Дмитрий Синяговский: Обращение к православным мирянам Русской Православной Церкви в связи с реакцией священноначалия на эпидемию короновируса (12.05.2020)
(Вступление к статье «Европейничанье как вирус антихристианства»).
В середине прошлой недели (седмица перед Вербным воскресением – Неделей Ваий) мной была завершена статья, к написанию которой меня подтолкнуло возмущение демонстрируемым священноначалием нашей Церкви неверием в то, ради чего священники и служат литургию – в Честны́е Тело и Кровь Христовы, находящиеся в Чаше для причастия.
Спирт, которым служители Церкви обязываются теперь протирать лжицу[1], по мнению священноначалия лучше обезопасит причастников от заразных микроорганизмов, чем находящийся в Чаше Сам Иисус Христос! Это второе Лицо Святой Троицы, Бог-Сын! Проникая в причащающегося человека, Он претворяет его в Себя, освящает[2] его Своей святостью и «обожает» - т.е. обожествляет его! Бог есть любовь – об этом мне твердили священники с амвонов церквей на протяжении 25 лет моей церковной жизни. «Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите» – многократно повторял я эти слова за каждой из 1300 литургий своей жизни. Я исповедовал это перед верующими в храме пением своего хора, много лет служа на клиросе в качестве регента. Затем, много лет, уже не являясь регентом, пел я эти слова, будучи одним из тех, кто составляет народ Церкви. Я верил (как верили тысячи и миллионы православных христиан всех времён и народов), что причащаюсь в «недуг многообразных исцеление»[3] «во освящение, и просвещение, крепость, исцеление, и здравие души́ же и тела»[4]. А теперь я должен считать, как мне ныне внушает священноначалие, что ЛЮБЯЩИЙ МЕНЯ и ВСЕМОГУЩИЙ Христос не защитит меня во время причастия Его Тела и Крови от заразы, которая могла осесть на лжице??!! Тело Христа в Чаше – страшная сила, горящий уголь, огонь, способный опалить всякого дерзкого недостойного человека. И этот огонь не испепелит микропатоген? Создатель всей живой и неживой природы, всего сущего, в том числе и микроорганизмов – слабее некоего несчастного «коронавируса», который и двух секунд без Его санкции[5] не смог бы просуществовать, да и просто появиться на свет? Отговорки и попытки оправдаться идут по двум направлениям: первое – мол это делается ради властей, чтобы не закрыли храмы; второе – приводятся ссылки на «Настольную книгу священнослужителя» Булгакова и на прп. Никодима Святогорца, якобы подобное прописано. И на первое, и на второе можно ответить кратко и просто – никогда в истории Русской Церкви такого не было. Мало ли что писал Булгаков, и даже Святогорец[6] – их мнение не является соборным мнением Церкви. На практике дезинфекция лжицы во время причастия прихожан на литургии применена впервые в истории!!! А радетелей за мир с властями и за сохранение любой ценой храмов открытыми ещё спросим: "Печать Антихриста тоже надо будет принять, чтобы власти не рассердить, а то, не дай Бог, храмы закроют?" В середине прошлой недели (седмица перед Вербным воскресением – Неделей Ваий) мной была завершена статья, к написанию которой меня подтолкнуло возмущение демонстрируемым священноначалием нашей Церкви неверием в то, ради чего священники и служат литургию – в Честны́е Тело и Кровь Христовы, находящиеся в Чаше для причастия.
Также спросим их: "А вам не кажется, что есть предел компромиссов со властью, и этот предел начинается там, где начинается посягательство на основы нашей веры и на святыню, и что Тело и Кровь Христа – самая большая святыня для христиан? Неужто вам недоступна простая духовная арифметика: открытые храмы, в которых оскорбляется Глава Церкви Иисус Христос, где верующим в Него преподносится организованный вами урок вероотступничества, будут свидетельствовать против вас на Страшном Суде – в то время как закрытие храмов при вашей стойкости в вере было бы грехом властей и вашим подвигом исповедничества в глазах Бога и в глазах паствы, которая бы вас полностью поддержала? Неужто противостояние с властями (причём пока лишь гипотетическое, не обязательно имеющее случиться) для вас страшнее, чем отказ от всего того, что вы проповедовали, страшнее чем посягательство на Христа?"
