Андрей Саенко: Открытое наступление на Русскую Церковь на территории Украины (22.07.2015)
Говорить о том, что православная Церковь на территории Украины переживает тяжёлые времена, стало почти привычным делом. Никогда за годы независимости государства Украина жизнь той части Русской Церкви, которую принято называть УПЦ МП, не была безоблачной. Однако нынешний период, действительно, особенный. Он своего рода итог общей тенденции, которая, обнаружив себя сначала лишь антицерковным шипением отдельных журналистов и маргиналов, пришла к реальной угрозе очередного удара по Украинской Православной Церкви Московского патриархата.
Поскольку сегодня, похоже, принято решение перейти к «окончательному разрешению церковного вопроса» – насильно оторвать УПЦ МП от своего законного Московского патриарха. Причём не в отдалённой перспективе, а в ближайшие сроки, не считаясь ни с какими законами – ни божескими, ни человеческими.Кем принято такое решение? Здесь тоже всё определилось, и маски сброшены, что также характерно для нынешнего периода. Решение принято врагами Церкви и противниками исторической Руси. Отныне люди, чьими руками задумано нанести удар УПЦ МП, больше не скрывают своих лиц и намерений. К врагам этим относятся:
1) высшие чиновники украинского государства и весь киевский режим в том виде, в каком он существует после переворота февраля 2014 года;
2) тандем, составленный из деятелей Константинопольской патриархии и их американских кураторов (одна из задач, поставленных перед Порошенко в ходе недавнего визита в Киев Виктории Нуланд, – «зачистить» УПЦ МП и форсировать объединение раскольников лжепатриарха Филарета с раскольниками «УАПЦ»);
3) внутренние враги УПЦ МП, которые при поддержке киевской власти не только не скрываются теперь, но вот-вот начнут конкурировать между собой за право первыми переступить через каноны и объявить «поместной церковью» новую незаконную структуру.
Нынешнее открытое наступление на Церковь было предопределено. Цели Церкви, её ценности прямо противоположны ценностям её противников. Можно говорить о том, что они живут в двух разных мирах.
* * *
Для УПЦ МП текущий год – это год 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. В недавнем обращении Священного Синода к народу Украины по поводу этого уникального юбилея, подписанном и оглашённом Предстоятелем Блаженнейшим митрополитом Онуфрием, ещё раз были очерчены незыблемые позиции Церкви в вопросах истории единого народа Руси и канонического Православия.
«Вклад святого Владимира в историю нашей Церкви, нашего государства и нашего народа трудно переоценить. Можно с уверенностью сказать, что эпоха князя Владимира оказала решающее влияние на дальнейшую историю Руси. И сегодня наследие святого Владимира во многом определяет развитие нашего народа», – сказано в обращении.
Подчеркнём, в документе даётся правдивая картина прошлого. Исторические названия Новгород, Полоцк употребляются наравне с Киевом как города одной державы, древнерусского общества и одного народа. Нигде нет и следов термина «Украина-Русь», который соответствует лживой концепции Грушевского, взятой украинскими идеологами и пропагандистами за основу национального исторического мировоззрения. Иными словами, УПЦ МП устами своего предстоятеля публично подтверждает свою мировоззренческую адекватность. Церковь не в свете мифов, но правды воспринимает и роль святого князя Владимира как преобразователя всех земель Руси, и суть самой Руси, которая, несомненно, есть родина одного народа, теперь проживающего в нескольких государствах. Такая оценочная вменяемость уже считается сегодня не только подозрительным и «подрывным» явлением, но квалифицируется как преступление.
Для Русской церкви и УПЦ МП, как её неотъемлемой части, текущий год – это год 70-летия Великой Победы. Той самой Победы, которая не просто шельмуется киевской властью, а объявлена как бы «не бывшей». В школах, вузах, на телевидении несут вздор о советско-немецкой войне, тем самым перечёркивая подвиг и миллионные жертвы жителей всего СССР и Украины (УССР) в частности в годы Великой Отечественной.
Позиция Церкви по вопросам войны и Победы была ясно очерчена Святейшим Патриархом Кириллом 22 июня сего года в Бресте: «Праздник Победы для нас не просто исторический день, не просто светский праздник. Он имеет огромное духовное значение, потому что война стала страшным экзаменом для всего народа. Того народа, который оступился, потерял веру, стал разрушать свои храмы и монастыри…Мы все с вами одна семья. И не только потому, что в нас течёт кровь, восходящая к нашим предкам, но и потому что мы прожили одну историю, разделив и радости, и скорби».
Эти положения целиком разделяет руководство УПЦ МП. И именно это вызывает злобу у тех, кто захватил власть в Киеве. Как вызывают злобу и призывы к миру в государстве, нынешние власти которого ориентированы их западными хозяевами на войну и уничтожение. Да и сам факт существования единой для России и Украины Церкви невыносим для врагов единства исторической Руси. УПЦ МП самой своей жизнью в лоне Русской церкви противоречит новому украинскому порядку.
* * *
Вот почему давняя стратегическая цель – отрыв УПЦ МП от Московской патриархии, переформатирование украинского населения в прихожан самозваной «поместной церкви», исповедующей вместо Христа патологическую русофобию, стала на Украине ближайшей целью.
Видимость законности этой «новой поместности», а по сути погрому и уничтожению Русской Православной Церкви на территории Украины должны были придать представители Константинопольского патриархата, явившиеся в Киев. 8 июня были предприняты попытки объединения (на уровне совместного принятия и парафирования документов о намерениях) двух самозваных структур – «УАПЦ» и «Киевского патриархата» («УПЦ КП»), затем попытки были повторены 9 июля.
Вот это объединение раскольников и приехали благословлять два якобы законных епископа-константинопольца из США и Канады. Заметим, объединение не состоялось, так как, грубо говоря, участники сделки не сторговались. И виновники из стана «УАПЦ», сорвавшие уже 9 июня сговор своим требованием равного с «УПЦ КП» представительства на планируемом «соборе», видимо, скоро будут наказаны по указу американского начальства. 14 июля в «УАПЦ» выступили с новой инициативой: следует, мол, в процесс включить и УПЦ МП.
Кем на деле являются «создатели» новой «поместной церкви украинского народа»?
«УАПЦ» была создана после революции 1917 года. Она должна была заменить собой Русскую Церковь на территории Украины. Апостольского преемства её «епископы» не имеют. В народе её называют «самосвяты». Из-за практического отсутствия последователей находилась в забвении, но во времена наступившей независимости Украины была вызвана к жизни врагами Церкви и разрушителями России. «Киевский патриархат» был создан фактически Леонидом Кравчуком, желавшим иметь «карманную украинскую церковь», и расстригой Михаилом Денисенко, называющим себя «киевским патриархом Филаретом», человеком, отлучённым от Церкви за грубейшие нарушения церковных и монашеских обетов. Разумеется, и тут ни о каком апостольском преемстве речь не идёт, тут просто ряженые раскольники. Вот с этими «товарищами» хотят соединить оторвавшихся от УПЦ МП в единый котёл изменников и раскольников-самозванцев и заменить Русскую Церковь на землях Украины.
Добавим одну существенную деталь. Приехавшие посланцы Константинополя - тоже лица весьма сомнительной каноничности. Ведь «православные церкви на землях США и Канады» являются потомками «УАПЦ», сбежавшими в своё время за океан. Когда при Горбачёве часть церковных националистов двинулась на Украину искать счастья и совращать в раскол украинцев, другая часть вошла под омофор Константинопольского патриарха. И тем самым, между прочим, и самого Константинопольского патриарха они привели к сомнительной каноничности (по закону Церкви, соединение с неканоничными организациями лишает благодатности тех, кто их принял в своё лоно). Но вернёмся к нашей основной теме.
Собственно, внецерковные (неканонические) образования на Украине и раньше делали разные громкие заявления. И скорую «поместность» уже объявляли не раз. Особенно при президенте Ющенко. Но сегодня ситуация особая. И невиданная «объединительная» активность не случайна.
Явно действует некий стратегический план. Сначала премьер-министр Яценюк пишет письмо патриарху Варфоломею с просьбой вмешаться в церковную ситуацию на Украине. В ответном письме Варфоломей фарисейски сочувствует и незаконно называет свою церковь «матерью-церковью».
* * *
Термин «матерь-церковь» используется и Варфоломеем, и радетелями отрыва УПЦ от Московского патриархата постоянно. Но он не применим к УПЦ, поскольку она находится в лоне РПЦ. А с Киевской митрополией, созданной при Крещении Руси, история долгая и очень сложная. Киевские митрополиты перенесли кафедру во Владимир (на Клязьме) в 1299 году, затем в Москву (1326 г.). После Флорентийской унии (1439 г.) собор русских епископов стал самостоятельно избирать своего митрополита, а Константинопольский патриарх лишь соглашался с выбором. С 1461 года титул митрополит Московский и всея Руси был равнозначен митрополиту Киевскому и всея Руси с местопребыванием в Москве. В 1589 году был образован Московский патриархат, предстоятель РПЦ с тех пор носит титул Патриарх Московский и всея Руси. Радетелям о каноничности «украинского православия» следует знать, что в 17-м веке на территории нынешней Украины православие было практически уничтожено католиками-поляками и униатами в результате Брестской унии (1595 г.). Что сам Константинополь, угнетаемый турками, ничем православным помочь не мог. А вот Русская церковь, окормлявшая Русскую державу, могла. И когда Киевская митрополия перешла в состав Московского патриархата (1686 г.), а православный народ Украины (Малороссии) вздохнул облегчённо, под грамотой, подтверждавшей законность восстановления единства Киевской митрополии и Московского патриархата, стояла подпись Константинопольского патриарха Дионисия и ещё около 20 иерархов. Нынешний «склероз» патриарха Варфоломея не должен вызывать удивления. Поскольку реально проводится политика восточного папизма, когда Константинопольский патриарх стремится обладать не только «первенством чести», но и «первенством власти».
Да, и сегодня Варфоломей носит титул Святейшего Архиепископа Константинополя – нового Рима и Вселенского патриарха. Константинопольская поместная церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на её канонической территории - в Турции и отчасти в Греции. В самой Турции (Фанар - район Стамбула) численность последователей данной Церкви не превышает 3 тысяч человек. В ее юрисдикции находится Финляндская и Эстонская автономные и полуавтономная Критская православные церкви. Часть епархий Греции имеют двойное подчинение – Константинопольскому патриархату и Элладской церкви. Общее количество прихожан в 234 зарубежных епархиях Константинопольского патриархата сегодня достигает 3 млн. человек, наиболее крупными из них являются епархии в США (1750 тыс.), Канаде (230 тыс.), Австралии (320 тыс.), Германии (350 тыс.), Великобритании (200 тыс.). В Шамбези, что под Женевой, открыт Православный центр Константинопольской патриархии.
Варфоломей не вправе вторгаться на каноническую территорию другой поместной Церкви. Это противоречит канонам Православия.
Однако, вопреки всем церковным правилам, после «высокой переписки» Яценюка и Варфоломея на каноническую территорию Московского патриархата всё же приехали эмиссары Фанара – епископ УПЦ в Канаде Илларион (Рудык) и епископ УПЦ в США Даниил (Зелинский).
Они открыто вошли в контакт с раскольническими организациями. Было ли у них официальное благословение патриарха Варфоломея на подобную объединительную деятельность? Разумеется, официального и быть не могло. Другие поместные церкви мира осудили бы Варфоломея за такое беззаконие по отношению к Московскому патриарху. Публично Варфоломей продолжает заявлять, что на Украине законным предстоятелем является только Блаженнейший Онуфрий (УПЦ МП). Официально Варфоломей печалуется о пребывающих в расколе украинцах (Денисенко и прочих). Но визитёры «неофициально» знали о тайных желаниях своего церковного начальства и ещё лучше – о желаниях начальства американского. А потому так дерзко орудовали на чужой канонической территории.
Вот как характеризует ситуацию известный публицист Дмитрий Скворцов: «Американские аналитики прекрасно понимают, что каноническая церковь [УПЦ МП] – не просто единственный общественный институт на Украине, не признающий «российскую агрессию». Это, по соцопросам, – самый авторитетный институт. Следовательно, следует придать статус каноничности той «церкви», которая исправно шлёт проклятия в сторону Москвы. Пусть с точки зрения мирового Православия эта каноничность окажется недействительной, но для внутреннего потребления сойдёт. Кроме того в новую «каноническую» структуру сбегут все те канонические ещё священнослужители, для которых национальная идея и/или собственная мошна давно уже «понад усе», в том числе и Христа».
* * *
Для реализации этого сценария – создания «истинно национальной поместной церкви» как «здобутка революції гідності» – уже есть и конкретные исполнители.
На передний план выдвигаются внутрицерковная «проавтокефальная» оппозиция в УПЦ МП и сама киевская власть.
Лидером автокефального крыла и сторонников «поместности любой ценой», разумеется, стал всё тот же митрополит Александр (Драбинко). Тот самый, кто открыто теперь выступает против выдающегося донбасского старца Зосимы (Сокура), обличившего украинство как политическое униатство. Кто публично признается, что передаёт СБУ списки священников, поддерживающих русский мир и Новороссию. Кто упрекает митрополита Онуфрия в папизме за его позицию против отделения от Русской Церкви и объединения с раскольниками. Именно этот церковный деятель, прикрывающийся именем Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана) и располагающий мощной поддержкой в государственных структурах, явно метящий на пост главы «нового образования», раздаёт сегодня знаковые интервью, проявляя медийную активность.
В своих откровениях он фактически подталкивает власть к расправе, к силовому решению церковного вопроса (большинство священства Украины понимает губительность единения с раскольниками и незаконной автокефалии и только под страхом расправы можно рассчитывать их сломать). Все речи митрополита Александра, выражающие позицию всех стоящих на старте потенциальных предателей, есть одновременно донос на УПЦ МП и её предстоятеля и в то же время – призыв к власти вмешаться в дела Церкви и силой «оторвать от Москвы».
Вот некоторые фрагменты из его речений.
«Если УПЦ будет восприниматься обществом как «иностранная конфессия», как «Русская Православная Церковь в Украине», то наша Церковь не будет иметь будущего на этой земле».
«Люди желают Украинской Церкви. Украинской не по названию, а по живой связи с украинским народом».
«Определённая часть нашей паствы не верит, что УПЦ (МП) является Церковью украинского народа, даже больше – не верит, что мы можем в ближайшей перспективе стать такою Церковью».
«Я считаю полезным, если государство, первое лицо государства выступит инициатором общественно-церковного движения за примирение, за объединение. Общество ждёт от Церкви единства. Инициатива должна принадлежать государству. Оно должно сказать: нам надоело, что наши граждане враждуют на церковной почве. Пожалуйста, господа иерархи, преодолейте ваши расхождения, прислушайтесь к словам Спасителя «Будьте едины».
Подчеркнём, в нынешних условиях призыв к немедленному «примирению и объединению» с раскольниками – это и есть призыв создавать, не считаясь с церковными правилами, «поместную» организацию. И цитата из Евангелия, как аргумент, здесь выглядит просто кощунственно.
* * *
Блаженнейший Онуфрий ясно и не раз давал понять, как может происходить требуемое объединение. «Если идёт речь о воссоединении, то здесь наша позиция такая: у нас двери открыты, мы не имеем права их закрывать, но эти двери являются дверями покаяния». Ну и, конечно, ещё и эти слова владыки Онуфрия: «Я убежден, что у нас нет никаких духовных аргументов в пользу того, чтобы отсоединяться от Московского патриархата».
Выступления юного митрополита-националиста – своего рода сигнал государству о том, что группа внутрицерковных предателей готова ломать и разделять Церковь, что она даёт на это своё «благословение» и оправдает любое державное вмешательство и беззаконие.
Не случайно «мягкие» формулировки Драбинко полностью совпадают по смыслу с гораздо более жёсткими положениями, которые были обнародованы 5 июня в аналитическом докладе к ежегодному посланию президента Украины Верховной раде. Здесь наблюдается полная симфония второго врага Церкви (церковных националистов, автокефалов) и третьего – правящего киевского режима.
* * *
Общий тон аналитического доклада и, соответственно, послания президента крайне воинственный.
Если церковные самостийныки иногда прикрываются обтекаемыми фразами, то власть уже отбрасывает всяческие церемонии в своём намерении отрывать Церковь от Москвы.
УПЦ МП прямо объявляется врагом нации и государства. Здесь присутствует полный набор, оправдывающий задуманную расправу.
Наша Церковь рисуется как пятая колонна, подводится политическая база под её разгром. Вредной для народа объявляется правда об исторической Руси. А упоминание о единстве народа исторической Руси уже официально объявляется преступлением. Иными словами, борьба с Церковью выводится на государственный уровень, а прямому вторжению киевской власти в церковные дела даётся решительный старт.
Вот некоторые характерные цитаты из этого доклада.
«Отечественная конфессиональная карта содержит ряд неприкрытых угроз национальным интересам. Ключевая из них – деятельность Украинской церкви Московского патриархата. Вопреки своему громкому названию, эта церковная институция связана с Украиной разве что географической локализацией. По своей духовной ориентации и функциональности УПЦ МП – неотъемлемая часть Русской православной церкви».
«Принципиально подчеркнуть, что УПЦ (МП) не просто структурное подразделение РПЦ. Последняя использует УПЦ (МП) как один из влиятельных каналов российской пропаганды в украинском обществе».
«Официальные свидетельства представителей УПЦ (МП) относительно текущего момента в стране далеки от объективности. Называть масштабное военное вторжение соседнего государства на Донетчину и Луганщину «братоубийственным противостоянием», «гражданским конфликтом», «столкновением интересов Запада и Востока» – неправдиво и даже цинично».
«Под надуманными предлогами руководство УПЦ МП избегает оказания помощи украинским воинам. А отдельные представители епископата запрещают своим священникам посещать и поддерживать украинских военных в зоне антитеррористической операции».
«Не исключено, что Российская Федерация с целью нагнетания общественного напряжения попробует разыграть феномен «православной карты».
Добавим, доклад снабжён поистине уникальной по своей безграмотности и подлости таблицей-отчётом, искажающей, а скорее всего, намеренно запутывающей картину религиозной жизни Украины. В этой таблице учинено поистине «вавилонское смешение». В общую цифирь слиты данные о количестве приходов и организаций без учёта конфессий и верований (как средняя температура по больнице). Притом что УПЦ МП располагает 12 тысячами живых приходов, а, скажем, «УАПЦ» в разы меньше, и к тому же существующими только на бумаге. То же касается и филаретовцев.
* * *
Всё изложенное выше говорит о беспрецедентной угрозе Русской Православной Церкви на территории Украины. И последствия церковного погрома, если он произойдёт, могут быть разрушительны не только организационно, но и духовно. Самочинная «поместная церковь» может превратиться в «объдинённого раскольника», который не признает большинство поместных церквей в мире. А это значит, все таинства её станут недействительными, как это происходит сейчас у лжепатриарха Филарета. Разумеется, такое положение нестерпимо для верующих христиан.
* * *
И в Киеве, и в Москве должны ясно себе представлять: если хотя бы часть подобного сценария будет реализована, Русской Церкви будет нанесён тяжелейший удар, сравнимый с погромами времён Орды, польской и гитлеровской экспансии. Фактически речь идёт о возможной катастрофе, в ходе которой православный народ Украины может окончательно превратиться в многомиллионного манкурта, чего, собственно, и желают не одно столетие ненавистники России.
Однако даже при таком крайне тяжёлом положении унынию не должно быть места. Пример правильного, православного отношения к враждебности власти и гонениям являет сегодня Блаженнейший митрополит Онуфрий, предстоятель УПЦ МП. Автор имел честь встречаться и беседовать с владыкой. Как подлинный монах и молитвенник (а эти его качества признаются даже предателями Церкви), он во всём надеется на Бога, не теряет спокойствия.
Его позиция такова. Отступать от канонов не будем ни при каких обстоятельствах. Конечно, будем делать всё возможное, чтобы сохранить православную веру на Украине, Церковь, храмы. Но всё в руках Божиих. Если будут попущены массовые преследования и погром, значит, увидим, кто из нас останется верным, а кто христианин лишь по названию. И в таком случае Церковь очистится, что будет полезным для неё. А погибнуть окончательно Церковь не может, таково евангельское обетование.
Естественно, более всего тревожит судьба обманутого народа Украины, который в случае погрома Церкви лишается нормального духовного окормления. Но есть большая надежда на всю полноту Русской Церкви и нашего патриарха Кирилла. На последнем июльском заседании Священного Синода РПЦ в Санкт-Петербурге, поздравляя митрополита Онуфрия с Днём Ангела, Святейший Кирилл сказал: «Молились за вас в этот день (25 июня. — А.С.). Сожалел, что не имел возможности быть в Киеве, но очень надеюсь, что настанут такие времена, когда мы вместе будем в Киево-Печерской Лавре молиться».
Не меньшая наша надежда на руководство православной России, которое воспринимает нас как один народ, а, следовательно, судьба части этого народа волнует и заботит лидеров единоверного братского государства, и, значит, описанная выше геополитическая и духовная катастрофа не может быть им допущена.
Ну и, как уже говорилось, согласно Евангелию, Церковь не исчезнет до скончания мира. А вот киевская власть явно не рассчитана на такой длительный срок. И поскольку главным орудием преследований и покровителем внутрицерковной измены является именно киевская власть, то, значит, и окончательное её падение есть кратчайший путь к прекращению гонений, восстановлению исторической правды и законному преодолению церковного разделения.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Андрей Саенко
Источник: http://odnarodyna.org/