Алексей Балиев: Оффшорный тришкин кафтан (26.12.2019)
В многочисленные зарубежные оффшоры, или через них, по-прежнему продолжает уходить не меньше 40 млрд долл. в год. В то же время у РФ, по последним данным ФНС, более чем с сотней стран и территорий, куда устремляются наши деньги, поныне отсутствуют соглашения об обмене налоговой информацией и движении капиталов. Зато для большинства тех же зарубежных юрисдикций в РФ-ЕАЭС действует режим максимального благоприятствования во взаимной торговле. Ну, чем не тришкин кафтан?
По сути, пора бы совместить торговое «благоприятствование» с соглашениями о совместном контроле за вывозом финансовых ресурсов из России. По оценке Центробанка, за 11 месяцев 2019 года вывоз капитала из страны частным сектором уже достиг почти 34 млрд долл. А за прошлый год показатель превысил 50 млрд долл.! Что же ждать по итогам нынешнего и наступающего годов? В любом случае, минимум половина этих сумм традиционно проследует более чем в 60 оффшорных стран и территорий, с которыми у РФ и ЕАЭС, повторим, нет соглашений о совместном контроле за взаимными денежными потоками.
Причем в реестре ФНС — отнюдь не только миниатюрные острова-протектораты США и ряда стран ЕС, где оффшорный бизнес отлажен еще с 1970-х. Это также Бангладеш и Боливия, Замбия и Кения, Колумбия и Никарагуа, Пакистан и Уругвай, наряду с Мозамбиком,Танзанией, Нигерией, Эфиопией. В том же списке и Тайвань, южнокитайский Аомэнь (специальный административный район КНР), автономные от Новой Зеландии острова Ниуэ, Кука и т.д. Всего же таковых в ФНСовском реестре — 116 стран и территорий.
И что еще примечательно: все протектораты стран Запада, обозначенные в тех же перечнях ФНС России и ЕАЭС, не включены в режим антироссийских санкций. Те же Пуэрто-Рико (США), британские Нормандские острова (у северного побережья Франции) и Гибралтар, автономные от Дании Гренландия и Фарерские острова, Кюрасао (карибский остров Голландии). Упомянута в том же ФНС-перечне и «миниатюрная» Андорра — один из европейских центров реэкспорта и оффшорного бизнеса.
Иными словами, вывоз-реэкспорт денежных средств из России в эти юрисдикции выведен из-под совместного контроля обеих сторон.
По данным Thomson Reuters, всего лишь за сентябрь прошлого года компании с «пропиской» на Британских Виргинских островах участвовали в оффшорных сделках c российскими активами на сумму в 1,3 млрд. долл. Нетрудно предположить, сколько таких сделок совершено по всем оффшорным анклавам зарубежья...
Между тем почти со всеми странами и территориями реестра ФНС страны Запада и большинство развивающихся стран, в отличие от нас и других государств ЕАЭС, имеют соответствующие «антиоффшорные» соглашения. Что, разумеется, позволяет эффективно контролировать обоюдные потоки денежных средств.
В то же время страны Запада, Япония и КНР уже заключили аналогичные соглашения с большинством тех развивающихся стран, с которыми у РФ-ЕАЭС нет таких соглашений. Негативная же социально-экономическая ситуация вынуждает Нигерию, Эфиопию, Боливию, Колумбию, Пакистан и целый ряд других развивающихся стран разрешать оффшорные операции, поскольку это обеспечивает дополнительный денежный приток в их казну.
Этот тренд подтверждается оценками Экономического и социального совета (ЭКОСОС) и Постоянной конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), по которым к концу 2010-х до трети стоимостного объема общемировых оффшорных операций будет приходиться на развивающиеся страны. А к 2027-2030 гг. данная планка превысит уже 35%. Хотя в конце 1990-х их доля не превышала 20%.
А потому представляется целесообразным со стороны России и ЕАЭС не просто предоставлять или сохранять торговые льготы развивающимся странам и автономиям стран Запада, но и добиваться соглашений с ними о совместном регулировании двусторонних финансовых потоков, чтобы упомянутый юридический изъян не был на руку нечистоплотным дельцам.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Алексей Балиев