Статья была написана, но не опубликована, так как возникли сомнения, правильно ли, что самое насущное – вопрос реакции церковных властей на коронавирус – оказалось отодвинутым в конец статьи. Прошло три дня, наступило Вербное воскресенье, и высказанный в статье прогноз, что верующим 2-3 недели будут показывать издевательство над Причастием, а потом всё равно храмы закроют и лишат нас Пасхи, сбылся. Теперь, когда это реально произошло, народ вправе спросить своих пастырей и архипастырей:
«Что, пастыри, помогла вам ваша бесхребетность?», как спросил Тарас Бульба своего сына Андрия:
"-Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.
Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.
- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Андрий был безответен.
- Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!»
(Меня могут упрекнуть в несправедливом критическом выпаде в адрес священников, так как они находятся в подчинённом по отношению к своему священноначалию положении. Но можно было хотя бы провести собрания приходов, выработать позицию, осуждающую унижающую Причастие дезинфекцию; публично заявить об этом на своих сайтах, и уже после дополнительного нажима сверху – вынужденно подчиниться, но уже переложив своим первоначальным сопротивлением бо́льшую часть ответственности на священноначалие. Иерархия важна, но и соборность важна. Даже у гонителей христиан – большевиков – она была, и на их языке это называлось «принципом демократического централизма», нарушение которого, в том числе, и привело их к историческому поражению. Вместо этого священники вынуждены оправдываться перед паствой, что они, мол, не согласны, пытаются симулировать процесс дезинфекции лжицы разными ухищрениями. В результате налицо все признаки зарождающегося процесса раскола нашей Церкви. Не хватает только протопопа Аввакума, чтобы увлечь за собой часть паствы. Я ни в коем случае не призываю к этому! Более того, не одобряю наметившееся сейчас движение «непоминающих» Патриарха Кирилла, приведшее уже довольно многих батюшек к попаданию под запрет. Нам всем надо крепко держаться за нашу Русскую Православную Церковь, которую отстояли новомученики своей кровью в ХХ веке в гонениях, соизмеримых по масштабам и жестокости с гонениями на древних христиан. Но нам также надо возрождать соборный принцип управления церковными делами.)
Теперь становится окончательно ясно – молчанием предаётся Церковь. Многие годы наблюдая нестроения в Церкви, сознательные и неравнодушные миряне молчали, не выступали публично, руководствуясь принципом «не выносить сор из избы». Казалось, что вот-вот, скоро эти нестроения будут замечены церковными руководителями и уврачёваны, искоренены. Назову эти нестроения:
1. Засилье, с благословения настоятелей, на приходах оперных хоров, состоящих из людей, как правило, чужих данному храму, а зачастую и вовсе нецерковных, – хоров, привносящих светское, мирское начало в богослужебную жизнь церкви; насаждающих вычурную «итальянщину» вместо обиходных песнопений; мешающих прихожанам участвовать в богослужении, отнимая у них почти все молитвы, которые должны петься всенародно; своей монополией на клиросное пение препятствующих доброкачественному развитию приходской жизни, лишающих приход возможности изучения богослужения через народное и клиросное пение;
2. Отсутствие приходской жизни и отсутствие порядка на службе. Во время самых ответственных и благоговейных моментов не прерывается торговля свечами, записками, золотыми цепочками в свечном ящике – всё это продаётся тем, кто пришёл (или зашёл) в храм только что, в разгар службы. Звон мелочи, разговоры из-за свечного ящика разносятся по храму, когда все замерли, слушая Евангелие или во время слов Херувимской песни «всякое житейское отложим попечение», и всё это навевает грустные мысли, что для настоятеля есть нечто более важное, чем Евангелие и священнодействие в алтаре. После прохода по храму кружечного сбора женщины за ящиком громко звенят монетами, пересчитывая собранную с прихожан мелочь, и очень часто это приходится на пение «Херувимской». Женщины вечно оттесняют мужчин на подходе к помазанию на всенощной, ко Кресту после отпуста литургии, к причастию и т.д.
3. Абсолютное непопечение настоятелей о богослужебном просвещении прихожан. При моём двадцатипятилетнем стаже в Церкви и при очень репрезентативной выборке (совокупности посещённых храмов, монастырей) мне нигде не довелось столкнуться с грамотностью прихожан хотя бы в таком немудрёном вопросе, как тропари двунадесятых праздников. Прихожане даже со стажем не знают тропарей Успения, Троицы, Благовещения, Входа Господня в Иерусалим. На этих праздниках автор этих строк – единственный поющий прихожанин в храме во время, когда это основное песнопение праздника должен петь весь храм. Ни прихожане, ни даже обслуживающий персонал (женщины за ящиком) не знают, например, когда во время службы разрешено сидеть, из чего состоит всенощное бдение, что происходит во время пения Херувимской. Многие не в курсе, что всенощная – важная, очень содержательная часть праздничного воскресного богослужения, что христианину нельзя её пропускать, и нельзя причащаться, посетив только литургию без всенощной. И это состояние людей устраивает священников, настоятелей, благочинных, епископов и Патриарха.
