Юрий Крупнов: Почему не работают "социальные лифты"? (11.12.2020)
Среди причин нарастающей стагнации и застоя во всех слоях российского общества в последнее время всё чаще называют замедление так называемых “социальных лифтов”. Нормальная работа этих механизмов позволяет ярким талантам из “низов” общества подняться наверх, а также предотвращает консервацию и загнивание элит внутри узкой прослойки. Отсутствие такого движения постепенно приводит к краху даже самые великие государства, “тому в истории мы тьму примеров сыщем”.
Как вновь активизировать социальные лифты? Что сделать для преодоления застоя? Какие действия со стороны государства помогут обеспечить карьерный рост и реализацию талантов во всех слоях общества?
На эти и другие вопросы отвечает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, эксперт РНК Юрий КРУПНОВ.
В чем сила советского наследия?Как вновь активизировать социальные лифты? Что сделать для преодоления застоя? Какие действия со стороны государства помогут обеспечить карьерный рост и реализацию талантов во всех слоях общества?
На эти и другие вопросы отвечает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, эксперт РНК Юрий КРУПНОВ.
На мой взгляд, популярная в последнее время в медиа-пространстве тема “социальных лифтов” в значительной мере является надуманной. Это не более чем социологическая “мулька”. Я бы поставил вопрос иначе: что мешает в нашей стране успешной реализации молодых талантов? И проблема не в том, что нет уникальных “лифтов”, которые одним нажатием кнопки могут обеспечить быстрый карьерный рост молодых дарований на верхние этажи. А в том, что эти самые этажи у нас в стране просто отсутствуют – нет мощных стратегических проектов, для которые нужно отбирать кадры по способностям, а не блату и родству…
В советские времена в стране была отстроена система общественно-полезного и идеологического воспитания: октябрята-пионеры-комсомольцы, действовала разветвленная сеть станций юных техников, кружков по интересам при Дворцах культуры и Клубах школьников. Всё это помогала выявить и развить юные таланты всех слоёв общества с раннего возраста, в том числе реализовать организаторские таланты в общественной работе. Это – основа. В дальнейшем активные молодые люди всегда могли найти применение своим силам в высокотехнологичных секторах промышленности и науки. Более того, эти сектора сами были заинтересованы в поиске перспективных кадров и активно вели профориентацию. Их великие планы требовали величайшего напряжения всех сил, и молодые таланты для этого были просто необходимы.
Когда страна быть прикажет героем?
Невероятные по грандиозности и напряжению задачи приходилось решать стране и перед Великой отечественной войной, и по ходу её, и в послевоенный период. Для создания с нуля предприятий и целых отраслей индустрии требовались масштабные личности – и они находились. При наличии таких задач – никаких лифтов не надо! Государство в целом критически заинтересовано в их решении, и, естественно, дает им зеленый свет. Отбор кадров происходит по таким критериям как компетентность, дееспособность, адекватность, организаторские способности, эффективность, а не по родственным связям, блату, кумовству или личной преданности.
Поэтому, в частности, к концу войны советские вооруженные силы имели целую плеяду военноначальников выше мирового уровня, и выдающийся кадровый офицерский состав. После войны при решении беспрецедентных инженерных задач, атомного и космического проектов, не стоял вопрос о том, чей ты кум, сват или брат. Именно потому, что кумовство не могло заменить профессиональных компетенций, знаний и способностей. И только такой подход и позволил решить эти невероятные задачи и автоматически запускал сверхскоростные «лифты».
Где сегодня эти грандиозные, головокружительные, критически важные для страны проекты, решение которых обеспечат рывок и прорыв, о которых Президент говорит вот уже несколько лет? Их просто нет. А в этот прорыв и могла бы пойти талантливая молодежь, получая для себя карьерный и финансовый выигрыш.
Свежий пример – реформа национальных институтов развития, обеспеченных бюджетных финансированием. Сами организаторы открыто говорят о том, что эти институты были синекурой для особо избранных, и никакого реального вклада в развитие экономики они не вносили, просто потому, что и конкретных задач и сроков перед ними никто не ставил.
Прорывные проекты
Для преодоления застоя в стране и вчера, и сегодня, и завтра необходимы стратегические планы и четко обозначенные приоритеты развития. И таких перспективных мега-проектов я бы назвал, по крайней мере, шесть. Два из них уже официально оглашены. Это цифровизация и водородная энергетика.
К сожалению, пока их реализация идёт по старому сценарию. В чем суть проектов? Где пошаговая “дорожная карта” их реализации? Кто персонально отвечает за весь проект и его отдельные этапы? Ответов на эти вопросы нет, всё очень приблизительно и размыто. Значит, и отдача сомнительна. Даже уже заявленные проекты обрастают всяческими прикормленными институциями, на ключевые должности назначаются “свои люди”, и эти проекты вновь постепенно превращаются в гигантские синекуры, со специализацией на распиле бюджетных средств.
Транспортная доступность
Это лишь два из шести очень перспективных направлений, по которым Россия безнадежно отстаёт. Третье направление – мульти-инфраструктурные проекты, транспортно-логистические и коммуникационные коридоры федерального и мирового значения. В их числе проекты транспортного развития Северо-Востока страны, достройка трассы Колыма-Вилюй и моста через Лену. Пуск трассы поможет связать воедино и приблизить Северо-Восток к остальной части страны, сделать более доступными к освоению огромные богатства этого края.
Также в рамках этого направления – превращение нынешних железнодорожных вокзалов на ключевых станциях в настоящие контейнерно-транспортные узлы, полноценные мульти-инфраструктурные хабы. Чтобы на порядок ускорить время разгрузки и переработки грузов, надо большинство грузов перевести на контейнерные перевозки. Перегрузка контейнера с вагона на автомобиль занимает минуты, а не часы. В стране около 1000 городов, большинство из которых включены в сеть РЖД, такие мультимодальные узлы смогут очень быстро преобразить всю экономику.
Предстоит также скорейшая перешивка железных дорог на скоростные. На ряде участков ТрансСиба скорость грузовых составов сегодня – 10-15 км/час, как и сто лет назад. Высокоскоростных магистралей (ВСМ) в Китае построено уже несколько десятков тысяч километров. В России не могут дотянуть ВСМ даже от Москвы до Казани, одни разговоры – как, впрочем, нет полноценной скоростной магистрали и между столицами: Москвой и Питером.
Требуются “единороги”
Вторая группа прорывных проектов – индустриальные. Необходима широкая фронтальная индустриализация со ставкой на 50 индустрий-“единорогов”, которые обеспечат развитие смежных предприятий и отраслей. Прежде всего – мегаиндустрия по выпуску технологического оборудования для высокоточного станкостроения, лазерных и аддитивных (3D-принтеры) технологий.
Авиапром. Продукция этой отрасли может и должна занимать в стране до четверти от всего ВВП. И для этого есть все необходимое – и производственная база, и научно-технические разработки, и знаменитые на весь мир школы и бренды Микояна, Сухого, Туполева, Ильюшина, Миля, Камова и других. Жизненно необходим единый орган администрирования в виде министерства авиации, которое объединит и самолёто- и вертолетостроение, и их эксплуатацию. Отсутствие такого органа уже привело к самым печальным результатам. Малая и средняя авиация в стране фактически разрушены, свой внутренний рынок авиаперевозок Россия безропотно отдала международным корпорациям Boeing и Airbus.
Отечественное гражданское авиастроение сегодня в инвалидном состоянии. Военное, хотя и спасено от окончательного развала, загружено лишь единичными заказами, а не серийными заказами. Даже отечественное вертолетостроение, признанное во всем мире (есть крупные заказы, сохранена промышленная база и уникальные школы авиаконструкторов) переживает кризис, постепенно сдавая позиции.
Что делать?
На каждое из прорывных направлений надо назначать своего капитана, персонально ответственного, выстраивать пошаговые “дорожные карты”, планы реализации – с конкретными сроками и ответственными.
Когда эти документы будут тщательно проработаны, утверждены и приняты к исполнению – всё сразу же придет в движение. Если таланты в стране окажутся реально будут востребованы, найдутся и желающие пахать с утра до вечера, не за страх, а за совесть, и для их карьерного роста не потребуются дополнительных приспособлений в виде социальных “лифтов”.
Всё взаимосвязано: таланты не востребованы, потому что нет грандиозных проектов. В средней школе действует ЕГЭ, потому что нет капитанов отраслей, которые предъявят запрос на подготовку творческих и высокообразованных кадров. Нынешний ЕГЭ “заточен” исключительно на угадывание ответов и набор баллов для поступления в вузы. Отдали среднюю школу на откуп западным стандартам, рассматривают ее как “сферу образовательных услуг” – вот она и воспитывает потребителей по западному образцу, а не созидателей для общества созидания и развития.
Всю российскую экономику сегодня условно можно разделить на две части. Одна из них – крупные госкорпорации, в которые молодые люди могут попасть по большому блату, там высокие зарплаты и гарантированная занятость. И отсталые производства, малый и средний бизнес, где не гарантированно ничего – ни доход, ни занятость, сплошные риски, а люди живут от зарплаты до зарплаты. Между ними – бюджетники. Чтобы появился сектор компаний мирового уровня, где люди могут и хотят высокопроизводительно работать – нужна реализация указанных выше шести прорывных направлений.
Кризис – лучшее время для переосмысления достигнутого и смены ориентиров. Хватит плыть по течению – пора, наконец, нажать на педаль газа!
https://rnk-concept.ru/69636
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Юрий Крупнов