МИД РФ: Основные внешнеполитические события 2014 года (05.01.2015)
Министерство иностранных дел России назвало основные внешнеполитические события 2014 года.
1. 2014 год был отмечен накоплением элементов нестабильности и нарастанием кризисных явлений в международных отношениях, которые проходят через переходный период, связанный с формированием нового полицентричного мироустройства. Этот процесс сопровождался цепочкой интенсивных региональных конфликтов, усилением конкуренции во всех сферах, включая модели социально-экономического развития и ценностные ориентиры. Отчетливо проявилось противоречие между необходимостью выстраивания подлинно коллективных, партнерских действий на мировой арене в интересах выработки солидарных ответов на общие для всех глобальные вызовы и угрозы и стремлением ряда государств к доминированию, их попытками продавливать свои интересы, не принимая в расчет интересы других участников международного сотрудничества.2. Кульминацией такой политики стал украинский кризис, в котором отразились серьезные системные проблемы в Евро-Атлантике, связанные с проводимой западными государствами в течение последней четверти века линией на укрепление собственной безопасности без учета российских интересов, на постоянное продвижение на восток контролируемого ими геополитического пространства, что проявилось в последовательных волнах расширения НАТО вопреки дававшимся на высшем уровне заверениям. При этом был упущен исторический шанс формирования системы равной и неделимой безопасности в Евроатлантическом регионе.
США и Евросоюз открыто поддержали антиконституционный переворот в Киеве и действия пришедших там к власти националистических сил по вооруженному подавлению и социально-экономическому «удушению» Юго-Востока страны. «Издержки» – тысячи погибших и раненых, сотни тысяч беженцев и внутренне перемещенных лиц, уничтожение социальной и экономической инфраструктуры.
В этих условиях Россия предпринимала энергичные усилия по содействию скорейшему прекращению огня, достижению долговременного перемирия и принятию политических мер по урегулированию затянувшегося внутриукраинского кризиса. Результатом стало достижение Минских договоренностей, определивших первоочередные шаги по деэскалации конфликта.
Попытки переложить на Россию ответственность за события на Украине, введенные против нее односторонние санкции, открытая информационная война со стороны ряда западных государств не способны содействовать разрешению ситуации. Для выхода из тупика требуется готовность всех заинтересованных сторон практически помочь Украине пережить этот тяжелый период ее истории, достичь прочного мира и национального согласия, обеспечить такое государственное устройство, при котором все украинцы чувствовали бы себя комфортно, безопасно и достойно.
3. Политический кризис на Украине, который в феврале достиг стадии вооруженного государственного переворота, совершенного боевыми отрядами националистических сил в Киеве, вызвал резкое неприятие во многих регионах Украины. В марте в Крыму состоялся референдум, на котором жители полуострова практически единодушно заявили о своем желании присоединиться к России. По итогам референдума, проведенного в полном соответствии с нормами международного права, легитимный крымский парламент провозгласил независимость Республики Крым и обратился с просьбой о вступлении в состав Российской Федерации. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией стало актом восстановления исторической справедливости, отражающим волю народов.
4. Инициатором обострения отношений с Россией и последовательным сторонником наращивания на нее санкционного давления выступили США. Администрация Б.Обамы пошла по пути сворачивания двусторонних связей, ввела санкции против ряда российских физических и юридических лиц. 18 декабря был одобрен «Акт о поддержке свободы Украины 2014 года», усиливший негативный фон в российско-американских отношениях. Твердо исходили из того, что вернуть двусторонние отношения в устойчивое состояние будет возможно, если в Вашингтоне проявят готовность вести диалог на принципах подлинного равноправия и взаимного уважения интересов. Продолжали поддерживать российско-американские контакты на высшем и высоком уровнях по ситуации на Украине, сирийскому кризису, урегулированию иранской ядерной программы, тематике конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
На саммите НАТО в Уэльсе 4-5 сентября был утвержден курс на наращивание военного потенциала блока и усиление его военного присутствия вблизи российских границ. Со своей стороны, в контактах с ключевыми странами-членами НАТО последовательно разъясняли негативные последствия и потенциальные риски изменения конфигурации сил в Европе. Подчеркивали, что они не просто ведут к дальнейшей фрагментации пространства безопасности, но и работают против объединения усилий государств в борьбе с реальными угрозами и вызовами современности.
5. Несмотря на то, что на саммите Россия-ЕС (Брюссель, 28 января) сторона ЕС выразила заинтересованность в продолжении активного диалога и недопущении углубления противоречий в регионе «общего соседства», российско-есовские отношения характеризовались высокой степенью турбулентности. Евросоюз приостановил работу на большинстве направлений двустороннего сотрудничества, ввел односторонние санкции в отношении ряда российских компаний и общественно-политических деятелей, а также секторальные экономические ограничения. Наметилось снижение товарооборота, обозначился рост противоречий в сфере торговли и энергетики.
Россия в свою очередь сформировала адекватный по количеству и уровню «стоп-лист» в отношении конкретных фигурантов из институтов Евросоюза и его стран-членов, ввела сроком на один год ограничительные меры в отношении сельхозпроизводителей стран Евросоюза.
Вместе с тем, сохранялось взаимодействие по линии программ приграничного сотрудничества (ППС) Россия-EC. Большинство текущих ППС было продлено до конца 2015 года, ведется разработка нового поколения программ на период до 2020 года. Продолжалось взаимовыгодное сотрудничество в области науки, технологий и инноваций, успешно проведен «Год науки Россия-ЕС – 2014».
Вопреки сложности текущего момента, отношения с Евросоюзом – соседом и крупнейшим торгово-экономическим партнером – объективно будут оставаться одним из приоритетных направлений российской внешней политики на годы вперед. Последовательно выступаем за гармонизацию интеграционных проектов в Европе и Евразии, готовы к началу предметного диалога с ЕС по этой тематике.
6. Заметно активизировалось взаимодействие с ОБСЕ. Россия полномасштабно подключилась к усилиям Организации по урегулированию кризиса на Украине. Российские наблюдатели участвовали в работе Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в этой стране. В целях снижения напряженности в зоне конфликта выступили с инициативой о размещении наблюдателей ОБСЕ в ряде пунктов пропуска на российско-украинской границе. Посреднические усилия представителей России и ОБСЕ в рамках Контактной группы по Украине позволили достичь соглашения между конфликтующим сторонами о прекращении огня (Минские договоренности от 5 и 19 сентября).
Вопросы преодоления кризиса европейской безопасности, урегулирования конфликта на Украине, противодействия угрозе международного терроризма обсуждались в ходе 21-го заседания Совета министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Базеле (декабрь). При активном содействии России принята декларация о продолжении процесса «Хельсинки плюс 40», нацеливающая на воплощение в жизнь хельсинкских принципов. По инициативе России и ее союзников по ОДКБ утверждена министерская декларация ОБСЕ о 70-летии окончания Второй мировой войны.
7. Дальнейшее развитие получило многостороннее сотрудничество в различных форматах на пространстве СНГ, нацеленное на расширение взаимодействия государств-членов Содружества в экономической, гуманитарной, правоохранительной и других сферах. Принято свыше 20 договорно-правовых и программных документов. Зона действия Договора о зоне свободной торговли СНГ расширилась за счет присоединения Узбекистана, ставшего 9-й страной-участницей этого соглашения. Продолжали работу по укреплению авторитета Организации на международной арене, расширению ее взаимодействия с другими региональными интеграционными объединениями. Принято Обращение глав государств СНГ к народам государств-участников Содружества и мировой общественности в связи с 70-й годовщиной Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
8. Успешно развивался проект евразийской интеграции, который в 2014 году обрел особую динамику. Подписание 29 мая в Астане Договора оЕвразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и его запуск с 1 января 2015 г. закладывают прочную основу для создания полноценной международной организации, обладающей необходимой правосубъектностью. Завершены процедуры ратификации Договора о присоединении к Евразийскому экономическому союзу Армении – она станет полноценным членом объединения со 2 января 2015 г. 23 декабря подписан Договор о вступлении в ЕАЭС Киргизии. Организация открыта для подключения других государств. Около 40 стран и объединений выразили заинтересованность в заключении договоров о зоне свободной торговли с ЕАЭС.
