваясь в них, я сделал несколько открытий.
Прежде мне казалось, что Путин, озвучивая свои «нацпроекты», ставит для правительства какие-то новые амбициозные планы. Мол страна уже достигла определенных результатов, но нам нужен рывок, именно скачок в развитии, и потому следует не просто исполнять бюджет, а сделать некое сверхусилие. Отсюда де и возникли «Национальные проекты» на период до 2024 года. Так я тогда услышал – ну, или хотел услышать.
А теперь посмотрим, что мы получили по факту.
Итак имеем общую цифру на шесть лет по всем нацпроектам – 25,7 трлн. руб. По 4,28 трлн. в год.
Много это или мало?
Нужно понимать, что на сегодня совокупные расходы консолидированного бюджета России составляют около 35 трлн. руб. в год, т.е. запланированные «нацпроекты», это всего-навсего расходы в пределах 10-15% текущего бюджета!
Может, это будут какие-то новые расходы, которых не было в предыдущих бюджетах?
Но всматриваясь в описание этих проектов, я не увидел ничего такого, чего не было прежде. Те же самые планы и задачи, просто чуть изменены названия.
Возьмем несколько разделов.
«Здравоохранение».
В «нацпроекте» предусмотрены расходы в 1,7 трлн. руб. или по 287 млрд. руб. в год. Но только в 2017-м году расходы консолидированного бюджета по статье «Здравоохранение» составили 2,8 трлн. руб. Причем если посмотреть по годам, то ежегодный рост расходов по этой статье (ввиду инфляции и просто общего роста бюджета) составлял 200-300 млрд. руб..
То есть широко разрекламированный «нацпроект» по статье Здравоохранение дал обычную стандартную цифру расходов внутри уже имеющегося бюджета. Ничего нового и сверхъестественного.
Тоже самое по статье «Культура», там стоит цифра 113 млрд. на шесть лет., в среднем по 19 млрд. в год. Но сегодня мы уже тратим по статье «Культура» по 500 млрд. в год. Где тут прорыв?
Идем дальше.
Может, там заложены какие-то сверхамбициозные цифры на строительство новых дорог?
По этой статье в «Нацпроектах» я увидел цифру 4,8 трлн. руб. на шесть лет (по 800 млрд. руб. в год), вроде – немало. Но это на первый взгляд.
800 млрд. в год – это уже сегодня объем совокупно федерального и региональных дорожных фондов и других внебюджетных расходов по этим статьям. И тут никакого скачкообразного роста расходов я не увидел.
Аналогично по статье строительство. Просто в презентации про нацпроекты этот раздел назвали новомодными словами «Жилье и городская среда», и там на 6 лет предусмотрен 1 трлн. руб., по 177 млрд. в год. Но так уже сегодня мы тратим в год по статье ЖКХ – 1,2 трлн.
То бишь, повторяю, цифры громких «нацпроектов» – всего 10% внутри старых бюджетных ассигнований. И так по всем статьям. И никаких прорывов и скачков.
Так чего ради городили огород? Вот для чего: теперь старым расходам дали новые красивые имена – чтобы потом можно было ударно, с помпой отчитаться о совершенных «прорывах». Показуха чистой воды…
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Сергей Васильев
Источник: https://publizist.ru/blogs/4796/29456/-