Анатолий Иванов, Дмитрий Малышев: Оплата коммуналки. Что нас ждёт (Общественно-экономическая сфера деятельности) (24.10.2019)

Помимо повышения тарифов, которое во многих регионах значительно превысило уровень объявленной инфляции, гражданам не только на местах, но и в некоторых районах Москвы, предложено будет перейти на новые схемы платежей за электричество, отопление и утилизацию ТБО – твёрдых бытовых отходов. Речь идет прежде всего о том, чтобы люди могли рассчитываться вперёд по фиксированным ставкам. Фиксированным, разумеется, с лёгкой руки тех, кому с этих платежей –прибыль.
Всё подаётся под соусом, что на опережение людям платить намного выгоднее. Мало того, что это прямой обман, поскольку зачастую граждане вправе вообще не платить за ряд услуг ЖКХ месяцами, но есть и ещё одна тонкость. Людей практически лишат возможности как-то влиять на размеры платежей, которые полностью отданы на откуп коммунальщикам – либо управляющим компаниям, либо операторам расчётов.

Вот уже четвёртый месяц, как после серии соответствующих представлений от Антимонопольной службы на местах идёт активная работа по коррекции целого ряда завышенных тарифов. Однако многие люди ведь уже успели по ним расплатиться.

Хотелось бы верить, что им всё вернут сполна...

Тут, впрочем, имеет место своя коллизия. Так, если гражданин накопит большие долги по платежам за услуги ЖКХ, ему и пени насчитают, и штрафы, да и по суду вполне могут провести списание просто сумасшедших сумм.

А вот с коммунальных служб, обобравших граждан на сотни тысяч, а порой и на миллионы рублей, ни один суд ни копейки не снимет. Такая уж у нас коммунальная справедливость.

Теперь стало известно, что идея «впарить» плательщикам счета за всё и сразу может вот-вот получить развитие. Дело в том, что наши народные избранники, разумеется, с подачи ушлых коммунальщиков, готовы к тому, чтобы собрать в едином платёжном документе сразу все услуги ЖКХ. Оптом. Уже известно, что в Кабинете министров преобладает точка зрения поддержать соответствующий законопроект, что уже стало достоянием прессы. Позиция министров, премьера и всех его вице ничуть не удивляет. А как же – ведь благое же дело, облегчить гражданам расчёты с коммунальщиками чуть ли не до одного разового клика в компьютере или смартфоне.

И вроде бы вправду – вот будет у вас этот самый единый платежный документ (ЕПД), и вы сразу сможет трезво и непредвзято оценить – какие расходы на жилищно-коммунальные услуги вас ожидают. А федеральная власть так и вовсе имеет реальную перспективу контролировать рост тарифов на местах, и при случае кого-то оперативно поправить. Уже есть эксперты, которые дали позитивную оценку этой идеи и даже видят в ней такие плюсы, как, в перспективе, снижение долгов граждан за ЖКУ и снижение тарифов.

Ну, с долгами понятно, а вот уж в последнее, извините, верится с трудом. Столько лет тарифы росли, хотя нас уже не раз убеждали, что они давно достигли того реального уровня, который должен обеспечить полную окупаемость жилищно-коммунальных услуг. Или опять всё дело в растущих ценах на нефть, из-за чего, как следствие, должны дорожать, и газ, и электричество, и вода с отоплением? С чего бы это им, тарифам, вообще снижаться? Только потому, что их всех собрали вместе?

Нельзя не признать – в правительстве, а конкретно, в аппарате вице-премьера Виталия Мутко, похоже, понимают, что, даже разобравшись в понятиях и в чём различие пресловутого ЕПД и уже действующих «платежных документов», исключить ошибки в начислениях вряд ли удастся.

Впрочем, это уже не так важно – законопроект о ЕПД вообще-то внесён в Госдуму ещё 19 июня, до последней индексации, то есть – повышения тарифов.

Депутаты, которые его вносили, во главе с первым зампредом комитета по жилищной политике и ЖКХ Сергеем Пахомовым декларировали его цель – «увеличить собираемость платежей за ЖКУ, снизить риски хищений управляющих компаний (УК) за счет повышения прозрачности их расчетов с поставщиками, а также усилить контроль обоснованности тарифов». Цели благие, особенно, что касается самой последней из них, но хорошо известно, какая дорога усеяна благими намерениями...

Начать с того, что документ вводит два новых понятия – ЕПД и «расчётный центр». Если то и другое привязано к чему-то вроде столичных МФЦ или ЕРЦ, кому как больше нравится, то есть большие сомнения, что в глубинке у людей не возникнет затруднений с осуществлением платежей. «Расчётные центры» должны быть доступными, но на практике очень много их просто  не построишь, а значит, ждите тех же проблем, что с налоговой или ГИБДД, где и очереди, и волокита, и проблемы с записью, и с обратной связью. К тому же надо учитывать, что с налоговой и дорожной полицией дело имеют отнюдь не все граждане, а коммуналку платить надо всем.

Вернёмся опять же к благим намерениям. Законопроект, в полном соответствии с законом, подкреплён цифрами. К примеру, такими: по итогам I квартала этого года долги россиян за ЖКУ достигли 564,5 млрд рублей. При этом только ресурсоснабжающим организациям (РСО) рядовая публика успела задолжать уже более 300 млрд рублей. И это, как свидетельствуют данные Росстата, только по прямым договорам за коммунальные услуги (без учета жилищных). Вся остальная сумма – это то, что должны сбытовым компаниям управляющие компании.

Единый платёжный документ, по идее тех, кто его сейчас так активно продвигает, должен включить в себя такие «оригинальные» строчки, как плата за управление, за содержание и текущий ремонт дома, за коммунальные услуги и ресурсы, взнос за капремонт и вывоз мусора. Авторы законопроекта в пояснительной записке к нему утверждают, что при выставлении ЕПД платежная дисциплина граждан возрастает. Согласитесь, в списке оплачиваемых услуг вообще-то нет ничего нового, тем более, что до сих пор в большинстве регионов гражданам приходит сразу несколько квитанций за ЖКУ – по разным видам услуг. 

В итоге путаются люди, путаются и те, кто предоставляет услуги, но где гарантия, что ЕПД устранит эту путаницу. Такой гарантии нет. А вот опасность того, что в единую платёжку будут вносить абсолютно все платежи, невзирая на льготы или временное, но достаточно продолжительное отсутствие плательщиков по месту платежей, существует.

И, скорее всего, станет ещё большей. Сколько жалоб поступает, к примеру, от дачников за то, что с них за тот же мусор и иные услуги коммунальщики готовы драть не за три, пусть четыре месяца в году, а за весь год сразу. Оптом.

Как нам отличить единый платёжный документ от простой платёжки – пока тоже непонятно.

Однозначных формулировок в законопроекте нет, чем непременно воспользуются те, кто будет начислять суммы в разных строчках ЕПД. Сдаётся, что весь расчёт сделан на то, что многим будет не до того, чтобы разбираться с каждым начисленным рублём, а кто-то, особенно среди старшего поколения, если и захочет, то уже не сможет.

Что в итоге будет после введения ЕПД с обычными платежками, вообще непонятно. Их даже вроде бы и отменять никто не планирует, и возможно, что переход на ЕПД окажется вообще делом добровольным. То ли для каждого плательщика, то ли для отдельного дома, а может и вовсе – для той или иной управляющей компании. Неплохо было бы, чтобы ещё до введения ЕПД сами его разработчики разобрались в этом. Ведь даже из-за мелких юридических неточностей гражданам могут вдруг выставить сразу несколько платёжных документов за одни и те же услуги – например, и новенький ЕПД, и целую россыпь уже действующих квитанций.

Ещё одна проблема, которую вполне может породить введение ЕПД – в него, скорее всего, смогут легко включать необязательные платежи, в том числе страховые или даже благотворительные. Интересно в связи с этим было бы узнать, будут ли вписывать в ЕПД строку за добровольное страхование жилья от чрезвычайных ситуаций? Идею сбора по 150 рублей в месяц с каждой квартиры или дома в последнее время очень уж активно продвигают во Всероссийском Союзе страховщиков, причём там тоже рассчитывают сформировать нечто вроде огромной всероссийской копилки. Получается, что и на случай пожаров, землетрясений и наводнений страховаться лучше всем и сразу. Оптом.

А ведь сама по себе идея ЕПД уже в базовом варианте представляет собой не что иное, как прямое подавление всякой конкуренции в сфере ЖКХ. На сегодня в стране нет единой системы выставления платежек, и квитанции за ЖКУ могут присылать жильцам как сами поставщики ресурсов, так и управляющие компании (УК) или специальные операторы расчётов, и даже банки. Система выставления ЕПД станет централизованной, то есть единой для всех, лишающей поставщиков ресурсов и УК возможности маневра по выбору удобных для себя условий. С ЕПД выбор поставщиков и УК будет сразу предельно ограничен.

А значит, как говорится, надейтесь на лучшее, но готовьтесь к худшему – ждите с ЕПД новой волны роста коммунальных тарифов. Ведь те же расчётные центры наверняка введут плату за свои услуги, пусть и мизерную, что тоже увеличит расходы УК и поставщиков ресурсов.

Однако даже два процента с тысячи – это уже два червонца, батон хлеба. И ведь платить за всё, в итоге, опять же придётся рядовым гражданам, то есть – нам с вами. 

Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
24.10.2019

Анатолий Иванов, Дмитрий Малышев





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта