Михаил Мельников: Почему кооператоры не желают приобретать сельхозпродукцию у населения (18.10.2015)

У нас сельскохозяйственная страна. Несмотря на все индустриализации, урбанизации и приватизации, десятки миллионов людей с апреля по октябрь каждые выходные высаживают, пропалывают, удобряют, поливают свой немудреный урожай. Который потом собирают, сортируют, чистят, варят, жарят, закатывают в банки… Это заметный пласт российской экономики, который мог бы стать огромным, если бы потребительская кооперация функционировала нормально и действительно закупала у населения сельхозпродукцию.

Почему кооператоры не желают приобретать сельхозпродукцию у населения

Существует мощная организация, призванная эти проблемы решать. Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз), эмблему которого явно рисовал ярый болельщик «Спартака», — добровольное объединение потребительских обществ; некоммерческая организация. Подведомственные ей региональные общества в числе прочего «обеспечивают продовольствием население, преимущественно сельских территорий России, ведут закупку у населения сельхозпродукции, дикорастущих грибов, ягод, плодов, орехов»... То есть делают ровно то, что мы считаем одной из основ экономического процветания России.

У нас сельскохозяйственная страна. Несмотря на все индустриализации, урбанизации и приватизации, десятки миллионов людей с апреля по октябрь каждые выходные высаживают, пропалывают, удобряют, поливают свой немудреный урожай. Который потом собирают, сортируют, чистят, варят, жарят, закатывают в банки… Это заметный пласт российской экономики, который мог бы стать огромным, если бы потребительская кооперация функционировала нормально и действительно закупала у населения сельхозпродукцию.

Непонятый кооператор

Руководитель Центросоюза (председатель совета) Евгений Кузнецов — личность чрезвычайно яркая. Этот омич, недавно отпраздновавший сорокалетие, в свое время получил на малой родине два высших образования — экономическое и юридическое, после чего отправился покорять Москву, где окончил Российскую академию государственной службы. Судя по официальной биографии, все это время он ухитрялся заниматься и предпринимательской деятельностью, «связанной с оптовой торговлей продуктами питания, переработкой овощных культур, грибов и дикорастущих растений на основе новейших технологий, организацией сети предприятий быстрого питания». Позднее он работал в администрации президента, стал членом генерального совета «Единой России», а сейчас он президент, вице-президент и член правления бесчисленного множества организаций, кормящихся вокруг российской потребкооперации.

К сожалению, возглавляемый столь эффективным менеджером (по слухам, человеком Владислава Суркова) Центросоюз погряз в склоках. В этой организации около 5 млн пайщиков, то есть перед нами самый массовый коммерческий союз России. Увы, сейчас он находится на грани развала: по мнению низовых организаций, руководство требует от регионов взносов и отчетов, но не предоставляет им никаких льгот, организационной помощи, юридического сопровождения. В результате совокупный годовой объем деятельности российской потребкооперации — всего 200 млрд руб. в год (в среднем по 3,3 тыс. в месяц на пайщика), хотя при нормальной постановке работы эта цифра могла быть в разы больше.

Претензии регионалов к столь авторитетному руководителю выглядят по-провинциальному наивно. «Евгений Кузнецов ездит на шикарном авто, постоянно в командировках, часто заграничных. Мы же только сдаем взносы и ничего не получаем. Куда идут эти средства — на зарплаты руководства и его штат? Но если они не приносят пользы, то зачем нам платить и вообще находиться в союзе? Мы не раз пытались поднять вопрос о взносах и тратах руководства союза, но никакой информации так и не получили», — анонимно жаловался летом один из региональных членов организации.

В результате подобного недопонимания несколько региональных организаций уже инициировали свой выход из Центросоюза, чтобы действовать автономно, — лучше потерять рынки, чем кормить непонятную структуру. Но пролоббированный руководством кооперативного монополиста ФЗ-37 от 23 апреля 2012 года существенно ограничил возможности региональных отделений обрести самостоятельность, поэтому юридически этот выход не признан.

Руководитель Центросоюза Евгений Кузнецов. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Правительство нам поможет

Евгений Кузнецов не видит никакого смысла в работе с населением как поставщиком продуктов. В 2011 году он прямым текстом заявил о бессмысленности закупки у населения яблок — тех самых, которых сейчас так не хватает в России: «Если я занимаюсь реализацией яблок, то, скорее, возьму по 45 рублей килограмм израильские и продам их по 90 рублей, чем буду ездить, жечь бензин, покупать у населения по 30 рублей и продавать в лучшем случае по 60 рублей. Это очень хлопотно, а маржа небольшая — меньше, чем при перепродаже импортных яблок… Закупка яблок у населения в России — это не бизнес, это социальная политика».

Кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — причины. Наивным садоводам казалось, что в задачи некоммерческой организации Центросоюз входит не подсчет маржи, а создание инфраструктуры, которая сделала бы тверские яблоки привлекательнее израильских. Но возиться со скоропортящимся товаром высокопоставленному единороссу неинтересно: «Если бы у нас были собственные мощности для хранения яблок, мы могли бы наладить переработку. Но тут проблема та же — нет собственных средств, чтобы поставить современные технику и технологии».

Действительно, где взять деньги? Членские взносы региональных организаций в Центросоюз составляют в среднем 200 тыс. руб., то есть более 15 млн руб. в год организация имеет только по этой линии. По словам ее руководителя, это «менее 3% от доходов Центросоюза», то есть речь идет о сумме свыше полумиллиарда рублей. Эти деньги тратятся на зарплату аппарата и проведение очень важных мероприятий. Между тем, например, стоимость линии по производству натурального сока из свежих яблок — 2,5–3 млн руб., в месяц на таком оборудовании можно произвести около 35 т сока розничной стоимостью 1 млн руб. Со всеми накладными расходами выйти на окупаемость можно за год-полтора. Так что деньги есть, возможности есть — нет ни малейшего желания.

У Евгения Кузнецова логика простая: «Во время кризиса картошки больше сажать не стали. И весной, когда картошка в стране кончится, ее тоже больше сажать не станут, я думаю. Потому что люди знают: правительство не бросит их в беде». Когда глава потребительской кооперации начинает уповать на правительство вместо того, чтобы помогать ему, дело плохо.

Новые ритейлеры

Понятно, что закупка продовольствия у населения — далеко не единственная задача потребительской кооперации. Именно эти структуры занимаются продуктовым обеспечением отдаленных районов, именно их усилиями по стране курсируют автолавки (в 22 тыс. населенных пунктов России нет иной возможности купить продовольствие!) — но здесь, по сути, потребкооперация выполняет роль ритейлера, монополиста медвежьих уголков, этакой «Пятерочки» на колесах. С закупками же дело обстоит хуже: они не убыточны, они всего лишь хлопотны и недостаточно прибыльны с точки зрения граждан, принимающих стратегические решения. Поэтому был создан федеральный закупочный кооператив «Центркооп», занимающийся централизованными закупками в больших объемах. От мелкой розницы решено было уйти. Садоводы кооператоров не интересуют.

Сейчас основная цель Центросоюза — с помощью «Центркоопа» открыть собственную сеть супермаркетов с уникальным ассортиментом. Оформление — в духе советских универсамов, рекламная кампания и слоган («Вернись в прошлое купить настоящее») аналогичные. Будем надеяться, что хотя бы качество сервиса окажется посовременнее. Это, конечно, не государственный ритейлер, о необходимости создания которого мы так много и настойчиво говорим, но все же новый игрок на рынке, где остро чувствуется недостаток конкуренции; это хорошая идея.

Но и здесь возникает резонный вопрос: можно ли всерьез ждать серьезной опоры на российские товары от чиновника, который совсем недавно говорил, что лучше закупать яблоки в Израиле, чем в Твери? Понятно, что менеджерам новой формации не привыкать колебаться вместе с линией партии, но ни на какое серьезное доверие столь гибкие граждане рассчитывать не могут. Так что велик риск, что мы увидим в новой сети либо сверхдорогие «экопродукты», либо импортные товары под видом отечественных.

А тверские яблочки так и останутся гнить в осенней грязи.


/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
18.10.2015

Михаил Мельников
Источник: http://rusplt.ru/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта