Игорь Черевко: Петербург – пионер исследования Арктики (Наука и техника) (14.04.2019)

V Международный форум «Арктика – территория диалога» открылся в Санкт-Петербурге. В его работе примут участие сотни учёных и представителей международных организаций. Запланированы выступления президента России Владимира Путина, президентов Финляндии и Исландии, премьер-министров Швеции и Норвегии.
Наш город не случайно выбран местом проведения столь представительного форума. Ведь именно здесь было положено начало организованному исследованию Арктики, которое стало считаться одной из приоритетных государственных задач.
Наш город не случайно выбран местом проведения столь представительного форума. Ведь именно здесь было положено начало организованному исследованию Арктики, которое стало считаться одной из приоритетных государственных задач.
До начала XVIII века основным источником сведений об арктическом побережье России, островах и водах Северного Ледовитого океана были результаты плаваний поморов и отрядов казаков. Наиболее известными и ценными в географическом плане стали экспедиции Семёна Дежн`ва, исследовавшего северо-восточное побережье Евразии от устья Колымы до крайней восточной точки материка, и в 1648 году открывшего пролив между Азией и Америкой, позже названный именем Беринга.
После присоединения в 1716 году Камчатки к России царь Пётр I заинтересовался изучением северо-восточного побережья Азии в интересах торгового и военного присутствия России в Тихом океане. В 1724 году он издаёт указ о создании российского флота в этом регионе и проведении масштабных исследований, одной из задач которых было «искать где Азия сошлась с Америкой» (открытие, сделанное Дежневым, долгое время оставалось неизвестным, все документы о нём пылились в Якутском остроге).
В январе 1725 года, незадолго до смерти Петра I, члены экспедиции, позже названной Первой Камчатской, во главе с капитаном I ранга Витусом Берингом направились в Охотск. Путь предстояло преодолеть по суше – через Урал, Сибирь и Дальний Восток. Ехали на лошадях и собачьих упряжках, плыли на речных судах. Лишь через два года, в январе 1727 года, Беринг с товарищами добрались до Охотска, а оттуда двинулись к устью реки Камчатки, где через год был построен бот «Святой Гавриил». На нём экспедиция исследовала побережье Камчатки и Чукотки, пройдя к северу через пролив между Азией и Европой, а затем вернулась обратно. Были исследованы и закартографированы Анадырский залив и бухта Провидения, залив Креста и остров Святого Лаврентия, Камчатский залив и Авачинская бухта. Главным итогом экспедиции стало повторное открытие пролива, разделяющего два материка.
В 1729 году Беринг отправился в обратный путь в Петербург — через всю Россию.
В ходе Второй Камчатской экспедиции (1740-1742), которую также возглавил Витус Беринг, удалось достичь североамериканского побережья, исследовав берега Аляски и Алеутские острова. Были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, а также острова Святого Иоанна, Святого Маркиана и Святого Стефана, известные сегодня как Атту, Кыска и Булдырь. На одном из безымянных островов Алеутской гряды, позже названном именем Беринга, знаменитый исследователь скончался от цинги. Его имя получил и пролив между Азией и Европой.
Вторая Камчатская экспедиция стала частью более масштабного проекта, утвержденного Сенатом Российской империи и получившего название «Великая Северная экспедиция». Им предусматривалось исследовать север России от устья Печоры до Чукотки, а также северную часть Тихого океана, предприняв походы к берегам северной Америки и Японии. Членам экспедиции, в которую входило восемь отрядов, предстояло также собирать сведения об этнографии, геологии, флоре и фауне исследуемых районов. После её завершения в 1743 году была составлен карта Российской империи, на которую были нанесены все сделанные географические открытия, прежде всего, на северо-востоке страны.
На последнюю четверть XIX – начало XX века приходится всплеск интереса к исследованию Арктики. В это время становятся известны имена таких полярных путешественников, как Врангель, Литке, Колчак, Русанов и Седов. Их экспедиции организовывались и проводились под патронатом и активном участии Петербургской академии наук.
Значительна роль в освоении полярных широт и русского вице-адмирала Степана Макарова, которому предстоит стать командующим Тихоокеанским флотом и погибнуть на рейде Порт-Артура. Именно он предложил использовать ледоколы для освоения Северного морского пути. Ему удалось добиться выделения из казны средств, на которые в Англии был построен первый в мире ледокол арктического класса «Ермак». Командуя им, Макаров предпринял в 1899 году поход к Шпицбергену, а в 1901 году совершил переход из Кронштадта к Земле Франца-Иосифа, исследовав берега этого архипелага.
Примечательно, что в ходе операции по спасению броненосца «Адмирал Апраксин», севшего на мель у острова Гогланд, «Ермак» впервые в мире использовал радиотелеграф для передачи информации о дрейфующих в штормовом море на оторвавшейся льдине рыбаках. Сообщение было принято береговой станцией в городе Котка, и рыбаков спасли. В ходе последующих исследований Арктики именно применение современных средств связи спасёт немало человеческих жизней.
Активное освоение Арктики стало одной из приоритетных задач и для пришедших к власти в стране большевиков. Так, в марте 1920 года, в разгар Гражданской войны, Ленин подписал декрет о создании Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиция) – организации для изучения арктических территорий России «от Кольского полуострова до Берингова пролива». Впоследствии Севэкспедиция была преобразована во всемирно известный Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ), находящийся в Петербурге. Именно под его эгидой организуются и проводятся экспедиции в полярные широты.
Освоение Севморпути стало для советской власти важной задачей, и с этой целью в 1920-30-е годы было организовано множество экспедиций. Советские ледоколы, построенные ещё до революции, внесли большой вклад не только в исследования, но и провели уникальные спасательные операции.
Так, в 1928 году, ледокол «Красин» совершил переход из Ленинграда к берегам Шпицбергена для поиска экипажа дирижабля «Италия», потерпевшего крушение после полёта к Северному полюсу под руководством итальянского исследователя Умберто Нобиле. Вскоре он нашёл его стоянку (вошедшую в историю как «красная палатка») и спас остававшихся на ней путешественников.
А в 1938 году «дедушка» русского ледокольного флота «Ермак» вышел в Гренландское море для спасения папанинцев, и доставил их в Ленинград. Затем он предпринял беспрецедентный поход в Северный Ледовитый океан, где из-за небывалых морозов множество советских кораблей попали в ледовый плен. Пройдя за два месяца от Земли Франца-Иосифа до моря Лаптевых, «Ермак» вызволил из беды ледоколы «Красин», «Седов», «Малыгин», «Садко», «Литке», «Русанов», «Пролетарий» и «Рошаль» вместе с караванами следовавших с ними судов. Тем самым он один спас весь советский ледокольный флот.
К сожалению, до наших дней героический «Ермак» не сохранился, будучи ещё в 1963 году списан на слом. А вот его коллегу, ледокол «Красин», удалось спасти, и сегодня пришвартован у набережной Лейтенанта Шмидта, став кораблём-музеем со статусом объекта культурного наследия.
Кстати, именно наш город в советское время стал базой строительства атомного ледокольного флота. С 1959 по 1990 год в СССР было построено восемь атомных ледоколов: «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Севморпуть», «Таймыр», «Советский Союз» и «Вайгач», шесть из которых – на ленинградском Балтийском заводе.
В постсоветское время на заводе было построено два атомных ледокола – «Ямал» и крупнейший корабль этого типа в мире – «50 лет Победы». Ведётся строительство ещё трёх атомных ледоколов – «Арктика», «Сибирь» и «Урал».
Кстати, именно советский ледокол «Арктика» в 1977 году стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса.
Под эгидой Арктического и Антарктического научно-исследовательского института в послевоенное время была организована работа Воздушных высокоширотных экспедиций «Север» и дрейфующих станций «Северный полюс». В 2003 году эти программы были возобновлены. А в августе 2005 года научно-экспедиционное судно ААНИИ «Академик Фёдоров» стало первым в мире транспортным судном, достигшим Северного полюса без ледокольного сопровождения.
Таким образом, история освоения Арктики непосредственно связана с нашим городом. И не только история, но и настоящее, и будущее. Петербург остаётся непревзойденным пионером исследования полярных широт.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Игорь Черевко