Аналитический центр святителя Василия Великого: Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник (13.04.2018)

Аналитическим центром святителя Василия Великого подготовлены Обращения к архиереям Русской Православной Церкви, а также к главам субъектов Российской Федерации о необходимости введения в России выходного дня в Светлый понедельник (понедельник после Пасхи).В аналитической записке, прилагаемой к Обращению, изложены богословско-канонические и исторические основания празднования Светлого понедельника, приводится пример дореволюционной России (в Своде законов Российской Империи официально был закреплён праздничный статус Светлого понедельника), а также современных стран мира (прежде всего, православных), где Светлый понедельник является официальным выходным днём: это Греция, Кипр, Украина и многие другие государства. В качестве положительного примера также представлен опыт Республики Крым, которая после возвращения в состав России сохранила официальный выходной день в Светлый понедельник.
Приводим текст открытого Обращения Аналитического центра свт. Василия Великого к главам регионов Российской Федерации.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые Владыки!

Обращаемся к Вам с просьбой ходатайствовать перед властями вверенных Вашему архипастырскому попечению регионов о введении официального выходного дня в Светлый понедельник – первый день после Пасхи.

Светлое Христово Воскресение является «праздником праздников» и «торжеством из торжеств», и празднуется на протяжении всей Светлой седмицы, что закреплено в том числе в древних правилах Церкви. Так, в 680-681 г. на Шестом Вселенском Соборе было утверждено 66-е правило, которое гласит: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся».

В соответствии с официальным законодательством Византии и дореволюционной России, Великая Пятница накануне Пасхи и Светлый понедельник после неё были выходными днями.

Сегодня, в эпоху возрождения духовных и культурных традиций России, русского народа и других братских народов, особенно важно придавать этому возрождению правовой, нормативный характер, в том числе закрепляя в гражданском календаре праздник Пасхи, имеющий огромное значение для абсолютного большинства граждан России.

Отметим, что сегодня Светлый понедельник является официальным выходным днём в Греции, на Кипре, в Сербии, Грузии, Молдове, Болгарии, Румынии, Украине, Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Канаде, Италии, Швейцарии, Франции и во множестве других стран. Все они являются фактически светскими государствами, как и Российская Федерации, что никак не препятствует наличию особого пасхального выходного дня.

Очевидно, что отсутствие официального выходного дня в Светлый понедельник не соответствует не только историческим традициям России, но и современной практике множества стран мира со схожим цивилизационным христианским наследием.
Мы осознаём, что сегодня введение в России выходного дня в Светлый понедельник на общефедеральном уровне может быть негативно воспринято некоторыми представителями нехристианских религиозных общин и жителями ряда регионов. В связи с чем предлагаем реализовать эту инициативу на уровне отдельных субъектов Российской Федерации – прежде всего тех, в которых большинство составляют православные люди. Уверены, что это не только не вызовет проблем в межнациональных и межрелигиозных отношениях, но и значительно оздоровит нравственное состояние общества, вызовет положительный отклик у граждан и признательность по отношению к органам власти.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Мы смиренно просим Вас воспользоваться авторитетом Вашего архиерейского сана, чтобы в благожелательном диалоге со светскими властями вверенных Вам территорий добиться введения выходного дня в Светлый понедельник.

Прилагаем также аналитическую записку о Светлом понедельнике для более полного понимания значения этого дня для Церкви и государства.
 
С уважением и пожеланием радостной встречи
Светлого Христова Воскресения,
сотрудники Аналитического центра святителя Василия Великого
диакон Илья Маслов
Злобин Максим Анатольевич
Иванов Евгений Олегович
Козлов-Шульженко Максим Сергеевич
Мальцев Вадим Александрович
Серебрич Андрей Александрович
Скиженок Алексей Владимирович
Хазов Никита Константинович
— — —

Аналитическая записка

О необходимости введения выходного дня в России в Светлый понедельник


Введение

Российская Федерация, являясь светским государством, имеет в своём составе, по разным оценкам, порядка 70-80% граждан, относящих себя к числу православных христиан. Будучи исторически православным государством, Россия после эпохи борьбы с религией постепенно возвращается к своим культурным и духовным традициям, что проявляется и в государственном календаре. Так, сегодня в число официальных праздников и выходных дней входит Рождество Христово (7 января) и фактически день Казанской иконы Божией Матери (4 ноября; официально День народного единства).

