Константин Шемлюк: ООН зафиксировала нарушения против УПЦ (Сопредельные государства бывшего СССР: Украина. Церковь) (21.03.2019)

В последнем докладе ООН за 2018 год зафиксированы массовые нарушения прав верующих УПЦ. Но в то же время власть Украины уверяет, что никаких нарушений нет. Кто же прав?
В романе «1884» Джордж Оруэлл прекрасно описал тоталитарное государство, в котором насаждалась и царила постоянная, извращенная ложь. В этом государстве белое называли черным, ненависть – любовью, а войну – миром.
Роман Оруэлла – это антиутопия. И когда его читаешь, то кажется, что такого быть просто не может, что все, о чем говорит писатель – плод его извращенной фантазии и выдумки. Но потом закрываешь книгу, возвращаешься к реальности, и ловишь себя на мысли, что отличить воображаемый мир Оруэлла от того мира, в котором живешь, становится все труднее. Особенно у нас, в Украине.
Для того, чтобы сузить доказательную базу, возьмем ту область, которая интересует нас больше всего – религию, а точнее – религиозную свободу. Что мы увидим здесь?

Атмосфера запугивания и вражды

Последний доклад ООН «Общественное пространство и основные свободы накануне президентских, парламентских и местных выборов в Украине», опубликованный несколько дней назад, украинские журналисты и политологи уже окрестили «разгромным». Низкий уровень гражданских свобод, атмосфера запугивания и вражды, увеличение безнаказанности и угроза свободе мысли и вероисповедания – вот лишь некоторые тезисы этого, действительно резкого по отношению к украинской власти, документа. Особое место в нем было отведено положению УПЦ.

Так, в докладе было отмечено, что «За отчетный период (январь 2018 – январь 2019) было задокументировано 10 случаев угроз и актов запугивания в отношении священнослужителей и прихожан преимущественно Украинской Православной Церкви Московского Патриархата».

Кроме того, подчеркивается, что политическая ситуация в Украине только провоцирует обострение ситуации вокруг УПЦ, что в свою очередь не способствует соблюдению прав украинцев на свободу религии и убеждений. Также, докладчики обращают внимание мирового сообщества на тот факт, что после отказа УПЦ присоединиться к новообразованной религиозной структуре под ПЦУ, СБУ возбудила ряд уголовных дел по обвинению в подстрекательстве к религиозной ненависти.

В этом ряду были упомянуты массовые допросы духовенства и обыски как в домах отдельных священников УПЦ, так и епископов. Как замечают аналитики ООН, «многие из допрошенных расценивают эти действия как давление на них. Несмотря на отсутствие прямых угроз или принуждения, они считают эти действия попытками повлиять на их позицию в отношении автокефалии».

Закон о принудительном переименовании, как считают эксперты ООН, направлен в первую очередь против общин УПЦ. Особо подчеркнули они и тот факт, что «ограничения на доступ священников таких организаций (УПЦ – прим. автора) в помещения Вооруженных Сил Украины из соображений национальной безопасности… противоречит статье 18 (3) Международного пакта о гражданских и политических правах, потому что безопасность не является допустимым основанием для ограничения свободы религии или убеждений».

Интересно, что в одном из примечаний к тексту, представители ООН пишут, что УПЦ «часто называют Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, чтобы отличать ее от УПЦ КП, но согласно официальной регистрации (данные получены в январе 2019), это – Украинская Православная Церковь и дальше будет упоминаться именно так». На этот момент следовало бы обратить внимание и отечественным «экспертам» и «аналитикам», которые в своих печатных текстах или устных выступлениях говорят о Церкви.

О «мирных переходах» из УПЦ в ПЦУ

Итак, как мы можем увидеть из документа, в ООН твердо убеждены, что основной мишенью для дискриминации и ограничения фундаментальных прав и свобод в религиозной сфере страны можно назвать Украинскую Православную Церковь. Однако, такая позиция международных наблюдателей в корне расходится с позицией как Президента Украины, так и представителей государственных органов власти и тех церковных структур, которые они поддерживают.

Так, еще 18 декабря 2018 года, перед тем, как ПЦУ получила Томос из рук Константинопольского патриарха Варфоломея, руководитель департамента по делам религий и национальностей Минкульта Андрей Юраш в эфире политического ток-шоу «Пульс» на телеканале «112 Украина» анонсировал тысячи мирных переходов из УПЦ в ПЦУ: «Будут мирные переходы, и их будет тысячи. Сегодня нам позвонили из 6 областей о том, что общины десятками уже собирают собрание и готовятся переходить. Собирают епархиальное собрание в какой-то из южных областей, есть препятствия, им даже предоставляли помещение, чтобы они это сделали. То есть если мы хотим мира, то главное –признать реалии. С субботы мы живем в других общественных и церковных реалиях. Это надо осознать, принять и вместо того, чтобы предсказывать, проектировать, создавать и вести любую войну, религиозную в том числе, начинать модели диалога, модели взаимопонимания».

Как известно, за почти два месяца со времени предоставления Томоса ни о каких «тысячах» говорить не приходится. Потому что за все это время добровольно из УПЦ в раскол (преимущественно в УПЦ КП) перешло чуть больше трех десятков приходов,  а в ПЦУ официально зарегистрирован вообще всего один переход. В то же время, отечественные СМИ уверяют, что таких «переходов» уже около полутысячи. Более того, как утверждают представители украинского политикума, все они происходят абсолютно мирным путем.

Например, совсем недавно, во время визита в Ивано-Франковскую область, Петр Порошенко заявил: «За один месяц этого года в ПЦУ переходит больше приходов, чем в предыдущие годы… Очень важно то, что никто никого не заставляет. Хотя так ждала Москва, что у нас начнет литься кровь, будут штурмы храмов, захват монастырей. Не дождались. Потому что наша Церковь идет с верой и любовью. И люди это ценят».
Ему вторит и глава новосозданной раскольнической структуры Епифаний: «Мы так давно слышали от российской стороны, что, если (Украине – Ред.) будет предоставлен Томос об автокефалии, возникнет серьезное сопротивление, прольется кровь. Но мы видим совершенно мирный процесс присоединения приходов к новой Церкви, и мы приложим все усилия, чтобы продолжать в том же духе».

В то же время, «митрополит» Епифаний, ничтоже сумняшеся констатирует тот факт, что «община, которая определилась, иногда срезает замки на своем родном храме, который она построила. Ибо юридически они приняли решение и выбрали свою украинскую церковь». При этом, глава ПЦУ не замечает, что в другом месте противоречит сам себе, когда заявляет, что создание ПЦУ не привело к противостояниям, и переходы общин в новую структуру происходят мирно и спокойно. А если где-то возникают конфликты, то их «провоцирует Московский патриархат. Они создают группы людей, которые ездят, которые убеждают, которые покупают, которые пугают».

В Украине нет гонений на Церковь?

Говорить о том, каким именно духом руководствуются те, кто срезает замки на православных храмах, мы считаем излишним – и так все понятно. Тот же «митрополит» Епифаний утверждает, что «сейчас Церковь – последний форпост государства-агрессора, щупальца, которые проникают в души православных украинцев. Мы призваны обрезать их».

Обрезывают, пока что, при помощи бензопилы и болгарки. Но, согласитесь, что болгарка в руках и проповедь ненависти, вместо проповеди Христа, которые стали обычными орудиями «мирного присоединения» к ПЦУ – это не совсем то, о чем говорит нам Евангелие и элементарные нормы человеческого общежития.

На это не могли не обратить внимание международных правозащитных организаций представители нашей Церкви. Так, еще в 2017 году епископ Барышевский Виктор (Коцаба) на совещании ОБСЕ в Варшаве рассказал собравшимся, что самая многочисленная религиозная конфессия Украины с 2015 года вынуждена регулярно заявлять на конференциях и совещаниях ОБСЕ, посвященных вопросам религиозных свобод и защиты прав человека, о критической ситуации нарушений прав и свобод верующих. Тогда же правозащитник Олег Денисов, представитель НПО «Общественная правозащита» подтвердил, что доклад главы Представительства Украинской Православной Церкви при международных организациях епископа Барышевского Виктора (Коцабы), зачитанный на совещании ОБСЕ в Варшаве, содержит достоверную и объективную информацию.

Эти заявления нашли отклик мировой общественности и в ОБСЕ заговорили о разжигании в Украине религиозной ненависти. Однако, ни рекомендации представителей Совета Европы, ни довольно жесткая позиция европейских правовых организаций относительно ситуации в Украине не убедили украинскую власть в том, что проблема действительно существует. Более того, уже упоминаемый нами Андрей Юраш в том же 2017 году заявил, что «Европа может только мечтать об уровне религиозных свобод в Украине». А глава ПЦУ, «митрополит» Епифаний, уверен, что  «международные организации, изучив этот вопрос до конца… примут правильные решения».

Изучили и приняли. Причем, еще задолго до цитированного выше доклада ООН. Так, еще в 2017 году на заседании рабочей группы Универсального периодического обзора 28 сессии Совета по правам человека ООН в Женеве международные неправительственные правозащитные организации обратились к властям Украины с призывом прекратить дискриминацию Украинской Православной Церкви. Сегодня к этим неправительственным организациям присоединила свой голос и экспертная группа ООН.

Ответ все равно придется дать

В своем обращении к официальным лицам ООН, ОБСЕ, ЕС и других стран в связи с фактами массовых нарушений прав человека в Украине и реальной угрозой эскалации религиозных конфликтов, глава Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор (Коцаба) подчеркнул: «Мы уже несколько последних лет информируем международный правозащитный механизм… о фактах нарушений прав верующих Украинской Православной Церкви и будем продолжать это делать». Это означает, что все случаи рейдерских захватов храмов, насилия, которое совершается при этом, все случаи угроз физической расправы и нарушения закона и норм европейского сообщества, тщательно фиксируются. И рано или поздно придет время, когда за все эти правонарушения придется дать ответ – и в судах Украины, и в европейских судах по правах человека. Можно с уверенностью сказать, что ни один срезанный замок с двери храма, ни одна пролитая при этом слеза, не останутся безнаказанными. И не только в суде человеческом, но наипаче на Суде Божием.

Источник

/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
21.03.2019

Константин Шемлюк





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта