Станислав Смагин: Отставной козы губернатор: радоваться ли увольнению Д.Овсянникова? (Россия: Крым) (14.07.2019)
Все как в старом анекдоте про мужчину, жаловавшегося, что у него в жизни все плохо, и получившего совет завести дома свинью, а через месяц-другой совет – избавиться от свиньи.
Утро 11-го июля началось с известия об очередном «именно на сегодня намеченном» увольнении севастопольского губернатора Овсянникова.
Во второй половине дня я решил прочистить основательно забитую канализацию в своей квартире (как затем написал на Фейсбуке другой не чуждый тревог о Севастополе иногородец, Борис Межуев, он в Москве занимался тем же). Из трубы с помощью специально обученной длинной проволоки было извлечено преизрядное количество грязи и сора, но основная пробка, кажется, от манипуляций не развалилась, а наоборот, еще туже встала где-то в ванной, наглухо заблокировав и без того вялый уход использованной воды.
Пока мы с домочадцами размышляли о методах решения проблемы, из города-героя пришло внезапное известие, что там пробку все-таки пробило.
…Анализировать всю новейшую российскую пятилетку Севастополя, наверное, нет особого смысла, люди, хоть чуть-чуть интересующиеся темой, и так в курсе основных событий и вех. Поэтому возьмем период непосредственно от момента назначения Овсянникова.
Думается, этим шагом Кремль хотел окончательно ввести город в рамки материковых нравов, обычаев, устоев и условий игры. И, опять-таки предположение, именно ради этой цели подобран был молодой технократ без явных крепких привязок к какому-либо из могущественных столичных кланов элиты; одни говорили, что Овсянников человек Козака, другие что Кириенко (Сергею Владиленовичу молва и вовсе приписывала звание тестя вчерашнего антигероя), но ни одна из гипотез толком не подтвердилась, Козак так и вовсе публично поднимал вопрос об овсянниковской профпригодности.
Овсянников, если продолжать реконструировать кремлевскую логику, должен был иметь стимул подмять и перестроить Севастополь под методички центра и одновременно под себя лично, сделать его своим личным удачным проектом, с которым затем не грех брать новые вершины.
Разумеется, предполагалось и то, что губернатор и его команда будут с города в традициях отечественного неофеодализма «кормиться» - как без этого.
Однако ставка на молодого амбициозного выскочку, замкнутого на московский пульт управления в целом, а не отдельные его рычаги, быстро стала давать сбой.
Овсянников о личной выгоде от вверенной ему территории, разумеется, не забывал. Но в еще большей степени, кажется, был настроен ладно переустроить и подмять – нет, выжечь и вытоптать данную территорию. Это вряд ли особо устраивало прагматичный и мыслящий категориями выгоды центр, который хотел достичь не уничтожения ценного актива, а удобства в обращении с ним.
И тем более это не устраивало, уже из морально-патриотических соображений, севастопольскую общественность и конкретно людей, считающих наиболее подходящим для города курс, некогда провозглашенный А.М.Чалым.
В итоге сложилась ситуация, чем-то напоминающая треугольник (на самом деле углов больше, но упростим для ясности).
Один угол – Чалый, некогда примкнувший к ЕР как к наиболее очевидному варианту и формально основной «партии возвращения домой»; «группа Чалого» имела и имеет большинство в Законодательном Собрании, но в результате множества интриг и махинаций лишилась к 2016 году основных позиций на региональном партийном уровне. Второй – Овсянников, единоросс, но тоже по большому счету для галочки, просто галочка проставлена не из идейных соображений, связанных с возвращением и прочей в глазах технократов ахинеей, а сугубо карьеры для. И, наконец, третий – федеральный центр и сама «Единая Россия», ослабевшая, токсичная, стремительно теряющая популярность, даже не партия в классическом смысле, а партийная вывеска для властной системы…и все-таки по-прежнему сохраняющая немалые силы и возможности.
Ситуация эта была парадоксальной до абсурдности – Чалый, когда Овсянников без особых одергиваний из Москвы (а их довольно долго не было) разрушал Севастополь, начал воспринимать ЕР как партию Овсянникова; для Овсянникова, почти ко всему в Севастополе относившегося с презрением и подозрением, напротив, здешняя ЕР воспринималась как партия Чалого; да ЕР и сама в этом царстве абсурда, где законодательные единороссы противостояли исполнительным, не могла понять, с кем она.
Прибытие зимой-2019 в Севастополь тяжелой московской артиллерии (точнее, тяжелой кавалерии с саблями), некоторая перебалансировка регионального отделения правящей партии в пользу чаловской группы и отчуждение от ЕР Овсянникова, начавшего политический флирт с другими системными партиями, - все это могло показаться локальным успехом Чалого. Но последующие события практически обнулили этот успех. Показательна реплика, издевательски-мимоходом отпущенная главным придворным шутом российских СМИ, журналистом «Коммерсанта» Андреем Колесниковым, в адрес Алексея Михайловича. Речь шла о визите президента в Крым на празднование пятилетия Русской Весны: «Что-то еще ему пробовал сказать и оказавшийся здесь бывший «народный мэр» Севастополя Алексей Чалый (запомнившийся на церемонии в Георгиевском зале Кремля пять лет назад груботканым черным свитером на фоне дорогих и не таких дорогих костюмов… Он и теперь, мне показалось, был в том же самом свитере. А, нет, в черном, но джемпере вроде), но Владимир Путин не прислушался».
За Чалым был его бизнес, его группа, севастопольская общественность, симпатии многих русских патриотов с материка. За Овсянниковым – практически никого и ничего, и он закономерно являлся самым слабым углом треугольника.
Однако к середине мая могло сложиться ощущение, что самая сильная и главная сторона – Москва/ЕР – отбросит оба нижних угла и полностью перестроит под себя всю фигуру, тем более грядущие выборы в ЗС этому способствовали.
Чалый сдаваться не собирался, в очередной раз продемонстрировав, что сбрасывать его со счетов рано. Сначала ему удалось добиться появления в списке ЕР на грядущих выборах нескольких своих сторонников. Затем его ближайший соратник Вячеслав Горелов перешел в «Партию Зеленых» и возглавил ее список, а в партии «Родина» оказалась сенатор Ольга Тимофеева, также близкая Алексею Михайловичу и также вышедшая из ЕР, вместе с еще несколькими условными или явными «чалистами».
Вдобавок сам народный мэр-2014 неожиданно решил стать самовыдвиженцем-одномандатником, хотя ранее идти на новый срок не собирался, и вдобавок пообещал в ближайшее время дать пресс-конференцию и рассказать нечто интересное. Подозреваю, речь шла о призыве не голосовать за ЕР, сделанном с той или иной степенью завуалированности. Это снизило бы рейтинг партии примерно до пределов, не затрагивающих зону прохождения «чалистов», добавило бы баллов двум другим чаловским колоннам, вернуло бы народному мэру инициативу как автору сильного смелого хода, на который надо отвечать еще более сильным и смелым. В общем, создало бы некую новую реальность, в которой отбросить «угол Чалого» проблематично.
Верхний угол упредил эту реальность своим сильным ходом, для которого, как ни странно, оказалось достаточно сбросить слабую карту, она же слабый угол. Впрочем, чего тут удивительного – все как в старом анекдоте про мужчину, жаловавшегося, что у него в жизни все плохо, и получившего совет завести дома свинью, а через месяц-другой совет – избавиться от свиньи.
Является ли произошедшее победой Чалого? С учетом того, что смещение Овсянникова было главным его лозунгом последних двух лет – нет особых причин не употребить такую формулировку.
Является ли произошедшее долгосрочной политической победой Чалого? С учетом того, что в разгар предвыборной страды фактор Овсянникова перестал быть инструментом мобилизации севастопольского электората и общественности и неравнодушных к городу-герою людей на материке – нет особых причин употребить такую формулировку.
Есть ли теперь смысл призывать голосовать не за ЕР? Для любого нормального россиянина, что политика, что рядового гражданина, смысл самому не голосовать за ЕР и призывать сделать так же других есть всегда. Но с учетом конкретной севастопольской повестки призыв этот несколько обессмысливается.
Чалый не раз подчеркивал, что севастопольская повестка для него более приоритетна, чем общероссийская. А раз центр/ЕР решили главный текущий севастопольский вопрос, причем партия подчеркнула свою сопричастность специальным комментарием главы генсовета А.Турчака (он заявил, что причина снятия Овсянникова - «срыв сроков и недостроенные объекты, политические конфликты и скандалы»), причины для потенциального разрыва во многом теряют силу.
Сохранит ли группа Чалого, обновленная в плане персоналий, большинство в ЗС? По состоянию на 12 июля, с учетом всех упомянутых и подразумеваемых обстоятельств, рейтингов чаловских колонн и замера всех списочных зон прохождения – мягко говоря, не факт. Даже если такое большинство и состоится, оно не будет иметь той силы и политической энергетики, какую имело бы, если бы само вновь подняло вопрос отставки Овсянникова уже после выборов.
Да и абсолютно непредсказуемая сейчас линия взаимодействия с новым и.о.губернатора несколько обессмысливает тему чаловского большинства. С 2017 года главной характеристикой этого большинства было то, что оно антиовсянниковское.
Будет ли оно антиразвожаевским, проразвожаевским или развожаевско-агностичным – вот что сейчас интереснее проблемы, будет ли оно вообще.
Так и каким в итоге – анти- или про-? И вообще who is mr.Razvozhaev? Второе толком неизвестно, первое, соответственно, тем более. Развожаев выглядит почти точной копией Овсянникова-2016 – молодой (одному на момент назначения было 39, второму 38) технократ, мало известный широкой публике, не могущий похвастаться хоть сколько-нибудь серьезными достижениями, хотя и не привязанный открыто и крепко к одной из столичных элитных групп.
Для такого города, как Севастополь, вводные данные не самые выдающиеся, тем более что в очередной раз к рулю поставлен варяг.
Впрочем, это лишь частный случай общего кризиса системы и ее кадрового резерва. Теперь и человек, несколько лет назад работавший во второстепенном министерстве замминистра по PR, а затем месяц возглавлявший один из второстепенных, при всем уважении к Хакасии, регионов, может получить в свои руки один из трех городов федерального значения.
Но если Овсянников 2.0 не будет испытывать к Севастополю странного негатива, характерного для оригинальной версии, - это уже какое-никакое достижение.
Собственно, то, что Овсянников плохо относился к Севастополю и уволен заслуженно – одно из немногих бесспорных обстоятельств во всем сложившемся пасьянсе. Так почему бы немного не порадоваться этому бесспорному увольнению по бесспорной причине, раз с другими поводами для радости полный туман и неясность.
Ах да, забыл дорассказать про забившуюся трубу. Я ведь сам во многом виноват в таком сильном ее засорении – не чистил четыре года, а по-хорошему надо хотя бы раз в год.
Надеюсь, в Севастополе рано или поздно пропадет аналогичная необходимость вышибать грязно-мусорные пробки чуть ли не каждый год, и для профилактической прочистки или вердикта, что она не нужна, будет достаточно одного планового раза в пятилетку.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Станислав Смагин