Павел Кухмиров: Политический Чернобыль (Россия: Общество) (13.07.2019)

Когда я вижу возмущение нашей патриотической общественности (подчас, вполне искреннее и вполне справедливое) тем, насколько жёстко идеологически атакуется наша страна, насколько откровенно очерняется её история и демонизируется сам факт её существования, я ловлю себя на мысли о том, что они всё больше начинают напоминать мне персонажей известного анекдота про свiдомых украинцев, произносящих: «А нас за що?!».
Что ж, к огромному сожалению этот анекдот применим не только к представителям самой европейской нации бывшего Союза. Особенно это справедливо во всём, что касается идеологического начала в культуре — массовой и не очень.

Не так давно мировой аудитории (включая и нашу её часть) был показан сериал «Чернобыль». Я не стану касаться того, насколько показанное в нём реально соответствует исторической действительности. Во-первых, заниматься такими разборами должны специалисты, а, во-вторых, подобных разборов было уже так много, что делать ещё один просто нет смысла: всё и так было уже сказано. Тот, кто хотел — услышал, а тот, кто не хотел — не услышит вне зависимости от количества и убедительности аргументации. И это не зависит от того, о какой из точек зрения на данное произведение идёт речь. 

Что же касается моего мнения о сериале, как зрителя, то как высокобюджетный художественный трэш он мне даже понравился. Сюжет захватывающий, «саспенс» поддерживается профессионально, операторская, декораторская и режиссёрская работа на высоте. Совершенно понятно, что это ещё и не менее высокобюджетная и не менее художественная вражеская пропаганда (давайте уж будем называть вещи своими именами). Почему это так, на что именно она нацелена, какие именно «закладки» и какие именно приёмы данного рода использованы в сериале, я обсуждать не стану: не о том речь, да и, опять же, разобрано это уже на составляющие десять раз. Вопрос вообще не в этом. Он в реакции на данный сериал огромной части нашего населения. И, в первую очередь, огромной части совсем нового поколения, родившегося и выросшего уже в Российской Федерации. Того самого “Generation Next” из древней рекламы. Которое я бы назвал «поколением РФ». И, знаете, ведь самые старшие представители этого поколения уже скоро разменяют четвёртый десяток. Внезапное открытие, неправда ли?

Так вот именно их реакция многих шокировала: всё, показанное в сериале, было принято ими ни то, что вообще не критично, а с готовностью, как нечто само собой разумеющееся. Реакция, которая внезапно показала истинную позицию угрожающе большой части целого поколения по отношению к своей истории и своей стране, как к чему-то непотребному, достойному сожаления и стыда. И знаете, что самое замечательное? Ведь это поколение воспитано не врагом, а самим нынешним государством. И когда это же самое государство сейчас упрекает их в непатриотичности — такое выглядит, как минимум, странно, а, местами, просто смешно. Назревает резонный вопрос: а само оно патриотично?

Но это, что называется, вопрос в пустоту. Раскрывать его нет смысла. Однако некоторые вещи понимать всё же необходимо. Так почему именно то самое «поколение РФ», о котором сказано выше, столь мало патриотично? И почему уровень настоящего, а не официального патриотизма в стране уже даже не падает, а просто рушится. Причин здесь две: лицемерие и двусмысленность. Это — два главных качества того, что «поколение РФ» видело с детства. Того, в чём оно, буквально, плавало с детства, и на чём оно воспитывалось. Замешанный на этих двух составляющих «официальный патриотизм» противоречит сам себе. И это легко проиллюстрировать на примерах из самых разных сфер жизни нашего общества.

Первый пример пусть будет из области политики муниципального уровня. Пару лет назад в Москве и Подмосковье состоялись выборы местных органов власти. На которых с разгромным счётом победили либералы. Ну, правда, на утро после ночного подсчёта голосов вдруг удивительным образом выяснилось, что победили они совсем не разгромно, а во многих местах и вовсе не победили, но это не нужные подробности, которые, разумеется, остаются на чёрной совести прислужников госдепа (ясное дело). В частности, одной из победительниц тогда стала Люся Штейн, открыто выступавшая, к примеру, с проукраинских позиций и называвшая ополченцев Донбасса «мразями». В то время, как сами ополченцы (в данном случае, бывшие российские добровольцы, также пошедшие на те выборы) в основном проиграли. Конечно можно было бы возмутиться такому поведению муниципальной депутатки Л. Штейн, в том числе и по отношению к ополченцам. И удивиться их поражению выборах можно было бы тоже. Но ответьте-ка мне для начала: как ведёт себя само государство РФ по отношению к ним?

