Илья Ухов: Похороны Содружества Независимых Государств отменяются (07.11.2015)

Уж сколько раз не хоронили Содружество Независимых Государств, причем, зачастую на вполне логичной основе: тут и формирование разноуровневых потоков интеграционных процессов на постсоветском пространстве; и наличие в составе СНГ ряда группировок и стран, чьи интересы прямо противоположны и даже антагонистичны; и различные экономические и геополитические интересы внешних игроков на евразийском пространстве. 


Тем не менее, СНГ продолжает жить и развиваться, в рамках Содружества идет работа по различным аспектам законодательного обеспечения общего пространства, рассматриваются актуальные для всех государств–членов вопросы безопасности, противодействия организованной преступности и терроризму, а также целый комплекс экономических вопросов. Прошедшее в Душанбе 31 октября заседание Совета глав правительств государств–участников СНГ продемонстрировало тот факт, что интеграционный потенциал в рамках СНГ еще далеко не исчерпан.
Следует отметить, что Россия в рамках СНГ многие годы пыталась выстроить вполне прагматичный и выгодный всем странам механизм экономического взаимодействия, что выразилось в функционировании Зоны свободной торговли СНГ. Однако на фоне санкционной войны, развязанной Западом с нашей страной, многие страны, особенно те из них, которые ориентированы на так называемую «евроинтеграцию», стали выпадать из логики ЗСТ, а порой и прямо подрывать экономическую и продовольственную безопасность той же России. 

Речь идет о попытках Молдовы применять схемы реэкспорта запрещенных в России европейских сельхозпродуктов, а также вступление в силу экономической части плана ассоциации Украины и ЕС. Глава российского правительства Дмитрий Медведев был вынужден довольно жестко  расставить акценты и предупредить коллег по СНГ: 
 
«В отношении Молдавии такое решение [повышение тарифов] Россия уже приняла — с 1 сентября 2014 года. А с 1 января 2016 года будет повышен уровень таможенно-тарифной защиты в отношении Украины. Для нее вместо нулевых ставок таможенных пошлин начнет действовать режим наибольшего благоприятствования».
 
Попросту говоря, если раньше в отношении Украины и Молдавии действовали льготы, то теперь продукция из этих стран будет подчиняться общим правилам ВТО. Ни о какой дискриминации речи не идет – этим государствам попросту нужно на равных конкурировать на наших рынках, хотя не факт, что местные украинские и молдавские производители на это способны.
Между тем, помимо санкционных режимов, была в ходе Совета еще и обширная позитивная повестка. Среди документов, утвержденных премьерами, план мероприятий по реализации третьего этапа (2016–2020 годы) Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года. 

В нем, к примеру, были подписаны  соглашения  об условиях осуществления межоператорских взаиморасчетов при оказании услуг международной связи в странах СНГ, в рамках которого государства Содружества будут внедрять единые принципы формирования тарифов. Соглашение также подразумевает гармонизацию ведомственных практик по контролю за ценообразованием. 

Также было принято решение о мерах по развитию и стимулированию использования природного газа в качестве моторного топлива. 

В дополнение главы правительств стран СНГ приняли решение о выделении ассигнований на создание и развитие объединенной системы противовоздушной обороны в 2016 году, в том числе и на финансирование деятельности Координационного Комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств.
Еще одним важнейшим аспектом переговоров стало подписание соглашений и протоколов в рамках развития фармацевтического рынка. В наших странах есть одна общая проблема и головная боль – это огромное количество лекарственного фальсификата и контрафакта. Существует также проблема дефицита современных фармпрепаратов, многие из которых международные корпорации на пространство СНГ попросту отказываются поставлять, мотивировав это причинами экономического характера или стремясь создать искусственный ажиотаж и взвинтить цены. В общем, у соответствующих контролирующих органов правительств стран СНГ есть тут над чем поработать.
Важно отметить один момент – СНГ, при всей его аморфности и наличии противоречивых интересов различных государств, остается единственной универсальной площадкой для согласования интересов большинства постсоветских государств. И сейчас, в эпоху нарастающей глобальной нестабильности и усиления конкуренции за рынки сбыта с  ведущими европейскими и азиатскими игроками, нужно пытаться сохранять все возможные инструменты диалога и площадки для работы. Не сегодня, так завтра они могут понадобиться, особенно учитывая проблемы безопасности и противодействия терроризму на южных рубежах Содружества. Конкретно в Афганистане и Закавказье. Тут важен любой порядок, который противостоит хаосу.
И СНГ вполне способно оставаться многосторонним механизмом согласования интересов и разрешения споров и конфликтов на пространстве бывшего СССР – эдаким мини-ООН евразийского пространства. Но предстоит еще очень много работы в направлении запуска и поддержания эффективного интеграционного процесса. 

Важно уже то, что главы правительств таких разных и, зачастую, конфликтующих стран, как Армения и Азербайджан, или Узбекистан и Таджикистан встречаются и участвуют в общем переговорном формате. И немалая заслуга в этом принадлежит России, которая является и будет являться в будущем главным стабилизатором региона. 
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
07.11.2015

Илья Ухов
Источник: http://politrussia.com/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта