Юрий Комаров: Почему российский бизнес и экономика погрязли в непролазной тени? (21.11.2018)
Я регулярно встречаю приличных и умных людей, работающих в финансах, экономике, юристике, которые вообще не понимают, как реально устроена финансовая сфера РФ. Не понимают, что бизнес в огромной мере у нас живёт на наличных деньгах, то есть всерую.
Немного трезвой реальности для них:- За МКАДом почти все зарплаты до сих пор в конвертах. Вбелую платят только очень крупный бизнес и западные компашки. Необходимый налог с наличного оборота сейчас обходится где-то в 15%, а налоги с безналичного доходят на круг до 50%.
- 90% регистрируемых сегодня компаний – однодневки для снятия налички. В одной Москве за месяц регистрируется около 40.000 юридических лиц. В 2010 году эта цифра была 9.000 в месяц. Почему такой рост? Потому что обналичивать деньги стало тяжелее: банки быстро блокируют счета с такими операциями. Но вода всегда найдет дорогу: увеличивается количество компаний. Раньше 30 млн. легко снимали с одного юридического лица, сейчас нужно таких 5-10. Потом комплект документов идет в помойку. Служит такая техничка максимум неделю.
- Юрист-регистратор – самая распространенная теневая финансовая профессия. Крупные консалтинговые компании типа «ЦПБ Москва» продают сотни фирм в месяц. Штат юристов-регистраторов у них из десятков человек. Таких фирм в одной только Москве – десятки.
Есть и приватные регистраторы, обслуживающие конкретные обнальные конторы. Они тоже шлепают десятки и сотни юрлиц в месяц – но под одного-двух клиентов, поэтому не вылезают на рынок.
Всего же юристов-регистраторов и смежных с ними профессий в РФ точно больше сотни тысяч.
- Номинальных директоров под будущие ОООшки завозят автобусами. Приезжает автобус в деревню, сажают туда сразу 10-20 местных жителей и везут к нотариусу на оформление. Потом в банки, счета открывать.
- Банков стало меньше. Но нала меньше не стало. Весь нал и вся чернуха переместились в банковские топ-10: Сбер, ВТБ, Альфа и т.п.
- Спекулянты активно уходят в товарные схемы. На рынках никто уже ширпотреб напрямую у заводов-поставщиков не покупает. На строительных рынках за весь опт платят с обнальных контор. Дальше товар продают за наличные, которые через посредников уходят производителю. Так получается все равно выгоднее, чем по закону.
- 90% ИП в нашей стране тоже работают под обнал. В Дагестане, Чечне и Ингушетии практически только кэш. Безнал и налоги там – экзотика…
Налоговая служба в РФ – это основной продавец незаконно закрытого НДС. То, с чем налоговики в теории должны бороться, они на практике сами и продают. Это как межрегионгаз в Дагестане, за счет которого работали все местные нелегальные кирпичные заводы, которые газ получали бесплатно, за откаты налом.
На большинстве строительных, овощных, вещевых рынках России нет касс. И не будет. Это не коммерсы плохие, это реальность нашей жизни, когда налоговая, полиция и другие контрольные службы берут со всех свой «черный налог» – иначе откуда бы у их сотрудников с кладом в 30 тыс. были личные БМВ и Мерседесы?
Причем уйти от полного «белого» налогообложения малый и средний бизнес еще как-то может. А от «черного» – никак. Даже бабушка пучок редиски или петрушки у трамвайной остановки без пусть трехрублевого, во важного принципиально отката не продаст. И дабы не попасть под «двойное налогообложение», люди предпочитают налог «по-черному», часто избавляющий от изрядной доли «белого налога».
Чтобы понять, как реально функционирует финансовая система в РФ, достаточно набить в Яндексе «купить готовую фирму в Москве». Или зайти на профильные юридические форумы типа «регфорума» или «регфака», торгующие всевозможными лицензиями. И вы увидите, что предложение по покупке всевозможных «черных» бизнес-схем – огромное. А значит, и спрос на них не меньший.
Так называемые «менты по экономике», «черные экономисты, налоговики, таможенники, судьи-арбитражники» – это огромный пласт современной российской финансовой элиты. Знаменитый полкан Захарченко, державший на своей квартире полицейский общак в миллиарды рублей – типичный представитель этой братии. А личное авто за 5-6 млн. руб., оформленное на маму – норма для обычного опера из отдела по борьбе с экономическими преступлениями.
Какую пагубу родит все это – всем понятно. Казна лишается половины, если не больше поступлений в нее от малого и среднего бизнеса. Этот бизнес не может развиваться в сторону высоких или даже хоть сколько-то нормальных долгосрочных технологий: он связан по рукам и по ногам криминалом, при котором только бы день продержаться да ночь простоять. Зарплата рядовых рабочих там – мизерная, ибо все сверхдоходы уходят посторонним паразитом.
Непонятно, по крайней мере нашему правительству, как с этим всем бороться – помимо подъема пенсионного возраста, дабы этим залатать казенную дыру.
Но во всем мире давно найдены приемы против этого дурного лома. Во-первых, это адекватная система налогообложения, которая в конкретных условиях позволяет бизнесу не только выживать, но и развиваться. Во-вторых – жесточайшее наказание для всех, кто прямо или косвенно уводит налоги из казны.
Причем обе эти части неразрывны: одна без другой не работает.
У нас же – прямо наоборот: дурь налогового законодательства идет об руку с предательским лихоимством контролеров. Ну, а поскольку народ все это из года в год покорно кушает – какой смысл чиновникам менять что-то в этом безобразии, которое не обедняет, а лишь обогащает их?
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Юрий Комаров
Источник: https://publizist.ru/blogs/34/28029/-