Ну, так я вам напомню: эти люди (вне всякого сомнения лояльные нашей стране и доказавшие это с оружием в руках) находятся у этого государства на положении нелюбимых пасынков. Те из них, кто имеет российские паспорта, в полной мере ощущают сожаление «родного государства» о том, что они вообще вернулись живыми (в земле Донбасской они явно были бы этому государству милее). А уж те, у кого красного паспорта нет… Им угрожают высылкой, их терроризируют едва ли не хуже, чем среднеазиатских гастарбайтеров, им каждую секунду напоминают, что «Россия им ничего не обещала». Излишне говорить, какое у них, в итоге, материальное положение. А ведь многие из них, после участия в боевых действиях, нуждаются, как минимум, в тщательном медицинском обследовании. Я уже не говорю о моральной стороне вопроса: статус людей, по сути, совершивших подвиг, никак не признан даже символически. И для многих именно это хуже всего. Ну, а одновременно с этим вся страна узнаёт, что, к примеру, участвовать в праздничном концерте 12 июня был приглашён Андрей Макаревич. Так чего ж вы удивляетесь тому, что так себя ведёт Люся Штейн? А патриотический электорат, способный избрать кого-то, кроме неё, попросту не приходит на выборы. И то верно: что он там забыл?

Пример номер два: продолжим тему Донбасса. Несколько недель назад украинская пропаганда повела себя особенно омерзительно даже для украинской пропаганды: начала муссировать тему убитых детей Донбасса, обвиняя в их смертях Россию и «сепаратистов». По большому счёту, это всё равно, как если бы украинец Андрей Чикатило начал вдруг винить в смертях своих жертв задержавших его милиционеров.

Длилось это не долго. Вероятно, потому, что и в самом деле даже для украинских СМИ было перебором. И вызывало совершенно справедливое возмущение. Потому, что подобное неуважение к мёртвым детям — это не просто дно. Это гораздо ниже. Но, вот только, одновременно с этим, в Донецке местное руководство, поставленное кураторами, начало проводить абсолютно дикий и ублюдочный «флешмоб», в котором, по сути, упрашивало Зеленского дать Донбассу особый статус (что, по факту, означает возвращение на Украину). Полагаю, излишне говорить, что это даже в принципе было бы невозможно без одобрения тех самых кураторов. И, полагаю, так же не имеет смысла пояснять, какое это фантастическое унижение для жителей Донбасса, которые с той Украиной воюют уже дольше, чем длилась Великая Отечественная Война. Что от подобного у них уже даже не возмущение и ярость, а депрессия и безнадёга. И у меня вопрос: так значит в Киеве не уважают мёртвых детей — а в Москве их уважают? И мне сейчас совершенно безразлично, какие именно дырявые политические игрища стоят за подобным решением — дело не в них, а именно в этом неуважении.

Пример номер три: перейдём на украинскую территорию, раз уж начали двигаться в западном направлении. Не так давно, в ходе предвыборных игрищ между мэром Кернесом и украинскими нацистами там был снесён памятник маршалу Жукову. Не важно, какую роль сыграл в этом сам Кернес на самом деле. Важно другое — позиция Москвы. Которая даже на символическом дипломатическом языке дала понять, что ей всё равно, заявив, что это «внутреннее дело». А самой суровой реакцией была «глубокая озабоченность» Марии Захаровой, назвавшей произошедший акт вандализма «серьёзным вызовом для новой украинской власти». Чтоб вы понимали: это и вся реакция. Занавес. Бурные, продолжительные аплодисменты.

Но вернёмся в саму большую Россию. Не далее, как сегодня я слышал очередные рассуждения очередного официального пропагандиста о том, что неплохо было бы закрыть радиостанцию «Эхо Москвы». При этом в очередной раз не было упомянуто, что «Эхо Москвы», как и многие другие абсолютно русофобские и антигосударственные ресурсы, по сути, спонсируются самим государством. Причём чем одиознее и откровенно ублюдочнее ресурс — тем государственная благодать гуще (вспомним «Ельцин-центр»). При этом патриотические СМИ сидят на голодном пайке: их мало того, что финансируют по остаточному принципу, так ещё и откровенно травят, оказывая давление на частных спонсоров, если патриотическое СМИ при этом ещё и оппозиционно. В принципе, смысл этой политики очевиден: оппозиция у нас имеет право быть только максимально отвратительной. Всю иную вытаптывают. Но вот только какого патриотизма можно требовать после этого в принципе? Всё те же лицемерие и двусмысленность, очевидные всем вокруг.

Ну, а теперь вернёмся к тому, с чего начали: к сфере культуры. А, конкретно, к кинематографу. Наше государство в лице своих «заслуженных граждан» просто экстатически обрушилось на такие фильмы, как «Чернобыль» и «Смерть Сталина». Я сейчас не буду говорить ни об исторической полноценности «Чернобыля», ни о художественности «Смерти Сталина». Я даже не буду обсуждать моральную сторону такого фильма, как «Праздник», стебущегося над голодом блокадном Ленинграде. Поговорить я хочу о том, что им противопоставляется. А действительно, что? Позорнейшая клюква под названием «Крым», в которой отвратительно всё, но особо мерзко любое отсутствие идеи у восставших людей — до такой степени, что им не сочувствовали  даже смотревшие фильм участники Русской Весны.

Или такой двусмысленный бред, как «Балканский рубеж», в котором авторы сценария, казалось, куда больше думали о том, как обелить американцев, показывая единственными «злодеями» неких боевиков, отказавшихся подчиняться мудрому американскому куратору. Вы думаете, эту двусмысленность не замечают те, кто ваши фильмы смотрит, граждане? Ещё как замечают. Ну, а что бы максимально чётко показать «продукты деятельности» наших «официальных патриотов» от искусства, я сравню два фильма.

Первый был встречен бурей негодования и объявлен русофобским. На второй в обязательном порядке водили школьников. Первый — это фильм Павла Лунгина «Братство». Он про Афган. И да, наши бойцы показаны там неоднозначно. Но таков человек — он сложен. И воины «ограниченного контингента» там героически выполняют свой долг, несмотря на омерзительную ситуацию в тылу и откровенное предательство политического руководства, сливавшего выигранную ими войну. На моральном духе сей факт сказался весьма предсказуемым образом. Но русский солдат остался русским солдатом. Второй же фильм — это «Утомлённые солнцем 2» Никиты Михалкова. Где в ситуации куда более однозначной Великой Отечественной Войны и наш солдат, и наш человек показаны так, что в экран хочется плюнуть.

Если у Лунгина на этом экране неоднозначные, но вызывающую симпатию люди, то у «официального патриота» Михалкова там «отвратительные совки», не вызывающие ни уважения, ни сочувствия. Но при этом русофобом назвали Лунгина.

Так что странного в такой, мягко говоря, не критической реакции огромного количества людей на сериал «Чернобыль»? Ведь русофобы из HBO совершенно ничем не хуже русофобов из Министерства культуры и «Фонда кино». К подобной трактовке истории собственной страны люди, смотревшие сериал, оказались более, чем готовы. И эту готовность в них воспитали отнюдь не враги из-за океана.

Конечно, причины такой откровенной шизофрении в государственном «патриотическом» дискурсе понятны: задачи ему ставятся противоречащие друг другу. И это не удивительно, потому что весь ныне правящий политический режим в моральном и идеологическом плане сидит сразу на нескольких разъезжающихся стульях. Это и неизбывное желание демонизировать советский период нашей истории с одновременной почти истерической апелляцией в Великой Победе. Это и проклятия в адрес Запада с одновременным вилянием ему хвостом и страстной жаждой в него интегрироваться хотя бы на элитном уровне. Это ещё масса всего в том же роде. От таких противоречий у кого угодно, в итоге, просто разорвёт голову.