Представляется, что, учитывая значение Православия в жизни России и конструктивный характер государственно-церковных отношений, целесообразно рассмотреть вопрос о введении на федеральном или региональном уровне официального выходного дня, связанного с главным христианским праздником – Пасхой. Учитывая характер и время празднования Светлого Христова Воскресения, такой новой праздничной датой может стать Светлый понедельник – первый день после Пасхи.

Совокупный период празднования Пасхи в Православной Церкви включает в себя не только воскресенье, но и следующую за ним неделю – Светлую Седмицу.

Важно оценить богословско-каноническое значение Светлой Седмицы, рассмотреть ретроспективный опыт государственно-церковных отношений в данной сфере, а также изучить современную практику празднования Пасхальной недели в других странах с тем, чтобы выработать наиболее взвешенные предложения по корректировке календаря официальных праздников и выходных дней в Российской Федерации.

Светлый понедельник и Светлая Седмица в церковном праве

В православном богослужении за многие века его развития сложился целый комплекс воспоминаний, приуроченных к священным событиям, связанным с Господом Иисусом Христом. Самым большим из всех христианских праздников, вокруг которого сформирован весь годовой богослужебный круг, является Светлое Христово Воскресение, или Пасха. Дата её празднования варьируется и ежегодно устанавливается в соответствии с юлианским календарем.

Вселенскими Соборами Православной Церкви рассматривались и утверждались нормы празднования Светлой Седмицы.
В 381 г. на Втором Вселенском Соборе в 7-м правиле свт. Епифаний Кипрский отразил различия в праздновании Светлой Седмицы между православными и так называемыми «четыренадесятидневниками»: «Они [четыренадесятидневники] празднуют Пасху только один день, вопреки православным, празднующим целую седмицу»[1].

В 680-681 г. на Шестом Вселенском Соборе было утверждено 66-е правило, которое гласит: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище (Ап. 9; Трул. 24; Антиох. 2; Карф. 61)»[2].

Толкование этого правила дает архим. Иоанн (Соколов): «Правило это имеет в виду то великое значение, какое в церкви всегда имел праздник Пасхи Господней, и возвышенность связанных с ним воспоминаний; далее имеет в виду Светлую седмицу, которая в церкви считалась как один день Господень и праздновалась одинаковым образом, как и первый день Пасхи.  (…) Праздник Пасхи есть праздник нашего духовного возрождения, почему и должен праздноваться духовно, а именно, верующие должны ежедневно, в течении всей Светлой седмицы, посещать церковь и принимать участие в церковном богослужении, и тем теснее соединиться со Христом»[3].

Святоотеческое наследие свидетельствует об удлинении празднования Пасхи с одного дня до целой седмицы в соответствии с неделей страстей Господних. Свт. Иоанн Златоуст проповедовал ежедневно на этой седмице: «В течение 7 дней последовательно мы составляем собрания и предлагаем вам духовную трапезу»; «7 этих дней сряду пользовались все учением на собраниях»[4]. «Во всю великую седмицу и в следующую за нею да не работают рабы, потому что та есть седмица страдания, а эта воскресения, и нужно поучаться»[5].

Византийский св. император Феодосий Великий запретил в течение всей пасхальной седмицы судопроизводства[6], а Феодосий II Младший – театральные и цирковые представления[7]. Блж. Августин называет эти дни «8 днями неофитов» (новокрещенных)[8].

Таким образом, в церковном праве, в наследии святых отцов, в истории византийской государственности и преемственной ей российской государствености празднование Светлой Седмицы (в т. ч. Светлого понедельника) предстаёт как само собой разумеющееся, как нормативный факт.

Светлый понедельник в дореволюционной России

В Российской Империи, свято чтившей традиции Православия, Светлый понедельник являлся праздничным днём. Работодатели любого уровня были обязаны предоставлять в этот день выходной своим сотрудникам. Согласно статье 198 «Устава о промышленном труде», входившего в состав Свода законов Российской Империи, «в расписание праздников, в которые не полагаются работы (ст. 103, п. 2), обязательно включаются все воскресные и следующие праздничные дни: 1 и 6 января, 25 марта, 6 и 15 августа, 8 сентября, 25 и 26 декабря, пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Сошествия Св. Духа»[9].

В малороссийских же областях это время было особым также для тех, кто готовился вступить в православный брак: жених и невеста делали друг другу подарки и участвовали в совместных праздничных мероприятиях.

Сегодня представляется актуальным обращение к ретроспективной практике сохранения выходного дня в Светлый понедельник в целях предоставления свободного времени гражданам, которое, согласно установлениям Православной

Церкви, они смогут употребить на личное духовно-нравственное и культурное обогащение и общественное социальное служение.


Светлый понедельник в странах мира

В Греции Пасха – национальный государственный праздник. Выходные в этом государстве длятся 4 дня: Великая Пятница, Великая Суббота, Воскресение Христово и Светлый понедельник. При этом у студентов и школьников каникулы длятся две недели – до и после Пасхи[10].

Обязательным выходным днём Светлый понедельник был объявлен в Греции законом 3455 «О воскресном и праздничных выходных днях» подписанном королем Греции Георгием I в 1909 году.

На Кипре первый день после Пасхи также официальный выходной. Кроме того, в этой стране установлены банковские выходные дни во вторник после Пасхи и в Страстную Пятницу.

Кроме того, Светлый понедельник является выходным днём в Сербии, Черногории, Грузии, Молдове, Болгарии, Румынии, Украине.

В Грузии государственными праздниками и выходными днями являются пять дней православной Пасхалии: от четверга перед Пасхой до Светлого понедельника включительно. В Сербии помимо Светлого понедельника выходным является Великий Пяток (пятница накануне Пасхи).

На Украине Пасха является официальным праздничным днем[11], а выходной ежегодно переносится по решению Кабинета министров на следующий день или дни после праздничного или нерабочего[12], т. е. на Светлый понедельник.

Помимо этого, статья 67 КЗоТ Украины предоставляет возможность по представлению религиозных общин других (неправославных) конфессий, зарегистрированных на Украине, руководству предприятий, учреждений, организаций предоставить лицам, которые исповедуют соответствующие религии, до трех дней отдыха в течение года для празднования их больших праздников с отработкой за эти дни.

К числу немногих исторически православных стран, в которых Светлый понедельник не является официальным выходным, относятся Россия и Белоруссия.

Светлый понедельник считается официальным выходным и в некоторых неправославных странах: Австралии, Австрии, Албании, Великобритании, Германии, Канаде, Латвии, Новой Зеландии, Италии, Португалии, Словакии, Словении, Хорватии, Финляндии, Чехии, Швейцарии, Швеции, Франции.

Таким образом, отсутствие официального выходного дня в Светлый понедельник не соответствует не только историческим традициям России, но и современной практике множества стран мира, прежде всего, государств с православным наследием.

Празднование Светлого понедельника в Крыму

После возвращения Республики Крым в состав России руководство Республики сохранило Светлый понедельник праздничным днём на основании федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях»[13], а также регионального закона «О праздниках и памятных датах в Республике Крым»[14]. В частности, последним установлено, что «по просьбе религиозных организаций Глава Республики Крым может объявить религиозный праздник нерабочим праздничным днём на территории Республики Крым»[15].

На практике это положение было впервые реализовано уже в 2015 году, когда указом главы Республики Крым С. В. Аксёнова

Светлый понедельник 13 апреля 2015 года был объявлен выходным[16]. Выходные дни в Крыму также введены по случаю праздника Святой Троицы и мусульманских праздников.

Следует также отметить, что в отдельных регионах России введён официальный выходной день на Радоницу – день, когда православные поминают усопших. 

Светлый понедельник как праздник: механизмы введения в России

Возможным путём введения выходного дня в России в Светлый понедельник является принятие соответствующего федерального правового акта (например, указа Президента Российской Федерации, федерального закона о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации), для чего данная инициатива должна быть поднята на самом высоком уровне и получить одобрение лично Президента Российской Федерации и предстоятеля Русской Православной Церкви. Несмотря на сложившиеся плодотворные государственно-церковные отношения, представляется, что в современных реалиях светского и многоконфессионального государства введение выходного дня в Светлый понедельник может быть негативно воспринято представителями нехристианских религиозных общин, что приведёт к напряжению в межконфессиональных и государственно-религиозных отношениях. Впрочем, соответствующие риски могли бы быть предупреждены грамотной проработкой данного вопроса при наличии политической воли.

В связи с вышеизложенным, оптимальным и более реалистичным путём является введение выходного дня в Светлый понедельник в отдельных субъектах Российской Федерации в качестве региональной инициативы (по примеру Крыма). Отметим также, что в регионах России с преимущественно мусульманским населением официальными выходными днями являются мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам.

Аналогичная крымской практика установления выходного дня в Светлый понедельник отсутствует на сегодняшний день на уровне субъектов Российской Федерации. Праздничные дни, которые выпадают на субботу или воскресенье, не переносятся на следующие за этими праздниками даты. Однако сделать тот или иной день выходным вправе органы власти на региональном уровне.

На наш взгляд, на уровне субъектов Российской Федерации для этого необходимо инициировать соответствующие изменения в региональном законодательстве, а также обращения глав местных епархий Русской Православной Церкви к руководителям органов исполнительной власти регионов.

Подобные механизмы могут быть апробированы, прежде всего, в регионах с наибольшей долей православного населения, что позволит гражданам полнее реализовывать свои права в области религиозных свобод.

Заключение 

Проведённый анализ показал:

— высокую духовно-нравственную важность Светлой седмицы и введения выходного дня в Светлый понедельник (первый день после Пасхи), с учётом святоотеческих и богословско-канонических указаний Православной Церкви;

— желательность обеспечения культурно-исторической преемственности опыта празднования всей Светлой Седмицы и, в частности, Светлого понедельника со времён Российской империи;

— соответствие идеи введения выходного для в Светлый понедельник современной практике празднования Светлой Седмицы в большинстве исторически православных стран мира, а также во множестве неправославных государств, в т. ч. европейских;

— наличие двух возможных путей введения выходного дня в Светлый понедельник в России – на федеральном уровне или, что оптимально в текущих условиях, на региональном уровне через инициативы в отдельных субъектах Российской Федерации (по примеру Крыма).

Предлагается осуществить введение официального выходного дня в Светлый понедельник в 2019 году, для чего соответствующие решения должны быть приняты уже в 2018-м – начале 2019 года.

[1]              Правило 7 Второго Вселенского Собора, Константинопольского // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского / Пер. с серб. В 2х т. Т. 1. К.: Общество любителей православной литературы, Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2008. С. 274.

[2]              Правило 66 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского / Пер. с серб. В 2х т. Т. 1. К.: Общество любителей православной литературы, Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2008. С. 555.

[3]              Архим. Иоанн (Соколов). Опыт курса церковного законоведения. В 2-х т. Т. 2. С. 456-458. Цит. по: Правило 66 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского / Пер. с серб. В 2х т. Т. 1. К.: Общество любителей православной литературы, Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2008. С. 555-556.

[4]                      Толковый Типикон. Под ред. проф. Скабаллановича М.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_19

[5]                      Апост. Пост. VIII, 33. Пасхальная седмица // Толковый Типикон. Под ред. проф. Скабалланович М.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_19

[6]                      Cod. Jusstiniam. III, 12, 8. Пасхальная седмица // Толковый Типикон. Под ред. проф. Скабалланович М.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_19

[7]                      Cod. Theodos. XV, 5, 5. Пасхальная седмица // Толковый Типикон. Под ред. проф. Скабалланович М.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_19

[8]                      Август. Пис. к Иан., 119, гл. 17. Пасхальная седмица // Толковый Типикон. Под ред. проф. Скабаллановича М.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_19

[9]                      Громан В. В. Устав о промышленном труде (Св. Зак. т. XI, ч. 2, изд. 1913 г., статьи 1-228 и 541-597). – Петроград, издание юридического книжного склада «Право», 1915 г. С. 150-151.

[10]                    Пасха в Греции // Grekomania [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grekomania.ru/articles/holidays/252-easter-in-greece

[11]                    Статья 73 «Праздничные и нерабочие дни» Кодекса Законов о труде Украины

[12]                    Статья 67 «Праздничные и нерабочие дни» Кодекса Законов о труде Украины

[13]                    Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

[14]                    Закон субъекта РФ «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» от 29.12.2014 № 55-ЗРК/2014 (с изменениями на 5 мая 2015 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/55z.pdf

[15]                    Пункт 2., статья 2. // Закон субъекта РФ «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» от 29.12.2014 № 55-ЗРК/2014 (с изменениями на 5 мая 2015 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/55z.pdf

[16]                    Указ Главы Республики Крым «О нерабочем праздничном дне». от 09 апреля 2015 года № 96-У Дата публикации: 09.04.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_242800.pdf
 
 

/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
13.04.2018

Аналитический центр святителя Василия Великого
Источник: https://stbasil.center/2018/04/05/to-bishops/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта