Патриарх Сербской Православной Церкви Ириней о конфликте между Русской Православной Церковью и Константинопольским патриархатом (18.10.2018)
На сайте Сербской Православной Церкви опубликовано большое интервью с Патриархом сербским Иринеем, в котором он сформулировал позицию Сербской Православной Церкви к действиям Константинопольского патриархата.
Ниже перевод частей интервью, которые на мой взгляд представляют интерес для русскоязычной аудитории. Часть интервью посвящено внутренним вопросам Сербии и Сербской Православной Церкви. Оригинальная публикация на сербском языке, перевод мой. За возможные неточности в специфических церковных терминах заранее приношу извинения.
...
Отношения между Вселенским и Московским Патриархатами
Вопрос 2: У Вас была возможность в течение очень короткого периода времени встретиться с представителями обеих старейших Патриархатов – Патриархом Варфоломеем и митрополитом Илларионом, что было истолковано многими как попытка примирительной миссии. Какое сообщение Вы передали представителям этих Церквей и что они Вам ответили? Верите ли Вы, что есть возможность сблизить позиции Вселенского и Московского Патриархатов и разногласия вернуть в рамки искреннего братского диалога?
Ответ: У меня не было особой примирительной миссии, но я, от имени Сербской Православной Церкви делал все, что было в моих силах, чтобы избежать худшего сценария. Сначала наш Собор обратился к Святейшему Патриарху царьградскому, чтобы он не совершал резких необдуманных поступков, а шел путем диалога и соблюдения всеправославного консенсуса, затем наш Собор направил повторное обращение с аналогичным призывом, а недавно во время встречи с Вселенским Патриархом в Салониках я высказал ему нашу позицию лично. Конечно, предварительно я переговорил с Святейшим Патриархом московским, а мнение нашей Церкви было доведено до всех поместных автокефальных Церквей. Наша позиция заключается в том, что должно полностью и безо всяких исключений соблюдать вековой церковный порядок и святые каноны, что наша Материнская Церковь в Царьграде, к сожалению, по оценке подавляющего большинства епископов и теологов Сербской Православной Церкви, сейчас не делает. Мы не на качелях «за или против». Мы за единство Церкви, согласие, ответственность, преданность каноническим порядкам, а против всего того, что нас разделяет и ведет к опасности раскола.
Решением, ведущим к расколу, причем не только на канонической территории Украинской Православной Церкви, но и прямо и недвусмысленно открывающим, даже призывающим, возможность новых расколов в других поместных Церквях, я считаю последнее сообщение Священного Синода Царьградского Патриархата от 11 октября. Это сообщение словом и духом противопоставлено учению и устройству Православной Церкви. Обращение которым оно оканчивается, призывающее к отказу от насилия, мести, захвата храмов и монастырей, я воспринимаю как попытку закрыть глаза на легко предсказуемые последствия собственных решений, чтобы не сказать Пилатовское омовение рук.
Вопрос 3: Разделяете ли Вы беспокойство части нашего общества, что раскол в Православии мог бы иметь тяжелые последствия на канонической территории Сербской Православной Церкви, особенно в Македонии, Черногории и Хорватии, где уже действуют парацерковные (примечание переводчика: оставил использованный в оригинале термин, смысл: лже-церковные) организации?
Ответ: Такая опасность, в случае если вышеупомянутый прецедент «пройдет», будет угрожать не только нашей поместной Церкви, но и практические всем без исключения, включая сестринскую Церковь в Греции.
…
Европейский союз и Россия
Вопрос 6: Сербия, сербский народ и его правительство находится под большим давлением и угрозами со стороны развитой Европы, в которую и мы стремимся. Видите ли Вы в обозримом будущем Сербию в составе Европейского союза?
Ответ: Нашей главной проблемой являются не наши вековые соседи албанцы, но именно «развитая Европа» и Запад в целом (за редкими исключениями), так как он не занимается решением конфликта, вредного и опасного для всех, а не только для нас сербов, но более всего занимается своими «вечными интересами». В Европейском союзе, на мой взгляд, не особо горят желанием видеть нас в своих рядах, как из-за наших дружеских отношений с Россией, так по своим внутренним причинам.
Поэтому перед нами ставятся все новые условия, требуют принять их «решение» по Косово и Метохии и все откладывают без конца. Если и когда придет наша очередь, Европейский союз будет сильно отличаться от сегодняшнего, если и будет существовать. Позвольте небольшую шутку: хотя бы в их будущей судьбе нельзя будет обвинить нас сербов.
Вопрос 7: Как Вы воспринимаете требования Брюсселя, что мы должны синхронизировать свою внешнюю политику с ЕС, что по сути является завуалированным требованием ввести санкции против России?
Ответ: На это я уже ответил. Как бы не казалось привлекательным с экономической точки зрения членство в ЕС, я не верю, что мы когда-либо пойдем на то, чтобы купить себе членский билет в этой организации ценой введения санкций против России или каких-либо иных враждебных действий против этой великой, единоверной нам и братской страны.
Вопрос 8: В условиях реанимации холодной войны и событиях глобальной политики, реальна ли политики военно-нейтральной и самостоятельной Сербии?
Ответ: Я считаю, что да. Более того, я считаю что такая политика является единственным реальным шансом выживания Сербии.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Источник: https://aftershock.news/?q=node/692645