Виктория Фоменко: Почему растут тарифы ЖКХ (10.01.2019)
Тарифы ЖКХ в наступившем году вырастут дважды. Но настоящая неприятность подкрадывается к бюджетам граждан с другого направления.
Долгие новогодние каникулы завершились, и гражданам России настала пора возвращаться в реальность. И уже ясно, что реальность эта для многих окажется не слишком радостной.О малоприятных изменениях, ожидающих нас сразу после наступления 2019-го, в принципе, было известно ещё до праздников. Речь идёт не только о повышении пенсионного возраста и очередной заморозке накопительных пенсий. НДС, входящий в стоимость абсолютно каждого из видов товаров, приобретаемых нами в магазинах, вместо прошлогодних 18% теперь составляет 20%. Выросли акцизы на бензин, увеличились экологические сборы, повысился имущественный налог, в нескольких регионах заработал пилотный проект по взиманию налогов с самозанятых граждан. Ну и, наконец, «вишенка на торте» — повышение тарифов ЖКХ.
Расценки на жилищно-коммунальные услуги на самом деле повышаются в России ежегодно. Обычно эта мера подаётся как компенсация инфляции. Мол, не могут коммунальщики нести убытки из-за слабеющего рубля. В реальности же это не совсем так. Увеличение платежей далеко не на сто процентов связано с инфляцией. В наступившем же 2019-м нас ждёт не одно, а целых два повышения цифр в платёжках. Объясняем, как так вышло, и кого за это следует благодарить.
Держи карман шире
Вопрос о дополнительном повышении тарифов был поднят в августе нынешнего года, вскоре после того, как правительство решилось на повышение НДС. Непосредственным инициатором вопроса выступило министерство экономразвития, заявившее, что такой шаг позволит спасти коммунальные предприятия от ста миллиардов рублей годовых убытков. В том, что эти деньги будут взяты из пенсий и зарплат и без того небогатых граждан, в ведомстве Максима Орешкина проблемы не усмотрели.
Население решили утешить тем, что стоимость самих услуг увеличена не будет, и поставщики не получат никакой дополнительной прибыли. О том, что тариф можно было бы не поднимать вовсе, если бы кабмин на пятый год обнищания страны не надумал увеличивать налоги, чиновники тоже постарались не вспоминать.
Первоначально МЭР предлагало поднять платежи на 2,4% в январе и добрать оставшуюся часть повышения в июле. Однако после непродолжительной дискуссии был утверждён другой вариант: повысить тарифы на 1,7% с 1 января и на 2,4% — с июля.
Избирательная арифметика
Против такой схемы неожиданно выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Её глава Игорь Артемьев заявил, что в большинстве регионов тарифы на жилищно-коммунальные услуги превышают экономически обусловленный уровень, а потому компании не имеют права требовать повышения платы с граждан.
По словам Артемьева, только в трети субъектов федерации тарифы за этот уровень не переваливают. Соответственно, только там ресурсоснабжающие и коммунальные организации имеют право просить потребителей компенсировать рост НДС. Во всех же остальных случаях компании должны думать не о повышении сборов, а об их уменьшении.
"Раз у них тариф выше, есть два варианта: либо снизить тариф, либо, как мы предлагаем, перевести это в обязательные инвестиции, то есть направить эти деньги прежде всего на ремонты, чтобы уменьшить потери воды в трубах, улучшить очистные сооружения, то есть экологическое состояние территории. Заставить эти деньги вложить в дело", — приводили слова Артемьева СМИ.
Попутно экономисты отмечали, что коммунальщики необоснованно обогатились за счёт граждан в 2017 году из-за низкой инфляции. Дело в том, что 1 июля 2017-го тариф был повышен на 4%, расчётную величину инфляции. Но сама инфляция, вопреки ожиданиям, в годовом исчислении составила всего 2,5%. В результате граждане переплатили коммунальным компаниям около 60 миллиардов рублей.
Тем не менее в правительстве никто не стал поднимать вопрос о том, чтобы эти деньги вернули собственникам жилья или пересчитали в счёт будущих платежей. 60 миллиардов стали приятным «бонусом за красивые глаза».
А в июле 2018-го выяснилось, что фактический рост тарифов ЖКХ существенно превосходит уровень инфляции. В Санкт-Петербурге и Якутии «коммуналка» подорожала на 6%, в Башкортостане и Кемеровской области — на 5,9%. При этом в Новосибирской области рост составил всего 3%. Иными словами, в регионах, где бизнес и власти нашли общий язык и не встречают сопротивления со стороны населения, тарифы растут как на дрожжах. А там, где подобная идиллия не сложилась, экономическая потребность в повышении тарифов почему-то сказывается не так остро.
Мусорная вакханалия
Впрочем, настоящий тарифный беспредел подкрадывается к семейным бюджетам с другого направления — со стороны мусорных баков.
В январе меняется порядок начисления платы за вывоз мусора. До сих пор эти платежи включались в строку «Содержание и ремонт жилого помещения». Теперь же гражданам предстоит платить за это отдельно. Изменится и принцип начисления платежей: если раньше сумма зависела от жилплощади, то с нового года она станет исчисляться в зависимости от числа проживающих (читай — прописанных) в квартире людей.
Казалось бы, логичная схема: больше жильцов — больше мусора. В конце концов, пустая квартира сама по себе отходы не производит.
Однако есть ряд нюансов. Во-первых, новый принцип бьёт по многодетным семьям, а стало быть, и по многочисленным попыткам государства улучшить рождаемость. Во-вторых, он очень невыгоден беднякам. Немало российских семей с маленькими детьми ютятся в «хрущёвках» и «брежневках» вместе с престарелыми родителями. Денег на то, чтобы обзавестись своим жильём и разъехаться, у этих людей нет, поэтому и за мусор им придётся платить больше, нежели состоятельным согражданам, которые могут позволить себе отдельное жильё.
По новому закону в привилегированном положении оказываются владельцы коммерческой недвижимости (ведь в квартире может быть прописан один человек, а фактически проживать целая семья), а также мигранты, особенно нелегальные (нет прописки — нет и платёжки).
Однако главное зло новой системы связано с тем, как рассчитывается норматив производства мусора одним человеком в год, и во сколько оценивается утилизация каждого мусорного килограмма. Это два базовых показателя, определяющих, какую сумму в конечном итоге придётся платить мусорному оператору.
Норматив производства отходов должен быть рассчитан по очень слабой и спорной методике региональными властями, однако на деле в большинстве регионов его просто взяли, что называется, с потолка.
Есть, конечно, надежда на то, что реформа не заработает, поскольку к началу последнего квартала ушедшего года только 20 регионов определились с нормами отходов на душу населения. Не везде власти выбрали и региональных операторов, обслуживающих мусорные полигоны. Но в общем и целом российская элита твёрдо нацелилась получить прибыль с очередной частно-государственной аферы. Так что пока наступивший 2019-й имеет все шансы стать годом социально-мусорной катастрофы.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Виктория Фоменко
Источник: https://tsargrad.tv/articles/stanet-li-2019-j-godom-kommunalno-musornoj-katastrofy_177706