4. Бесправие прихожан и безграничное полновластие настоятелей (а над ними епископов), что привело к выхолащиванию соборности в Церкви, признаки наличия которой имелись в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Отсутствие старост, актива прихода, состоящего из инициативных и деятельных мужчин. Как правило, сами приходы и активы приходов – подавляюще женские. Настоятели «ярко выраженно» не нуждаются в мужчинах-активистах и, на словах принимая их предложения, на деле обеспечивают дипломатичный «слив» всех их инициатив. Имею многократно испытанный на разных приходах личный опыт активного игнорирования, а в дальнейшем вытеснения с прихода инициативных прихожан в своём лице. В частности – в вопросе общенародного пения, успешным опытом организации которого обладаю. Позиция «невынесения сора из избы», которой я придерживался до недавних пор, соседствовала с постоянными попытками исправить положение дел на том или ином приходе. С этой целью я обращался к настоятелю, рассказывал о положительном опыте организации общенародного пения установленного ряда молитвословий всенощного бдения и литургии. С пятью настоятелями было налажено взаимодействие в этом направлении, в одном случае было проведено несколько служб с помощью текстовых плакатов и головщика, в одном случае – изготовлен и закреплён на стене в храме стенд с текстами. В трёх случаях всё застопорилось до перехода к практической работе. Результат всех пяти опытов один – поддерживая инициативу на словах, настоятели не оказывали никакого начальственного попечения о деле на практике (материального попечения не требовалось, наглядные пособия изготавливались за мой счёт), что приводило к его неминуемому затуханию.
5. Ставшие привычными нестроения на местах с 2016 г. начали оттесняться на второй план скандальными деяниями высшего церковного начальства. В феврале 2016 г. патриарх Кирилл, сделал то, что считали для себя недопустимым все российские Патриархи до него – встретился и облобызался как с братом с Папой Римским, признал его организацию за братскую христианскую Церковь, что противоречит Девятому Члену Символа Веры о ЕДИНСТВЕННОСТИ святой Церкви («единая» переводится с церковно-славянского языка как «единственная», что, как оказалось, далеко не каждый христианин знает). Решение о встрече было принято единолично и тайно от архиереев, что противоречит принципу СОБОРНОСТИ Церкви. Затем официальная РПЦ приняла проекты документов запланированного на июнь 2016 г. Критского «всеправославного» еретического собора и чуть не поехала на него! Затем 7 сентября 2016 г. Патриарх был показан по центральным каналам поедающим оленину в среду в рамках миссионерской поездки к оленеводам Чукотки. Затем 17 марта 2020 г. Патриарх утвердил инструкцию о протирании лжицы спиртом, 29 марта призвал верующих не ходить в храмы (!), выдвинув тезис, что спасаться можно и без Церкви (!!), а 12 апреля объявил, что храмы для прихожан в Страстную седмицу и на Пасху будут закрыты.
Видно, что священноначалие не занимается «врачеванием» нестроений, строительством полноценной приходской жизни, а только пользуется послушанием чад Церкви для создания в ней лишь внешнего, поверхностного благолепия. Более того, наше с вами молчание, пассивность, а иногда и чрезмерный пиетет перед священниками и епископами даже подталкивает тех из них, кто слаб в вере, к деяниям, разрушающим церковное благочестие, попирающим каноны православного христианства, сеющим соблазн в народе.
Наше с вами молчание, пассивность и «смиреннопослушание» перед лицом поругания Причастия, которое до закрытия храмов успело всенародно в нашем присутствии произойти на трёх или четырёх воскресных и праздничных литургиях этого Великого поста, моментально вылилось в дальнейшее «закручивание гаек», которое теперь уже вполне заслуживает наименования «ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ». Так же, как не было ни разу в истории Российской Церкви ни протирания лжицы спиртом, ни встречи Её Предстоятеля с Папой Римским, так же не было в Её истории и массового ДОБРОВОЛЬНОГО ЗАКРЫТИЯ ЦЕРКВЕЙ. Во время большевистской кампании по изъятию церковных ценностей в 1920-е годы Патриарх Тихон своим указом разрешил церковно-приходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, но не священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы! Их изъятие было названо Патриархом Тихоном святотатством, и содействующим этому изъятию мирянам угрожало ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ, а священникам – ИЗВЕРЖЕНИЕ ИЗ САНА! То же и происходило во время последовавших за изъятием гонений на Русскую Церковь – храмы закрывались насильно властями, и зачастую с активным сопротивлением со стороны приходов, хотя подчас оказания прямого сопротивления представителям ГПУ-НКВД и не требовалось, очень часто случалось, что власти отступали, уткнувшись в закрытые на замок двери храма и узнав, что староста с ключами скрылся в неизвестном направлении. Минимальное сопротивление приносило плоды! Господь, видя волю людей постоять и пострадать за свою святыню, помогал им свыше, решая вопрос иногда и вовсе без страданий.
Сложившаяся сегодня фактическая обстановка «ни каким боком» не обосновывает и не оправдывает того САМОГОНЕНИЯ (или ГОНЕНИЯ НА СВОИХ СОБСТВЕННЫХ ЧАД), которое учинила официальная Церковь. Каковы реальные объективные обстоятельства?
1. Храмы до коронавируса посещало около 3% населения (верующие-церковные) – тех же, кто в нынешних условиях пошёл бы на ночную пасхальную службу, наверное, не набралось бы больше, чем 0,5%. И именно в храмах существовали все условия для обеспечения соблюдения всех мер безопасности (социальная дистанция с использованием прихрамовой территории и наружной аудиотрансляции, возможный предварительный тест на вирус для желающих прийти и причаститься и т.д.). Тем не менее храмы с согласия Патриархии поставлены в разряд мест, более «токсичных», грязных, чем транспорт и «Пятёрочки», снабжающие население материальной пищей, которые не закрыты, посещаются ТОЛПАМИ населения, как правило с нарушением социальной дистанции. Теперь, с введением пропусков эти толпы ещё более увеличились. Введение на этой неделе пропусков для всех граждан улучшило их положение, так как узаконило их перемещения по своим нуждам. Но положение одной категории населения, фактически дискриминируемой по религиозному признаку – православных христиан – никак не улучшилось, они как были с Вербного воскресения, так и остались у своего «разбитого корыта» – без храма, баз Пасхи, без причастия.
2. Не введены ни чрезвычайная ситуация, ни всеобщий официальный карантин. Храмы – это последнее, что властям надо было бы приказывать закрывать и только на этапе перед переводом населения, как это произошло в китайском Ухане, на строгий домашний арест с поквартирной доставкой продуктов питания специальными службами.
3. Не было не то что насилия, давления или принуждения – было распоряжение всего лишь главного санитарного врача г. Москвы, которое с какой-то заискивающей мазохистской безропотностью было воплощено в драконовские, небывалые ранее церковные меры – сама Церковь приказом своего Патриарха закрывает двери своих храмов перед прихожанами на Пасху – при открытых магазинах, в которых контакт происходит непрерывно и бесконтрольно (см. п.1)! Почему ни священники, ни приходы не попробовали оказать этому малейшего сопротивления хотя бы в самых мирных формах, с помощью как минимум крестных ходов, как минимум на прихрамовой территории, не говоря уже об онлайн петициях, обращениях к церковному и светскому начальству? Сейчас этот процесс «самозакрытия» покатился по другим митрополиям РПЦ.
И венцом всего этого абсурда стали рекомендации некоторых заведомо верных приверженцев любых действий Патриарха из медийных мирян выставлять в Пасхальную ночь зажжённые свечки в окнах своих квартир. Неужели это и есть, то, что вы, наделённые в Церкви медийной властью, можете посоветовать церковным православным русским людям в ситуации, когда они не могут попасть в храм на пасхальную службу? Почитайте (или вспомните, если читали) жития новомучеников Церкви Русской (например – житие священномученика Илариона Троицкого), в которых рассказывается, как христиане в лагерных условиях, не имея ни помещения, ни богослужебных книг, всё-таки служили Пасху, пропевая всю службу по памяти. Сейчас, во времена свободы Церкви и наличия интернета, для совершения службы на дому помнить службу Пасхи наизусть нет необходимости. И вы должны были предложить этот, из периода гонений завещанный нам подвижниками нашей Церкви путь – единственно достойный и церковный для паствы в условиях недостойных и нецерковных действий пастырей. Нет худа без добра, и в этой ситуации вынужденное соборное домашнее мирское пасхальное богослужение могло было бы стать очень прочувствованным, неформальным поводом для православных наконец сдвинуться с мёртвой точки в изучении служб. Но вы и здесь оказались не на высоте, не почуяли, в чём состояло бы не полное, но истинно церковное утешение верующих в этой ситуации. (Так же, как, впрочем, и самого начала самоизоляции вы не бросили с амвонов и со страниц церковной печати клич о «тимуровской» помощи православных своим соседям хотя бы по лестничной клетке – ведь у всех церковных людей найдутся немощные и пожилые соседи, не выходящие из квартир, для которых христиане, выходящие на улицу, могли бы попутно покупать и приносить продукты.)
