Евгений Чернышёв: Операция "Легализация". Раскол грозит инсталляцией альтернативной русской истории (06.01.2019)

Константинопольский патриарх Варфоломей подписал томос об автокефалии новой украинской церковной структуры — Православной церкви Украины. Таким образом, украинские раскольники объединились в свою "единую церковь".
Этот церковный переворот стал закономерным продолжением вооруженного политического переворота 2014 года и может стать новой Брестской унией. Тогда, в конце XVI века, часть православных была насильно уведена под власть римского папы и сделана предателями православияи заклятыми врагами Руси. Нечто подобное может начаться и сейчас, но уже в масштабах всей Украины. Что это сулит России и как на это реагировать?

Что произошло?

По факту произошло объединение двух раскольнических группировок – киевского "патриархата" и сравнительно небольшой группы "автокефалов". Ранее они никак не могли это сделать, так как им мешали личные амбиции и вражда. Однако "крыша" Варфоломея и поддержка США сделали свое дело, и в результате возникла их "единая церковь". С точки зрения православия, слово "церковь" к ним в принципе применимо (с греческого оно означает собрание), но православной она точно не является, поскольку догмат четко устанавливает единство и единственность существования Церкви, которой была и остается каноническая УПЦ.×Варфоломей же стал вводить свои новые догматы и каноны, объявив себя начальником всего православного мира, которому все якобы должны подчиняться. Свои новоявленные мнимые "привилегии" он не устает повторять в каждом документе, чем только подтверждает уход в раскол и ересь. Чего стоит хотя бы его утверждение, что Украина "заслужила право на автокефалию", когда в стране существует каноническая Церковь, которая выступает против автокефалии как навязываемого извне политического проекта. Однако поверх нее украинский президент Петр Порошенко и Верховная рада в апреле обратились к Варфоломею, и тот принял это обращение якобы от имени верующих Украины и начал действовать так, будто бы позиции канонической Церкви не существует вовсе. Подписи же от УПЦ (сообщалось о 60 тыс.) были проигнорированы.

В сентябре-октябре произошло рейдерское вторжение на территорию УПЦ, объявлен ее захват (под видом отмены передачи Киевской митрополии РПЦ в 1686 году) и перевод под власть Варфоломея. Это не что иное, как сговор, направленный против Церкви. Также это присоединение самого Варфоломея к расколу через принятие раскольников в общение. А кроме того, ересь филетизма. Это учение состоит в том, что церковная жизнь должна диктоваться политическими интересами. Правда, государства и раньше неоднократно вмешивались в дела Церкви, но это было именно вмешательство извне. Церковь никогда не делала это своим учением, поскольку оно прямо противоречит учению Церкви, что во Христе нет ни эллина, ни иудея. Более того, оно осуждено как ересь на Константинопольском соборе 1872 года. Сейчас же антихристианская идея "национальной церкви" была поднята Фанаром как знамя. Неслучайно новый лидер раскола Сергей Думенко (Епифаний)сразу же заявил, что новая церковь будет духовной основой украинского государства. Да и Варфоломей не скрывал политических мотивов ее создания. По факту на Украине создана государственная церковь, которая будет "освящать" русофобско-нацистский курс украинского режима.

Кто прав?

Поскольку Церковь верит в то, что она ведома Святым Духом, то критерием истинности и правоты там являются не статус иерарха или собора, а твердое догматическое сознание членов Церкви. В данном случае оно безошибочно определяет, что Фанар отпал от православия, поскольку извратил православное учение, наполнив его совсем иным духом – властолюбия, гордыни, прелести (православный термин, означающий лесть самому себе в превосходной степени), вражды, алчности. Поэтому с церковной точки зрения правда целиком и полностью на стороне РПЦ.

Почему именно Фанар?

С начала ХХ века Константинопольский патриархат стал во главе нового течения, которое называется экуменизм. Оно возникло после формирования в США и Великобритании наднациональных структур с глобальной повесткой, которые стали создавать "международные организации", продвигающие эту повестку. Одной из целей стало объединение всех христиан планеты. Слово "экуменизм" происходит от греческого "ойкумена", означающего весь известный обитаемый мир. Сам Константинопольский патриархат называется также Экуменическим (Вселенским) патриархатом, поскольку в IV веке стал столицей империи, которая охватывала практически весь известный тогда мир. Так что Фанару уже в силу своего названия пристало исповедовать экуменизм – этот глобализм для христиан. При этом "вселенскость" Фанара зачастую понимается абсолютно неправильно – не как исторический казус, ставший атавизмом (как минимум 6 веков назад, когда пала Византия), а как основание его всемирной власти в православии, которой у него никогда не было (первенство чести касается только церемониальной стороны, говоря светским языком) и быть не может (см. Мф. 20:26-27, Мк. 10:43-44). Такое учение неофициально называется восточным папизмом.

По существу Фанар представляет собой патриархат, с XV века ставший церковью без собственной паствы, так как он оказался в мусульманской стране и сжался до района Стамбула, который и называется Фанар. Можно даже сказать, что он не имеет права называться Константинопольским, поскольку Константинополя давным-давно нет. Поэтому в ХХ веке, подпав под влияние западных структур, он стал играть в православии зловещую роль. Она выражается двояко: с одной стороны, Фанар стал захватывать паству в других странах, считая, что вся православная "диаспора" должна находиться в его юрисдикции, с другой – продвигать идею своей всемирной власти в православии. Одновременно с этим он уходил от православия. В 1920-х он поддерживал русских обновленцев, которых, в свою очередь, поддерживали большевики в борьбе против РПЦ. Позже он принимал к себе украинских раскольников за границей. В 1960-х он начал активно сближаться с Ватиканом, не стесняясь совместных молитв с римским папой, что строго запрещено канонами. К слову, Варфоломей является большим другом нынешнего папы-иезуита Франциска (Хорхе Мария Бергольо), который проводит ту же экуменическую политику, используя христианство только как средство ее продвижения. В православном мире давно ходят слухи, что Варфоломей является членом масонской ложи, хотя официального подтверждения этого, естественно, нет. Во всяком случае, его активные связи с элитами США давно являются секретом полишинеля. Не зря многолетний лидер раскола Михаил Денисенко-Филарет поблагодарил ЦРУ за легализацию раскольников.

В 2016 году намечавшийся всеправославный собор, который готовился полвека, не стал таким в полной мере именно потому, что Фанар готовил соборное решение фактически о принятии его вселенской власти над православным миром. В итоге четыре поместные церкви, в том числе РПЦ, из 15 не приехали. О том, что нынешний разбой на Украине связан с местью за тот собор на Крите, заявил председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Иларион.

"Варфоломей хочет отомстить патриарху Кириллу за провал Критского собора, поскольку считает, что он якобы "подговорил" те православные церкви, которые отказались участвовать в соборе", – сказал митрополит.

Что касается конкретно украинского вопроса, то только Фанар мог быть идеальным кандидатом на легализацию раскольников. Во-первых, Русь приняла крещение от Константинополя, во-вторых, Киевская митрополия была когда-то в составе Константинопольского патриархата, в-третьих, на "вселенском" статусе можно успешно спекулировать. Ну и, наконец, только Фанар, давно ничем не гнушающийся, годится для такого грязного дела. Ведь уже много лет известно о том, что Варфоломей поглядывает на Украину и раскольников, что заставляет киевские власти обращаться к нему за поддержкой, а РПЦ – чтобы тот не совершил непоправимое, пользуясь своим историческим статусом. В начале 2016 года, еще до Критского собора, патриарх Кирилл даже вынудил Варфоломея в присутствии всех предстоятелей автокефальных церквей пообещать, что он не будет самовольно принимать никаких решений по Украине. Обещание было дано. И нарушено.

Что посулили Варфоломею, точно неизвестно. Можно предположить, что США пообещали продвигать его статус как наивысшего авторитета в православии и "голоса религиозной толерантности". Эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Андрей Видишенко отметил, что решение о легализации раскольников Фанар принимал под давлением США. Этот вопрос курировали бывший вице-президент США Джо Байден, нынешний губернатор штата Канзас и одновременно американский посол по вопросам международной религиозной свободы Сэм Браунбэк, а также Госдеп и посольство США на Украине. Мотивировать Фанар против РПЦ особо и не нужно, там всегда поглядывали на РПЦ с завистью, но в этот раз явно были даны какие-то гарантии. Это отнюдь не должно удивлять.

Пассивность России и РПЦ

Удивляет другое. О том, что Фанар готовит объявление "автокефалии" для раскольников, автору сообщили еще в марте со ссылкой на источник в МИД РФ. Тогда это казалось невероятным: как можно открыто пойти против канонов? Но это значит, что в российском руководстве знали о планах США и Фанара еще раньше. Почему же все действия Фанара не встретили никакого противодействия? Это вызывает недоумение.

