Редакционный комментарий к статье "Переход на латиницу - начало деградации Казахстана"
Переход на латиницу и постепенный отказ от русского языка может быть выгоден только национальным элитам: своих детей они приобщат к мировой культуре через обучение на Западе английскому и другим языкам, а простой народ вырвут из русского языка, на котором собраны достижения русской и других цивилизаций. В результате граждане будут вовзращены в первобытное состояние - так легче ими управлять. Этот процесс деградации мы наблюдаем сегодня по молодым рабочим мигрантам из бывших советских республик Средней Азии, которые не знают русский язык и обречены работать чернорабочими. На это путь деградации встала сегодня и Украина.
Вячеслав Половинко: Переход на латиницу - начало деградации Казахстана (13.03.2018)

В начале марта президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встречался в своем рабочем кабинете с министром информации и коммуникаций Дауреном Абаевым. Речь в беседе вообще-то шла о цифровизации экономики, однако в какой-то момент Назарбаев заявил, что нужно расширять сферу применения казахского языка. «Процесс перехода на латиницу является исторически важным для нашего народа. Вместе с тем, необходимо продолжить работу по повышению статуса казахского языка. Деятельность Парламента и правительства должна осуществляться только на государственном языке. В то же время нельзя ущемлять права граждан в этом вопросе. Для этого есть возможности синхронного перевода», — заявил Назарбаев.
Сказано — сделано: уже на следующее утро заседание правительства прошло практически полностью на казахском языке. Пару фраз на русском языке сказал лишь министр образования Ерлан Сагадиев, за что тут же получил виртуальных «шапалақов» (в переводе с казахского — пощечина) от патриотически настроенного общества.Претензии были ко всему правительству: если никаких проблем с общением на казахском не было — чего вы ждали 26 с лишним лет?
«Это же вообще нонсенс! Ситуация, как если бы в Госдуме России все время заседания велись бы на калмыцком или белорусском языках. Такое даже невозможно представить!» — объясняет возмущение казахов политолог Айдос Сарым.
На защиту правительства бросился министр Абаев: в стране политика трехъязычия — а значит, можно говорить и на казахском, и на русском, и формально даже на английском. «Этот вопрос будет решаться постепенно без зажима и перегибов на местах. Я могу массу примеров привести, когда человек не владеет казахским языком в совершенстве, но является истинным патриотом Казахстана и делает гораздо больший вклад в развитие страны, чем некоторые диванные критики», — заявил министр сразу после исторического заседания. К тому же, русский язык по-прежнему закреплен в Конституции: пункт 2 статьи 7 говорит о том, что «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык», хотя никаких других законов, регламентирующих его употребление, нет. И именно на этом основании русский язык является межнациональной «скрепой».
Ряд российских СМИ уже вышел с алармистскими материалами в духе «вы что, хотите, чтобы было как в Украине?». Статьи до того напугали представителей казахстанского истеблишмента, что они пошли на попятную.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Вячеслав Половинко
Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/03/05/75708?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com