Наш сайт в оставшееся до Пасхи время подготовит и выложит последование Пасхальной службы для отправления мирским чином, по возможности – с переводом на русский язык. Предлагаем всем верным Христу чадам Церкви максимально возможно благочестивый в сложившейся ситуации вариант Пасхальной ночи – семейное келейное пение пасхальной службы по распечатанному или выведенному на экраны тексту. Стоя перед иконой Воскресшего Христа, у которой, а не перед оконным стеклом, и следует поставить горящую свечу или возжечь лампаду.
Мы не осуждаем ни священство, ни Патриарха. Мы осуждаем их неканоничные или неблагочестивые деяния. Мы должны любить согрешающего и желать его исправления, а греховные деяния – ненавидеть. Именно любовь к человеку диктует нам, не осуждая самого человека, указать ему на его проступок, и совместно осудить и возненавидеть этот проступок, что даст человеку шанс перенаправить свою свободную волю в сторону добродетели. Кроме того Патриарх не овеян ореолом мнимой непогрешимости, как обстоит дело с Папой Римским, который согласно католическому еретическому догмату является главой Католической Церкви и непогрешим в высказываниях по вопросам веры (ex cathedra), причём эта непогрешимость подразумевает даже правоту Папы, если его высказывание противоречит вселенским соборам и учению святых отцов. Главой же Православной Церкви является не Патриарх, а Христос, а Патриарх может ошибаться. Преимущество Православной Церкви (Единственной в мире Святой, Апостольской, Христианской!) в том и заключается, что каждый христианин в конечном итоге спасается самостоятельно.
Поэтому не будем молчанием предавать Церковь. Во имя благоденствия нашей Церкви, духовного благополучия самих себя, наших собратьев по вере и всех соотечественников не будем уклоняться от постановки и обсуждения мучительных и болезненных вопросов нашей церковной жизни, в том числе касающихся поведения церковного священноначалия. Особенно взывают к этому переживаемые сейчас и усиливающиеся проявления его (священноначалия) маловерия, неообновленчества и дистанцирования от паствы. Проблемы приходской жизни в связи с т.н. «профессиональным» клиросным пением рассмотрены мною в статье «Профессиональный хор – поперёк церкви забор». О чукотском эпизоде с поеданием Патриархом мяса в среду, о том, как постились монахи и о странном поведении православных СМИ – рекомендую свою статью «Выбор Патриарха». О нынешних издевательствах над чувствами верующих, о том, почему наши государственные и церковные руководители зачастую были слабыми в вере, приносили вред своему народу и Церкви – читайте в написанной на прошлой неделе статье «Европейничанье как вирус антихристианства», для которой прочитанный сейчас Вами текст является развёрнутым вступлением. В этой статье я постарался показать, что маловерие нашего священноначалия, свидетелями которого уже все мы сделались этим Великим постом, является прямым следствием болезни «европейничанья» в терминологии Н.Я. Данилевского. Статья – пространна и написана в более академическом стиле, чем эта публикация, окрашенная в «будоражащие» тона. Поэтому от читателя потребуется терпение и время, которые, автор дерзновенно надеется, окупятся чувством расширения «оптики» восприятия фактов окружающей и исторической действительности.
Сведения об авторе:
Синяговский Дмитрий Борисович, зам. директора АНО «Институт русско-славянских исследований им.Н.Я.Данилевского»
Читать статью «Европейничанье как вирус антихристианства»
[1] Лжица (церковносл.) – ложка.
[2] Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве. - канон к причастию, песнь 9.
[3] Канон к причастию, песнь 1.
[4] Молитва 9-я к причастию.
[5] В церковной терминологии – попущение.
[6] И более того! Из статьи греческого богослова Василия Тулумциса «Комментарий преподобного Никодима Святогорца на 28-е правило Трулльского Вселенского Собора» (https://stbasil.center/2020/03/25/st-nikodimos-agioretes-regarding-holy-communion/) с убедительностью явствует, что апологеты дезинфекции лжицы совершенно ошибочно толкуют текст прп. Никодима, и что приводимый ими отрывок «Пидалиона» ни в коей мере не может быть использован для обоснования правоты их позиции.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Дмитрий Синяговский