В апреле к Варфоломею обратились Порошенко и Рада от имени православных, и тот сообщил, что принял их обращение об "автокефалии", что само по себе является абсурдом. Затем Варфоломей заявил, что никогда не признавал присоединения Киевской митрополии к РПЦ. Одновременно он принимал у себя делегации раскольников. Уже было понятно, что дело обстоит серьезно – готовится атака на каноническую УПЦ. Но никаких действий со стороны России не было. Только после того как Варфоломей заявил, что начал работу по "предоставлению автокефалии" раскольникам, начала реально реагировать РПЦ. Накануне провозглашения своей всемирной власти в православном мире в Стамбул 31 августа прилетел патриарх Кирилл. Видимо, он еще надеялся отговорить Варфоломея от этой затеи. Тот разговор окончился ничем. Позже митрополит Иларион признал, что в РПЦ до последнего действительно надеялись на благоразумие Варфоломея. И только в октябре, после принятия к себе украинских раскольников, РПЦ разорвала с Фанаром как тоже ушедшим в раскол. Шаг сам по себе правильный, но он мало что решает.

Российская власть твердой позиции не заняла, отделавшись общими фразами о том, что она будет поддерживать верующих. Каким образом – остается непонятным. В целом в 2018 году Россия потерпела тяжелое поражение на Украине. Операция "Легализация" произошла, Фанар выполнил грязное дело: раскольники получили от него "благословение" на подмену Церкви собою и духовную экспансию.

Занятая позиция, что мы не будем вмешиваться в церковные дела, приводит к выводу, что власти или не уделяют этому должного внимания, или не в состоянии отвечать на вызовы времени. То и другое очень плохо.

Что будет происходить на Украине

Судя по заявлениям, российское руководство все же понимает, что ситуация на Украине очень опасная. Так, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко признала, что создание раскольнической "единой автокефальной церкви" и давление на каноническую УПЦ может привести "к бойне, к гражданской войне".

При этом события указывают на то, что в США решили продвигать раскол не брутально, через захват храмов, чтобы не провоцировать Россию, а постепенно, всякими хитростями уводя общины или священников в раскол. Об этом говорит то, что и на Фанаре, и в Киеве подчеркивают: важнейшей задачей является не допустить захвата храмов и силового столкновения. Упор делается на давление на духовенство или имитацию "решения общины", но не на силовой захват, чтобы сразу не дискредитировать раскольников в глазах мира и украинского обывателя. Включен админресурс. Поэтому с духовенством активно "работают" спецслужбы и власти, уговаривая их уйти в раскол. Вероятно, в ближайшее время такая ситуация сохранится. Власть предпочитает действовать не спеша, чтобы удерживать ситуацию "в каких-то рамках приличия", считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

"По крайней мере, в ближайшее время вряд ли можно ожидать серьезных столкновений, так как это будет дискредитировать саму идею новой "автокефальной церкви". И Петр Порошенко в этом не заинтересован, и американцы не заинтересованы", – полагает Погребинский.

Однако линия разлома в обществе будет усиливаться. Властям это нужно, чтобы "сталкивать лбами и управлять этим конфликтом", прогнозирует директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

"Мы превращаемся на наших глазах в Северную Ирландию, где между протестантами и католиками существуют очень жесткие, строгие социальные границы", – сказал Бортник, имея в виду разделение на православных канонической УПЦ и раскольников.

Глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойдатакже уверен, что легализация раскольников отбросит украинское общество еще дальше от мира и от разрешения религиозного вопроса.

В целом на Украине будет еще более жестко и беспощадно продвигаться курс на слом идентичности и отрыв от Русской цивилизации. Уже второй год на Украине отметили католическое Рождество как госпраздник, и в этот раз более торжественно. Уже прозвучали заявления Думенко, что он введет латинский календарь в своей церковной структуре, чтобы быть "как в Европе", а также будет менять отношение общества к содомитам.

Никаких иллюзий относительно дальнейшего вектора украинской власти быть не должно. Патриарх Кирилл исчерпывающе назвал происходящее "цивилизационной катастрофой". На Украине будет ломаться идентичность народа на самом глубоком – метафизическом – уровне. Если этот проект продлится достаточно долго, он может стать необратимым. Например, в 1946 году Львовский собор униатов провозгласил отмену Брестской унии. Многие ли знают об этом? Потому что за 350 лет уже сформировалась иная, враждебная идентичность. Сейчас же все процессы идут намного быстрее, а историческая память короче.

Что усиление украинских раскольников сулит России и РПЦ

Протоиерей Всеволод Чаплин недавно прогнозировал, что это грозит внутрицерковным расколом в самой России. Это представляется маловероятным, поскольку поддержка у украинских раскольников в России мизерная. А вот что более вероятно, так это уменьшение влияния России в мире. На это косвенно указывает и такое обстоятельство.

Из 13 оставшихся автокефальных церквей половина практически никак не реагирует на то, что Фанар творит на Украине. Критиковали его действия и в той или иной степени прямо поддерживали РПЦ следующие автокефальные церкви: Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Сербская, Польская, Чешских земель и Словакии, Православная Церковь в Америке (автокефалия последней признается только пятью церквями). Грузинская же, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая) и Албанская церкви вообще непонятно как относятся. Они никого не поддерживали и никого не осуждали, хотя вопрос таков, что касается всего православного мира.

И вот оказывается, что из 15 церквей всего пять относятся к собственно православным странам да еще, с оговорками, Кипрская. Причем только три из них преимущественно славянские. То есть отстаивать православие и защищать интересы православных в мире, собственно говоря, больше некому.

Если это не сделает Россия, это не сделает никто. А значит, Россия своим невмешательством ослабляет свои позиции, свою репутацию, в конце концов, свою собственную идентичность. Это не вопрос личного отношения к православию. Это вопрос внешней политики государства, которая должна быть более активной и принципиальной. Тем более за примером ходить не надо. В Донбассе, при всех сложностях, Россия занимает принципиальную позицию: мы не дадим уничтожить ДНР и ЛНР, а попытка сделать это военным путем чревата последствиями для украинской государственности. Что-то подобное должно было быть предпринято и по отношению к канонической УПЦ. Россия вполне могла бы объявить себя защитницей православной веры на Украине, возложив эту историческую миссию. Пока же, кроме заявлений о беспокойстве, никаких действий не видно. Хотя вопрос ущемления УПЦ должен подниматься на всех международных площадках.

Что касается чисто церковного вопроса, то РПЦ должна предпринимать усилия для созыва собора, чтобы осудить действия Фанара и признать их преступными, а в идеале – низложить его, отторгнуть от полноты Вселенской Церкви. Может быть, такие усилия и есть, но видимых действий пока нет.

Положение РПЦ внутри России если ослабнет, то незначительно. На первый взгляд, могут усилиться старообрядцы, но это маловероятно хотя бы в силу их немногочисленности и разрозненности. Священник Василий Литвинов из Нижнего Новгорода считает, что с церковной точки зрения позиции РПЦ даже станут крепче.

"РПЦ признала, что Константинопольская церковь оказалась вне Церкви Христовой, и, таким образом, РПЦ возглавила движение следования за Христом", – сказал священник.

Он обратил внимание на то, что, согласно многим пророчествам, антихриста будет венчать на царство православный патриарх, и нынешний раскол показывает, какой именно. Для России же важно сохранять самостоятельность, даже оставаясь в меньшинстве. Старообрядцы, полагает о. Василий, вряд ли как-то изменят свое положение.

Член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько считает, что возможным ответом на давление было бы "прямое переподчинение ряда церковных структур непосредственно патриарху Московскому и всея Руси, о чем патриарха Кирилла просили еще более десяти лет назад". Однако раскольники в этом случае получили бы еще больший козырь, ведь они настаивают на том, что УПЦ управляется из Москвы.

В целом же можно констатировать, что усиление украинского раскола стало закономерным продолжением недостаточно внимательной политики Российского государства на Украине после распада СССР.

Огромная опасность украинского раскола состоит и в том, что он направлен против исторической легитимности Российского государства, так как история РПЦ и Древней Руси через раскольническую "единую церковь" наделяется совсем иным смыслом. Пожалуй, именно на инсталляцию альтернативной русской истории (русофобской, прозападной, украинствующей), а не просто на решение текущих политических задач, и направлен долгосрочный проект легализации раскольников Украины.

Сумеет ли ответить на это Россия? Этот вопрос остается открытым.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
06.01.2019

Евгений Чернышёв
Источник: https://www.nakanune.ru/articles/114747/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта