Дмитрий Павленко: Пчёлы против мёда: Украинская власть объявила «крестовый поход» против контрабандистов (07.07.2018)
Борьба за контроль над контрабандными потоками в украинских верхах вылилась в политическое противостояние.
Предвыборное противостояние на Украине уже затронуло многие «высокие кабинеты», обитатели которых стали проявлять особое рвение в решении вопросов государственной важности, чтобы не оказаться через непродолжительное время за бортом властной кормушки. Борьба между различными политическими группами и даже силовыми ведомствами продолжает набирать обороты по мере приближения 2019 года, и одна из ее форм — обвинение оппонентов в коррупции и смежных преступлениях, одним из которых является содействие контрабанде.
Клондайк для «патриотов»
Ни для кого не секрет, что контрабандные потоки давно являются своего рода золотой жилой для различных государственных чиновников и силовых структур. В числе основных видов контрабандных грузов на Украине выступают промышленные товары, продукты питания, алкоголь, табачные изделия, валюта, культурные ценности, топливо, автомобили, а также наркотики, оружие и боеприпасы, психотропные вещества.
Многочисленные «серые схемы», реализуемые при перевозке подлежащих таможенному декларированию грузов через государственную границу, позволяют за непродолжительное время сколотить приличные состояния всем причастным к осуществлению данного вида незаконной деятельности. На Украине с ее тотальной коррупцией во всех ведомствах контрабанда является источником дохода для многих, включая руководителей самого высокого уровня. И декларируемая борьба с этим явлением внешне напоминает борьбу пчел против меда, хоть в большей степени обусловлена именно политическим противостоянием.
Ранее Царьград, рассматривая в качестве примера ситуацию на линии соприкосновения в Донбассе, анализировал ход контрабандных потоков через установленные КПП и указывал на структуры, тем или иным образом в этом задействованные. Однако ситуация с контрабандой в так называемой зоне ООС представляет собой лишь частный случай более широкой проблемы, которую сейчас в предвыборной атмосфере активно эксплуатируют в украинских верхах, чтобы набрать политические очки, а заодно и осуществить перераспределение контроля над этим «клондайком».
«Серые схемы» и цена вопроса
Так, 13 июня премьер-министр Украины Владимир Гройсман обвинил неких представителей силовых структур при высоких погонах в подготовке против него и членов кабмина провокаций в связи с противодействием контрабанде.
"Я знаю, что вы обсуждаете мои слова, мою позицию по этому поводу и мою непреклонность. Я знаю, что вы готовите провокации против премьер-министра, правительства и министров",— заявил Гройсман, добавив, что контрабанда на таможне была бы невозможна без участия в ней украинских силовых структур.
Глава кабмина попытался предстать в облике патриота и непримиримого борца с незаконными явлениями, из-за которых украинский бюджет только в 2017 году, по информации Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА), недополучил 70 миллиардов гривен. Ситуация в этом отношении действительно неблагополучная, несмотря на то, что, согласно официальной статистике, с каждым годом увеличивается количество возбужденных дел о нарушении таможенных правил (в 2015 году более 17 тысяч, в 2016 году уже более 23,2 тысяч на сумму два миллиарда гривен, а в 2017 году почти 32,3 тысячи на сумму 1,6 миллиарда гривен). Так, например, теневой сегмент алкоголя продолжает составлять около 60%, бытовой техники и электроники — 60-80%, кофейной продукции — 40%.
Гройсман также озвучил основные «серые схемы», по которым работают контрабандисты совместно с представителями таможенных и силовых органов, получающими свою долю за незаконное перемещение грузов через украинскую границу.
Среди них оформление забитых товаром грузовых транспортных средств как следующих «порожняком»; использование так называемых «пиджаков», когда из большой фуры с дорогостоящим товаром груз перевозится физическими лицами без превышения допустимой нормы, подлежащей таможенному оформлению; подмена товара между границей и внутренней таможней; подлог документов с целью занижения таможенной стоимости, когда под названием одного товара ввозится другой, более дорогостоящий, и растаможка происходит по другим группам товаров, более дешевым; использование наименее определенного «шестого метода таможенной стоимости», позволяющего скрыть «серый» импорт; использование офшорных компаний, когда через симуляцию нарушений и дальнейшее решение суда якобы возвращают товар, на самом деле импортируя его; «черная контрабанда» в обход таможенных пунктов, которую «крышуют» определенные силовые структуры; ввоз низкокачественного топлива под маркой «Евро-4» и т. д.
Особое внимание украинский премьер уделил такой схеме, как ввоз на Украину нефтепродуктов по морю. В нейтральные воды заходит танкер с топливо-смазочными материалами. К нему подходят небольшие суда, на которые эти нефтепродукты перегружают. Естественно, никакой растаможки при этом не производится. По словам Гройсмана, это многомиллиардная схема.
4 июля украинский премьер заявил, что в нейтральных водах Черного моря находится 4000 контейнеров, которые не заходят в порты на растаможку в надежде, что удастся договориться. При этом он предложил задействовать немногочисленные военные корабли Украины для того, чтобы не допустить контрабанды, — провести вблизи контейнеровозов военно-морские учения.
«Крыша» протекла: «Черносотенцев» Гройсмана меняют копы Авакова
Вместе с тем Гройсман похвастался, что только в 2017 году благодаря мерам правительства удалось осуществить детенизацию более 70 миллиардов гривен. Речь шла о действиях так называемой «черной сотни Гройсмана» — созданной в июне 2016 года межведомственной мобильной группы по борьбе с коррупцией и контрабандой, представители которой контролировали таможенников.
Правда, деятельность «черной сотни» многие эксперты увязывали с еще одним коррупционным звеном, при помощи которого Киев контролирует таможенные органы и в то же время получает свою долю за счет контрабанды.
"Я думаю, просто создали структуру, которая не только берет под контроль таможенника, а с которой придется таможеннику делиться. Не видел, чтобы что-то поменялось. Коррупция и дальше процветает. Это искусственно созданное звено, которому надо "отстегивать". Просто таким образом Киев хочет иметь влияние на таможню", — отмечал в октябре 2016 года депутат Луцкого городского совета Николай Собуцкий.
Теперь же Гройсман взял себе в союзники не кого иного, как уже давно проводящего собственную политику по отношению к действующему режиму Порошенко главу МВД Арсена Авакова, который объявил «крестовый поход против контрабанды». 20 июня 2018 года на заседании правительства был принят план действий, направленных на борьбу с контрабандой на таможне, который формально предусматривает взаимодействие всех силовых и таможенных органов. Однако ключевую роль в нем будут играть именно службы, подконтрольные Авакову, а именно сотрудники Национальной полиции. Они будут присутствовать в зоне таможенного контроля якобы с целью выявления нарушений при оформлении и получат доступ к автоматизированной системе таможенного оформления «Инспектор-2006».
"Украинский контрабандист всегда знал: начнут кампанию, через месяц остынут и начнут снова. Сейчас так не будет", — заявил Аваков, пообещав в конце года «положить на стол перед державой четыре миллиарда долларов», что больше годового бюджета Минобороны (82 миллиарда гривен) или МВД (60 миллиардов гривен).
"За эти деньги можно было бы купить, как сказал на заседании кабмина министр Полторак, новейшие дивизионы Patriot и закрыть куполом безопасности ПВО всю территорию Украины, к примеру! Да за $1,9 млрд МВФ вьет нам веревки из требований... а тут 4!" — отметил глава МВД, пообещав карать преступников вне зависимости от того, «будут это мои однопартийцы или люди в погонах из высоких кабинетов».
Он также обратил внимание на сопротивление отдельных структур и должностных лиц борьбе с контрабандой, а также фактически признал, что принимаемые меры носят политический характер. Глава МВД указал:
"В то время как в коридорах власти разворачивается тихая война, я обращаюсь к представителям бизнеса для четкого позиционирования. Потому что, кроме денег, которые мы получим в бюджет, у нас будет кумулятивный эффект развития экономики".
Порошенко не взяли в долю?
С наличием подконтрольных Авакову сотрудников Нацполиции на таможнях внезапно не согласился генеральный прокурор Украины Юрий Луценко — родственник и близкое доверенное лицо президента Петра Порошенко. Участвуя во встрече Порошенко с представителями бизнеса, Луценко подверг критике правительство за такие меры борьбы с контрабандой. Он назвал их нарушением Таможенного кодекса и призвал бороться с контрабандой путем поиска «семейств и групп». Луценко заявил:
"Чтобы бороться с контрабандой, надо заняться таможней. А у нас уже третий год нет руководителя таможни. Правда, сегодня назначили исполняющего обязанности заместителя исполняющего обязанности главы. У меня вообще впечатление, что это правительство исполняющих обязанности, простите... Поэтому на таможне нечего делать ни СБУшникам, ни полицейским, ни прокурорам. Им нужно создать аналитические центры, которые вычислят 10-11 семейств, которые, в принципе, мы все знаем. Их нужно собрать в одном помещении и сказать: или "плюс 30" к бюджету, или тюрьма. Но если им говорят, что при этом нужно еще на выборы отложить, то это не работает".
Примечательно, что 3 июля 2018 года Верховная рада должна была рассматривать представленный правительством законопроект о введении уголовной ответственности за контрабанду товаров в крупных размерах, которая была отменена в 2012 году. За включение вопроса в повестку дня проголосовали лишь 135 «народных избранников» при необходимых 226. В конечном итоге депутаты соизволили лишь проголосовать за установление уголовной ответственности за контрабанду лесоматериалов.
Таким образом, борьба за контроль над контрабандными потоками на Украине продолжает набирать обороты и сливается с внутриполитической предвыборной схваткой. Что и не удивительно в условиях, когда власть в стране пытаются поделить компрадорские олигархические группировки с карманными государственными и силовыми структурами, заинтересованные в первую очередь в продвижении собственных экономических интересов.
В этом отчасти и заключается ответ на вопрос о причинах межведомственного противостояния между МВД и СБУ, Генпрокуратурой и НАБУ и т. д. А крайним при этом остается, как обычно, простой народ...
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Дмитрий Павленко
Источник: https://tsargrad.tv/articles/pchjoly-protiv-mjoda-ukrainskaja-vlast-objavila-krestovyj-pohod-protiv-kontrabandistov_144778