Елена Пустовойтова: Орудие подчинения (22.11.2020)
«Одна из величайших опасностей XXI века... это появление цифровых гигантов, которые так же могущественны, как государства, могущественны финансово, могущественны технологически, могущественны коммерчески. Amazon, Facebook, Google, Apple и Twitter приобрели власть, которая равна только власти государства и поэтому стали его противниками».
Эта полная драматизма фраза министра экономики и финансов Франции Брюно Лемера (Bruno Le Maire), – что называется, крик души, вырвавшийся у него после того, как стали известны итоги расследования их деятельности, проведенного за год Европейской комиссией. Сначала в первых числах ноября Брюссель был вынужден признаться в том, что американские интернет-гиганты поставили под вопрос не только экономическую, но и внутриполитическую самостоятельность Европы, сообщает Euractiv. Тут же возникающий вопрос: а у нас в России они государству друзья?Начну с прозы. У нас любая иностранная it-компания, выходящая на российский рынок, должна: первое – зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе и – второе – перечислять 20% с полученной прибыли от продаж на российском рынке. Еще два года назад российские it-компании платили за то же самое под 35% прибыли. Именно поэтому президент Владимир Путин предложил бессрочно снизить ставку налога на прибыль для таких компаний с 20% до 3% и снизить ставку страховых взносов с 14% до 7,6%. Чтобы подравнять условия существования.
Но кто и как сможет проверить бухгалтерию Google, Facebook или Microsoft, если они зарегистрированы в Ирландии? Там ставка налога на прибыль - 12,5%. А, думаете, куда перенес свой офис российский разработчик компьютерных игр Playriх? Туда же.
Крупнейшие транснациональные компании переводят в низконалоговые юрисдикции практически 40% прибыли, фактически обворовывая страны, где эту прибыль получают. По данным 2015 года это составило 600 миллиардов долларов. Ирландия в тот год получила в бюджет 100 миллиардов.
Европа возмущена – Amazon незаконно разрушает конкуренцию на рынке розничных продаж в интернете, и Еврокомиссия направляет компании заявление протеста после пяти лет расследования. Оказалось, что став главной торговой площадкой в интернете для Европы, Amazon за 5 лет увеличил продажи с 375 миллиардов евро до 720 миллиардов. Еврокомиссия пришла к заключению, что американская компания «незаконно злоупотребляла своим доминирующим положением поставщика на рынке электронной коммерции в Германии и Франции – крупнейших рынках для Amazon в Евросоюзе», указано в заявлении протеста ЕС. Больше 70% покупок через интернет во Франции и более 80% в Германии в уходящем году были сделаны через торговую площадку Amazon. С одной стороны, эта компания предоставляет эту самую площадку для продавцов, предлагающих свой товар покупателям. С другой – он сам розничный продавец на своей платформе, конкурирующий с «чужаками». Вот тут собака и зарыта. Как показало расследование, обладающая большим массивом данных и высокоавтоматизированная компания работает на основе алгоритмических инструментов. Проанализировав за 5 лет более 80 миллионов транзакций Amazon и более 100 миллионов товаров на еврорынке, следователи обнаружили, что очень детализированные бизнес-данные «чужаков» на торговой платформе в режиме реального времени незаконно накапливаются и обрабатываются алгоритмами розничного бизнеса Amazon. И это Amazon решает, какой новый товар выставлять на продажу, какой будет его цена, и выбирает лучшего поставщика товара.
Понятно, что алгоритмы работы компании действуют быстрее, чем мы читаем эти строки, и, зная количество заказов на тот или иной товар, доходы продавца от этого товара на торговой площадке, количество обращений за товаром, информацию о способах доставки, послепродажном обслуживании и, собственно, абсолютно всю подноготную продавца, компания легко собирает сливки с «чужого стола», подставляя в поисковике собственный товар, доставку или иную услугу, уводя в ирландскую юрисдикцию полученную прибыль. Для убедительности – сейчас компания имеет такие нелегальные досье на 800 тысяч активных продавцов в Евросоюзе, продающих более миллиарда различных товаров.
Кто бы взялся подсчитать, сколько у компании таких досье с российскими адресами? Ведь, как считают следователи ЕС, «фактически использование этих данных (продавцов) позволяет Amazon ограничиваться продажей наиболее покупаемых товаров. Это ставит на грань выживания сторонних продавцов и ограничивает их способность к росту».
Но есть и еще более опасная сторона деятельности американских it-гигантов, ярко продемонстрировавшая себя на только что прошедших выборах в США. Впустив «к себе домой» еще и Facebook, Google, Apple, Twitter, Европа добровольно формирует у каждой из этих компаний миллионы поименных досье, столь же личных и детальных, что и у Amazon. И связанных, кроме «купил – продал», с умонастроениями, политическими пристрастиями, увлечениями, порочными и непорочными наклонностями, одним словом, с социальной значимостью и ценностью человека. Можно только восторгаться тем, как «круто» обошлись с собственным действующим президентом Facebook и Twitter, выставляя на посмешище и затыкая рот у Дональда Трампа, с одной стороны, и как умело подчищали «хвосты» у Джо Байдена. Но куда важнее примерить эти «независимые средства общения» на себе: кто сказал, что их деятельность в России будет менее политически ангажирована? Более совестлива и объективна?
Перед нами супероружие, назначение которого – влиять на поведение огромных масс людей – не американцев, немцев, французов или нас, русских. Подписчиков. Тех, кто ежесекундно выкладывает в сеть свои мнения, мысли и чувства. Свою подноготную.
Алгоритм обработки этих данных так же прост и демократичен, как и у Amazon: дать дорогу своим, чтоб чужие боялись... И разве в Старом Свете больше не будет выборов?
Европа протестует против того, что её обводят вокруг пальца американские торговцы it-услугами. Что она теряет миллиардные доходы. Обидно, конечно. Но разве она не замечает, что теряет ещё и самоё себя?
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Елена Пустовойтова