Александр Дугин: Пашинян проиграл войну и потерял Карабах (13.11.2020)
Байден ускоряет решение Москвы
9-го ноября стала окончательно понятна позиция Москвы по Карабахскому кризису. Вероятно, главным фактором в таком тайминге стала (пока еще не окончательная, но все же наиболее вероятная) победа Байдена на президентских выборах в США. Байден – радикальный враг России, близкий к неоконам. Следовательно, в случае любого промедления Москвы, Вашингтон включился бы в ситуацию вокруг Карабаха более активно – и, естественно, в полностью противоположном Москве направлении. Итак, все в целом прояснилось.
Контекст Второй Карабахской9-го ноября стала окончательно понятна позиция Москвы по Карабахскому кризису. Вероятно, главным фактором в таком тайминге стала (пока еще не окончательная, но все же наиболее вероятная) победа Байдена на президентских выборах в США. Байден – радикальный враг России, близкий к неоконам. Следовательно, в случае любого промедления Москвы, Вашингтон включился бы в ситуацию вокруг Карабаха более активно – и, естественно, в полностью противоположном Москве направлении. Итак, все в целом прояснилось.
Краткая предыстория. Армения сблизилась с Россией в 90-е годы, ловко разыграв замешательство Москвы в ходе либерального переворота Ельцина в своих интересах. Армяне захватили территории Нагорного Карабаха и 7 прилегающих к нему районов, закрепив это стремительным миром с Россией, отбросив ранее пророссийский Баку в противоположный лагерь (ГУАМ). Эта линия продолжалась и при Путине.
Но при Путине началось постепенное сближение Москвы с Баку. Параллельно этому Азербайджан восстанавливал свой потенциал, а ситуация в Армении, остававшейся союзником России, членом Евразийского Союза и ОДКБ, в целом стагнировала.
Пока у власти в Ереване находился Карабахский клан (Кочарян, Саргсян), чутко прислушивавшийся к балансу сил в Карабахе, Армения, отстаивая свои интересы, никогда не перегибала палку в отношениях с Москвой. От каких-либо уступок по Карабахскому вопросу армяне уклонялись, но в переговорах участвовали.
Когда Азербайджан достаточно усилил свой потенциал, отношения между Алиевым и Путиным стали приближаться к уровню стратегического союзничества. Параллельно этому политика Эрдогана, все более независимая от Запада и НАТО, объективно начала способствовать многополярности (а это цель внешнеполитической стратегии Путина). Тогда и настал момент какого-то движения на Карабахском направлении. Путин предложил начать с безвозмездной передачи пяти прилегающих к Карабаху районов Азербайджану, чтобы предотвратить военное решение, к которому Азербайджан был уже готов и демонстрировал эту решимость на практике. Серж Саргсян нехотя согласился на это план, попросив дождаться завершения политической реформы в Армении.
Но в этот момент Саргсяна при поддержке Запада (и конкретно – Сороса) сверг Пашинян. Он все договоренности о пяти районах проигнорировал и стал активно издеваться над Россией, чего никогда не позволяли себе его предшественники.
Это и предопределило стартовые условия нынешней Карабахской войны.
Алиев начинает войну и … выигрывает
Поняв, что с Пашиняном разговаривать невозможно, Ильхам Алиев принял решение о начале военной операции. Едва ли это было неожиданностью для Путина. Так как к этому все и шло. Конечно, резкий пророссийсий (покаянный) вираж Пашиняна – и изменение его позиции хотя бы по пяти районам – еще мог как-то повлиять на ситуацию, но Пашинян понадеялся на Запад: так поступил до него и Саакашвили, и осуществившие государственный переворот на Украине противники Януковича.
И снова – в какой раз! – полностью проиграл. Запад не поддержал Пашиняна из за его союзнических отношений с Москвой. А Москва не поддержала из-за самого Пашиняна.
Дальше все решала эффективность военных действий Азербайджана, корректные отношения с Москвой и не слишком прямая вовлеченность в конфликт Турции. Параллельно этому выборы в США определяли глобальный контекст.
Пашинян с мольбой о спасении к Путину не обратился, и время было упущено. Азербайджанцы постепенно заняли ключевые высоты Нагорного Карабаха и решающую из них – Шушу. Жители Карабаха повторяют поговорку: «кто контролирует Шушу, тот контролирует Карабах, кто контролирует Карабах, контролирует Южный Кавказ». Взятие Шуши стало стратегическим концом Карабахской войны. В ней победил Азербайджан. Потоки армянских беженцев, как 30 лет назад потоки азербайджанских беженцев, стали покидать Карабах. Армения с Пашиняном войну проиграла.
Россия признает победу Азербайджана
В этот момент Путин обнажил позицию Москвы, которая ранее выглядела неопределенной и пассивной, выжидающей и колеблющейся. Но это было не так.
Когда российский вертолет был сбит азербайджанскими военными, и при этом демократы ценой беспрецедентных подтасовок и махинаций с подсчетом голосов продавили Байдена на пост Президента США, дальше тянуть Москва не могла. К вечеру 9-го ноября Россия вмешалась в ситуацию со всей определенностью, потребовав остановить боевые действия. При этом фактическое положение дел признавалось стартовой позицией для последующей легитимации.
В Армении в ночь на 10-е ноября начались волнения – когда армяне поняли, что Пашинян проиграл войну, согласился на то, чтобы отдать Карабах и полностью провалил дипломатические отношения с Россией. Судьба еще одного проамериканского политика на постсоветском пространстве, опирающегося на Сороса и глобалистов, отныне предрешена.
Россия объявила о прекращении военных действий и о введении российских миротворцев – фактически для защиты гражданского армянского населения Нагорного Карабаха от возможного насилия со стороны победителя. Это означало, что Путин признал статус кво.
Результаты войны – стартовые позиции мира
Каковы результаты нынешней Карабахской войны?
- Баку восстановил контроль над частью территории, которая признавалась азербайджанской всеми странами (за исключением Армении, у которой на этот счет было, естественно, особое мнение). Это означает крупнейшую в истории Азербайджана победу Ильхама Алиева. Поворотный пункт.
- Азербайджану удалось добиться таких результатов прежде всего из-за невмешательства Москвы и при решительной поддержки Эрдогана. У Баку и раньше был замысел стать звеном в скреплении российско-турецкого альянса. Теперь эта роль приобрела зримое подкрепление.
- Восстановление контроля над Карабахом и поведение Путина в этом конфликте сняло любые преграды для дальнейшего сближения Азербайджана с Россией – и, в частности, для вступления в ОДКБ и Евразийский Союз (напомним, что и Турция, и резко враждебная ей Греция члены НАТО; почему бы Азербайджану и Армении не быть в ОДКБ и Евразийском Союзе?).
- Проигрыш Армении связан прежде всего с политикой и личностью Никола Пашиняна, пошедшего на конфронтацию с Москвой в самый неудачный для Армении период. Он получает по заслугам, будучи ответственным за самый темный момент в современной армянской истории.
- Российские миротворцы в Карабахе призваны не допустить этнических чисток, аналогичных тем, что провели армяне 30 лет назад – в результате чего в Нагорном Карабахе вообще не осталось азербайджанского населения. Именно это и стало основанием для жесткого – хотя и отложенного – ответа Баку, сделав невозможным никакой мирный вариант решения проблемы.
Если допустить полное изгнание армян из Карабаха, это создаст предпосылки для еще одного цикла непримиримой вражды, ненависти и мести. Армяне должны остаться в Карабахе: и теперь это задача как Алиева, так и Путина. Не просто остаться, а иметь право на жизнь, достоинство и гражданский статус. Выиграв военную часть битвы, Баку предстоит продемонстрировать и своей моральное превосходство. В этом российские миротворцы смогут только помочь. Кроме того, это будет дополнительной легитимизацией азербайджанской победы.
Вот именно эти положения призван зафиксировать объявленный с 00:00 часов 10 го ноября мир. Победа Азербайджана, поражение Пашиняна, принятие Россией на себя ответственности за армянское население Карабаха (игнорируя полностью провалившегося просоровского лидера Армении).
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Философ, политолог, социолог. Профессор, лидер Международного Евразийского движения