А что же в итоге? А в итоге патриотизм, как явление, в нашей стране стремительно сжимается, подобно шагреневой коже. Причём отнюдь не в фигуральном смысле: люди, которые ранее были готовы вставать на защиту страны от подрыва изнутри, некогда готовые разрывать голыми руками тех, кто замыслил бы устроить в нашей стране Майдан, теперь мрачно и молчаливо смотрят исподлобья. Эту ситуацию отлично описал журналист Руслан Ляпин, мой друг и соратник, вместе с которым мы включались в борьбу на заре Русской Весны. Вот что он пишет о складывающемся положении:

«Вчера был богатый день на общение – видел старого знакомого из поехавших добровольцем на Донбасс. Жив, здоров, ездит в Москву на вахту, где работает охранником. На этом как бы позитив закончился. Прошедший первую Чеченскую, сказал, что больше никуда не поедет и не пойдёт, ибо всё равно превратиться в “коммерческий проект”. Сказал другими непечатными словами, но смысл сохранён. Человек перемолот морально, хотя в 2012 году готов был драться с оружием, если к власти придёт Навальный, а в 14-ом без вопросов и долгих раздумий взял котомку и рванул, туда, где сражались за “Русский мир”. А теперь уже не верит ни в “Русский мир”, ни во что другое, ибо видел, что всё до чего долезут “эти” превращается в дурнопахнущую жидкую субстанцию.

Далее была беседа с коллегой на работе, который всего чуть более года назад был ярым патриотом и сторонником Путина, а сегодня не верит власти. “Я знаю одно, пока власть не повернётся к народу лицом, то майдан рано или поздно будет”, – сказал Денис комментируя события в Екатеринбурге. Буквально на днях общался с казаком, который заявил, что из них там же СМИ и власть сделали идиотов, откровенно встав на сторону протестующих. И комментарий был такой же: “Пусть тогда скакуны их и спасают, когда за шиворот выкидывать придут”…


…Мы вышли тысячами на Поклонную, а получили Дмитрия Анатольевича с Дворковичем и Абызовым в “вечное правительство”, бросились становиться за спиной у Донецка и Луганска, а получили Минские торги, трупы друзей и бесконечные обстрелы. 86% населения страны поверило в то, что теперь – спустя годы власть и народ будут едины, а им влепили отказ от изъятия сверхдоходов у олигархов, дети “господ” на «вкусных местах» и налоги с пенсионным возрастом для остальных.


Те, кто готов был умереть за страну оказались не нужны. Власть заигрывала с либералами и ехавший добровольцем на Донбасс, распыливший газ на концерте Макаревича нацбол отсидел три года от звонка до звонка, а сам Макаревич, не переставая доказывать, что Крым украинский и поливать грязью народ, вошел в совет Госдумы по культуре. Да и пример Маши Бароновой, которая работала у Навального и Ходарковского, участвовала во всех протестах, а теперь трудиться в RT у Маргариты Симонян говорит о многом – власти важней «купить» противников, чем опираться на народ. Ибо народ, по их мнению, всё равно никуда не денется. Про такие мелочи, что тех, кто продался раз можно будет перекупить ещё, вряд ли кто задумывался…


…И если в 2012 году на митинги против «оранжевых» мы выезжали автобусами, а сегодня хватит и пары легковушек, то завтра и их не станет…
» (с).

Вот такие дела. Но сказанное Русланом — оно о предыдущем поколении. А «поколение РФ», воспитанное на том, о чём говорилось выше, не левое и не правое. Оно мыслит куда более простыми категориями. Разумеется, своя патриотическая доля есть и в этом поколении. Но она всё меньше имеет желание проявлять активность. Лицемерие и двусмысленность породили равнодушие.

Самый главный вопрос сейчас подмечен Русланом очень точно: если завтра Майдан — сколько людей захочет выйти, чтобы дать ему отпор? И захочет ли вообще кто-нибудь выходить. Это действительно главное, о чём стоит задумываться тем, кто сейчас пытается учить нас правильно любить Родину. Вот только не поздно ли пытается? Лицемерие и двусмысленность, как радиация, разрушили всё, чего коснулись, превратив окружающую нас реальность в политический Чернобыль.

Так стоит ли удивляться тому, что в итоге появился Чернобыль кинематографический?

Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
13.07.2019

Кухмиров (Раста) Павел






Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта