Константин Аршинов: Плевок в лицо общественному мнению (19.06.2015)

Небольшое сообщение, широко распространенноя отечественными СМИ 17 июня, информирует нас о том, что в будущем театральном сезоне молодой режиссер Тимофей Кулябин поставит на сцене Большого театра комическую оперу Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале». Эта маленькая новость наводит на большие размышления…
Еще тогда, в феврале-марте 2014 года, когда под давлением общественного мнения оскорбительный «Тангейзер» был снят с репертуара, а покровительствовавший Кулябину тогдашний директор Новосибирского театра Борис Мездрич уволен с поста приказом министра культуры РФ, многие «видные представители» отечественной художественной и околохудожественной интеллигенции недвусмысленно высказались в поддержку молодого режиссера и его права на «художественный эксперимент», а Владимир Кехман, назначенный директор театра вместо Мездрича, подвергся в «творческой» среде и либеральных СМИ жестокой обструкции – на него даже пытались «нарыть» компромат.И вот теперь те же самые «видные представители» устраивают откровенную демонстрацию пренебрежения общественным мнением, пристраивая молодого театрального провокатора на престижное место в главный оперный театр страны. Всем молодым, но бойким пошлякам показан пример: можно глумиться и издеваться над любыми святынями – за этим последуют не санкции и осуждение, а поощрение и похвала со стороны «старших товарищей». «Видные представители» привыкли думать, что точка зрения их узкого кружка и есть то самое общественное мнение, которое и должно определять основные направления развития отечественной художественной культуры, а вся эта православно-совково-ватниковая общественность должна знать свое шестнадцатое место.
Никак нельзя признать такую ситуацию нормальной. Кулябинский «Тангейзер» в Новосибирске – это не мелкое театральное хулиганство, а расчетливый и выверенный удар по нашему культурному ядру. После принятия Русью Христианства Православие стало важным элементом этого ядра, компонентом культурного кода нашего народа, который передается человеку в процессе социализации с базовыми навыками жизни в обществе. Культурное ядро – это важнейший элемент национальной самоидентификации и очень мощный инструмент социального конструирования. Разрушая или видоизменяя культурное ядро, можно обеспечить необходимую реакцию населения на любые происходящие в обществе социально-политические процессы.
По сути, новосибирский «Тангейзер» – это не событие культурной жизни, это акт культурной войны. Культурная война – это система действий, направленная на слом или фундаментальную замену духовных ценностей, культурных образцов и норм, определяющих внутренние установки личности или целого народа. Всем этим признакам постановка «Тангейзера» вполне соответствует. Не думаю, что «видные представители» отечественной художественной и околохудожественной интеллигенции не понимают таких простых вещей. Зачем же тогда этого молодого и перспективного разрушителя отечественной культуры теперь зовут в Большой театр? Какие еще культурные устои он должен ниспровергнуть, используя в качестве боевого тарана главную оперную сцену страны?
«Дон Паскуале» Доницетти, надо сказать, предоставляет широкое поле для реализации собственных культурных и моральных перверсий. Режиссеры-постановщики уже порядком над ним поизголялись…
Но для по-настоящему креативной личности там еще есть, где развернуться…
Вот, к примеру, почему бы в третьем акте не нарядить главную героиню в кожаные трусы, не вручить ей в руки хлыст и не организовать на сцене небольшую оргию в стиле господина Захер-Мазоха, чтобы показать глубину страданий бедного дона Паскуале?
Это будет оригинальненько, свеженько, креативненько и вполне по-постмодернистски. Сцена Большого театра такого уж точно еще никогда не видела, поэтому критики похвалят. И за рубеж сей «шедевр» будет вывезти не зазорно – европейские извращенцы заценят…
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Константин Аршинов
Источник: http://gvozd.su/