В рамках Союзного государства активно взаимодействовали с Белоруссией. Координировали действия в сферах внешней политики, обороны и безопасности, в рамках процессов экономической интеграции, углубления взаимодействия в социальной и гуманитарной областях. 21 октября в Минске состоялось очередное заседание Совета Министров Союзного государства, утвердившее задачи его развития на ближайшую перспективу.
Многогранный характер носили связи с Казахстаном. Их дальнейшему продвижению призван способствовать Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. Документ адаптирован под реалии сегодняшнего дня, условия евразийской интеграции, нацелен на совместное парирование возникших в последние годы новых вызовов и угроз. 22 декабря главами государств подписан Протокол об обмене грамотами о его ратификации.
9. Приоритетными направлениями председательства России в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) были укрепление внешних границ ее стран-участниц, наращивание военного сотрудничества и потенциала миротворческих сил, усиление координации по вопросам международной и региональной безопасности. Предпринимались дальнейшие шаги в интересах совершенствования механизмов управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ, повышения эффективности Организации в поддержании стабильности и безопасности в регионе, противодействии разноплановым вызовам и угрозам, в том числе исходящим с территории Афганистана.
Проведены учения с участием антинаркотических ведомств и служб, внутренних войск и органов внутренних дел, выделенных в состав формирований специального назначения Коллективных сил оперативного реагирования, в том числе впервые – подразделений по защите от кибератак. Стартовал процесс создания в рамках ОДКБ Центра антинаркотических операций.
Итогом неформальной встречи руководителей внешнеполитических ведомств государств ОДКБ «на полях» 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, сентябрь) стало принятие совместного заявления о Договоре о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии.
Дальнейшему развитию различных аспектов военно-политической интеграции в рамках Организации призваны способствовать документы, подписанные главами государств-участников 22 декабря в ходе московского саммита.
10. Предпринимали целенаправленные усилия по разрешению конфликтов на пространстве СНГ.
Важным этапом посреднической работы России в рамках процесса нагорно-карабахского урегулирования стала организованная Президентом Российской Федерации в Сочи встреча лидеров Азербайджана и Армении (9 августа), которая позволила заметно снизить напряженность в зоне конфликта и уточнить позиции сторон.
Активно работали в «тройке» сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция). Посредниками проведены 5 встреч с руководителями Азербайджана и Армении, серия консультаций с министрами иностранных дел двух стран, осуществлялись контакты с властями Нагорного Карабаха.
Россия как страна-гарант и посредник в процессе приднестровского урегулирования стремилась в контактах с участниками формата «5+2» восстановить динамику переговорного процесса, наладить точки соприкосновения в позициях Кишинева и Тирасполя. В целях нейтрализации фактической блокады Киевом и Кишиневом внешнеэкономической деятельности и гуманитарных связей Приднестровья особое внимание уделяли усилению мер финансовой помощи и социально-экономической поддержки Тирасполя, обеспечивали стабильность в зоне безопасности конфликта.
11. Конструктивный и доверительный характер носили отношения Российской Федерации с Абхазией и Южной Осетией. Продолжали оказывать всемерное содействие этим государствам в деле их социально-экономического восстановления, в укреплении их позиций на международной арене. Подписан Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Абхазия, в котором определяются основные направления наращивания сотрудничества в экономической, социальной, гуманитарной сферах, в вопросах обороны и безопасности, создаются необходимые условия для решения других долгосрочных задач двусторонней повестки дня.
Вели диалог в рамках Женевских дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье, нацеленный на создание условий для оформления юридически обязывающего режима неприменения силы между Грузией, с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией – с другой.
12. Продолжили курс на развитие диалога с Грузией в тех сферах, где это возможно в условиях отсутствия между двумя странами дипломатических отношений. Снятие ограничений для доступа на российский рынок ряда грузинских товаров способствовало росту взаимного товарооборота. Возобновлено регулярное наземное и воздушное сообщение, заметно оживились гуманитарные и деловые контакты, грузинские спортсмены приняли участие в сочинской Олимпиаде.
13. Придавали первостепенное значение усилиям по трансформации БРИКС в один из важных элементов системы глобального управления. Принципиальное значение для продвижения к этой цели имеют принятые в ходе Форталезского саммита (15-16 июля) решения по учреждению в рамках объединения многосторонних финансовых институтов – Нового банка развития и Пула условных валютных резервов с общим объемом ресурсов в 200 млрд. долл. США.
Выступали с единых с партнерами по БРИКС позиций в вопросах укрепления международной стабильности в ее различных измерениях. В заключительном документе Форталезского саммита были осуждены односторонние военные интервенции и экономические санкции. На встрече министров иностранных дел (Нью-Йорк, сентябрь) основное внимание уделялось кризисным ситуациям в различных регионах и проблеме антитеррора.
14. Участие России в деятельности «Группы двадцати» было направлено на укрепление устойчивости мировой финансово-экономической системы. На саммите в Брисбене (15-16 ноября) проводили линию на консолидацию международного режима регулирования финансовых рынков и надзора за финансовыми институтами, в том числе хедж-фондами.
Поддержали предложенную Австралией глобальную инициативу по инфраструктуре, нацеленную на облегчение взаимодействия организаций, многосторонних банков развития и частного сектора в области обмена информацией и финансирования инфраструктурных проектов. В рамках работы по подготовке реформы глобальной энергетической архитектуры выступили в поддержку принятых на саммите принципов сотрудничества в энергетике, а также Плана действий по повышению энергоэффективности. В контексте усилий по содействию международному развитию принята рамочная программа «Группы двадцати» по продовольственной безопасности и питанию.
Уделяли пристальное внимание реализации решений Санкт-Петербургского саммита «двадцатки» (сентябрь 2013 г.) в таких сферах, как стимулирование экономического роста, повышение занятости за счет создания качественных рабочих мест, реформа политики на рынке труда.
15. Усилиями России и других государств-членов реализовывались меры по наращиванию потенциала Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Центральное место на встречах секретарей советов безопасности (Душанбе, апрель) и совещания руководителей компетентных органов, наделенных полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (Душанбе, июнь) отводилось задачам борьбы с терроризмом, трансграничной организованной преступностью, антинаркотической стратегии с упором на отражение афганской наркоугрозы.
В итоговой декларации саммита ШОС (Душанбе, 11-12 сентября) зафиксирована консолидированная позиция государств-членов по проблематике региональной безопасности и стратегической стабильности, включая ситуацию в Афганистане, конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке, иранскую ядерную программу, украинский кризис. В документах саммита определены основные направления работы по вопросам обеспечения продовольственной, энергетической, транспортной и информационной безопасности. Закреплены договоренности по рамочным условиям расширения организации.
16. Твердо и последовательно проводили линию на активизацию коллективного противодействия подъему волны экстремизма в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Исходили из того, что усилия по сдерживанию угрозы со стороны «Исламского государства», «Джабхат ан-Нусры» и других радикальных группировок, ставящих под угрозу будущее целых государств, должны выстраиваться без двойных стандартов и скрытой повестки дня на прочной основе международного права – прежде всего базовых антитеррористических резолюций Совета Безопасности ООН 1373 и 1624. Поддержали резолюцию СБ 2170, нацеленную на усиление санкционного давления на террористов, действующих в Сирии и Ираке. Содействовали закреплению в долгосрочной повестке дня СБ ООН вопросов, связанных с феноменом иностранных террористов-боевиков, наращивающих мускулы в ближневосточном и афгано-пакистанском регионах, Ливии, Мали. Основные позиционные подходы России к этой теме нашли отражение в резолюции СБ 2178.
Ключевым пунктом региональной повестки дня оставалось политическое разрешение кризиса в Сирии через инклюзивный национальный диалог без предварительных условий на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. Интенсивно работали с заинтересованными сторонами в целях завершения химической демилитаризации страны в соответствии с разработанным Исполнительным советом Организации по запрещению химического оружия и одобренным резолюцией 2118 Совета Безопасности ООН планом. На конец 2014 г. ликвидировано порядка 98 % вывезенных из Сирии компонентов и прекурсоров химического оружия, запущен процесс уничтожения последних двенадцати объектов, использовавшихся в производстве боевых отравляющих веществ.
Четко проводили линию на то, что новые кризисные ситуации на Ближнем Востоке не должны отодвигать на задний план задачу по выходу из застарелых конфликтов, прежде всего палестино-израильского.
17. Как на двусторонней основе, так и совместно с партнерами по ОДКБ и ШОС Российская Федерация осуществляла комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации в Афганистане. В контактах с афганской стороной подчеркивали нашу готовность оказывать всестороннее содействие Кабулу в деле построения мирного, независимого, демократического государства, способного самостоятельно решать проблемы борьбы с терроризмом, наркотиками и организованной преступностью.
18. Совместно с партнерами по «шестерке» и иранскими коллегами продолжали работать над всеобъемлющим окончательным урегулированием ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП). Благодаря проявленному всеми сторонами стремлению к поиску компромиссов удалось значительно сблизить позиции по основным вопросам. Ключевую роль сыграли выдвинутые российской стороной принципы поэтапности и взаимности, которые легли в основу диалога, а также ряд российских идей и технических предложений. Министры иностранных дел стран «шестерки» и Ирана 24 ноября пришли к согласию о продлении переговоров по ИЯП до конца июня 2015 г.
19. В фокусе внимания российской дипломатии находились задачи по комплексному подключению к интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в сторону которого все заметней смещается центр тяжести экономического роста и политического влияния, активному использованию потенциала АТР для подъема Сибири и Дальнего Востока.
Широкую поддержку на саммите форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в Пекине (10-11 ноября) получили российские подходы к выстраиванию региональной интеграции на принципах транспарентности, равноправия и взаимной выгоды в интересах формирования открытого общего рынка. В итоговых документах саммита зафиксированы выдвинутые нашей страной предложения по обеспечению безопасного роста в регионе. С особым вниманием партнеры восприняли российские планы обновления инфраструктуры Северного морского пути, модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей как основы трансконтинентального транспортного моста «Азия-Европа».
В рамках Регионального форума по безопасности (АРФ) Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Россия в качестве одного из кураторов тематики кибербезопасности участвовала в подготовке Рабочего плана АРФ по обеспечению безопасности при использовании ИКТ. Укреплению доверия между военными стран региона способствовало российское (совместно с Таиландом) сопредседательство в Экспертной рабочей группе по военной медицине механизма Совещаний министров обороны государств-членов АСЕАН с диалоговыми партнерами («СМОА плюс»), в рамках которого были проведены показательные учения «Рубеж-2014» под Санкт-Петербургом.
На площадках региональных объединений и форумов, в первую очередь Восточноазиатского саммита, последовательно выступали за создание в АТР надежных механизмов обеспечения инклюзивной, неделимой безопасности, основанных на принципах внеблокового сотрудничества.
Состоявшаяся в Санкт-Петербурге конференция высокого уровня форума «Азия-Европа» (АСЕМ) по межкультурному и межцивилизационному диалогу (июль) подтвердила востребованность этой площадки для продвижения взаимопонимания и сотрудничества по широкому спектру международных и региональных проблем.
20. Достигнут значительный прогресс в развитии всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем как в двустороннем формате, так и на многосторонних площадках, включая «Группу двадцати», БРИКС, ШОС, АТЭС. Состоялись пять встреч В.В.Путина и Си Цзиньпина, очередная встреча глав правительств. В июне прошли 10-й раунд консультаций по стратегической безопасности и первый раунд консультаций по взаимодействию в сфере безопасности, правопорядка и юстиции. Москва и Пекин тесно координировали свои действия по принципиальным вопросам современного миропорядка и урегулирования международных проблем. Особое внимание уделялось продвижению совместных подходов к формированию в АТР регионального порядка на основе принципов неделимости безопасности.
Китай прочно закрепился на позициях одного из основных торгово-экономических партнеров России. В числе безусловных достижений – подписание соглашения о поставках газа в КНР по «восточному» маршруту, начало строительства газопровода «Сила Сибири», согласование рамочных договоренностей об экспорте газа по «западному» маршруту. Развивалось военное сотрудничество, наращивалась кооперация в финансовой и инвестиционной сферах. В рамках насыщенной культурно-гуманитарной программы успешно осуществлялся проект перекрестных Годов дружественных молодежных обменов, рассчитанный на 2014-2015 гг.
21. Важным приоритетом для России являлись отношения особо привилегированного стратегического партнерства с Индией. Взаимная заряженность на обеспечение дальнейшего поступательного развития двусторонних связей предопределила успешность и продуктивность официального визита в Индию В.В.Путина 11 декабря: принято Совместное заявление, отражающее планы взаимодействия на предстоящее десятилетие, подписан пакет документов о сотрудничестве, в частности, в областях энергетики, медицины, инвестиций, в гуманитарной сфере. Планомерно наращивалось военное и военно-техническое сотрудничество. Москва и Нью-Дели эффективно взаимодействовали в различных многосторонних форматах, прежде всего в ООН, «Группе двадцати», БРИКС, ШОС.
22. Постоянный эффективный диалог поддерживался на всех уровнях отношений с Вьетнамом. Перспективы дальнейшего укрепления комплекса двусторонних связей отражены в Совместном заявлении о поступательном продвижении всеобъемлющего стратегического партнерства между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам, которое было подписано в ходе официального визита в Россию (23-26 ноября) Генерального секретаря Центрального комитета Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга. «Локомотивами» сотрудничества являлись нефтегазовый комплекс, атомная энергетика, военная и военно-техническая сфера, наука, образование, культура. На завершающий этап вышли переговоры по проекту соглашения о свободной торговле между государствами-членами Таможенного союза и Вьетнамом.
23. Сотрудничество с государствами Латинской Америки являлось перспективным направлением внешней политики России. Дальнейший импульс его развитию придали официальные визиты В.В.Путина в Аргентину, Бразилию, на Кубу и в Никарагуа (июль), встречи Президента России с главами ряда латиноамериканских государств в формате «аутрич» на полях саммита БРИКС (Бразилия, июль), визит в Россию Президента Перу О.Умалы Тассо (ноябрь).
Были продолжены контакты во внешнеполитической сфере. Состоялись визиты Министра иностранных дел России на Кубу, в Никарагуа, Перу и Чили (апрель). «На полях» 69-й сессии ГА ООН (сентябрь) С.В.Лавров встретился с главами внешнеполитических ведомств «квартета» стран, председательствующих в СЕЛАК.
24. Продолжался курс на укрепление разноплановых отношений со странами Африки к югу от Сахары и их межгосударственными структурами, в частности Африканским союзом (АС) и Сообществом развития Юга Африки (САДК). По итогам рабочей поездки С.В.Лаврова в Эфиопию подписан Меморандум о взаимопонимании между МИД России и Комиссией АС относительно механизма проведения политических консультаций. «На полях» Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, сентябрь) состоялась первая коллективная встреча С.В.Лаврова с министрами иностранных дел государств САДК.
В качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН Российская Федерация продолжала содействовать международным усилиям по урегулированию кризисных ситуаций в Африке, в том числе в работе встреч высокого уровня по Сомали, Южному Судану, Центральноафриканской Республике и Мали (Нью-Йорк, сентябрь). Оказана адресная гуманитарная помощь Камеруну, Лесото, Малави, Мали, Танзании, Сомали.
Россия одной из первых отреагировала на вспышку эпидемии лихорадки Эбола в странах Западной Африки. В Гвинею направлены ведущие отечественные вирусологи, передовое диагностическое оборудование и военно-полевой госпиталь, в Сьерра-Леоне доставлен гуманитарный модуль с медикаментами и расходными материалами.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
МИД РФ