Александр Рыбаков: Политика ЦБ вымывает национальную банковскую систему (21.04.2018)
19 апреля 2018 года в Торгово-промышленной палате РФ состоялось обсуждение проекта доклада «Об изменении конкурентоспособности российской экономики в 2017 году», который представил председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, глава Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин.
В мероприятии приняли участие: первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников, член этого же комитета Юрий Важенин, президент Вятской ТПП Николай Липатников, президент Брянской ТПП Антонина Катянина, исполнительный директор ТПП Республики Саха (Якутия) Надежда Субурусская, председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков.Открывая заседание, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин отметил актуальность вопросов проведенного исследования. Подобная аналитическая информация о состоянии конкурентоспособности экономики России является квинтэссенцией деятельности профильных комитетов и советов Торгово-промышленной палаты.
К. Бабкин: ведение бизнеса стало менее привлекательным
С докладом «Об изменении конкурентоспособности российской экономики в 2017 году» выступил председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин. Он подробно остановился на основных параметрах, оказывающих влияние на конкурентоспособность экономики. В частности, отметил, что для предприятий обрабатывающей промышленности минувший год оказался непростым. Хотя государство и предпринимало ряд усилий, направленных на улучшение условий ведения бизнеса, стимулирование инвестиционной активности и поддержку малого и среднего предпринимательства, общий экономический фон остается сложным и неконкурентным по сравнению с другими промышленно развитыми странами.
Продолжалась жесткая политика Центрального банка, хотя наблюдалось и некоторое смягчение денежно-кредитной политики. Так, на 2,25% была снижена ключевая ставка, что незамедлительно повлекло за собой снижение ставок по кредитам.
Однако общий вектор денежно-кредитной политики остался неизменным. Минувший год был отмечен повсеместным ростом тарифов, акцизов и налоговых ставок, причем подобные меры вводились одновременно с ужесточением правил контроля и сбора обязательных платежей.
Значительно возросли издержки предприятий на грузоперевозки и энергетические ресурсы. Продолжалось административное давление на бизнес, что не способствовало улучшению экономического климата в стране и повышению деловой активности.
По словам Бабкина, идея мониторинга в том, чтобы представить реальные условия ведения бизнеса в обрабатывающем сегменте экономики. Исследование проведено с участием региональных торгово-промышленных палат и отраслевых комитетов Палаты. Часть предложений и рекомендаций в доклад представили руководители российских предприятий.
«По результатам проведенного исследования можно заключить, что за год ведение бизнеса в России стало менее привлекательным и перспективным», — отметил Константин Бабкин.
Несмотря на декларированный отказ от повышения налогов, без увеличения налоговой нагрузки в прошлом году не обошлось. В частности, поступления в консолидированный бюджет РФ выросли на 20%, а федеральный бюджет собрал на 32% больше налогов. Это на фоне того, что экономика страны выросла только на 1,5%. «Из-за несоответствия темпов роста экономики и темпов роста сбора налогов идет задолженность по платежам в бюджет предприятий обрабатывающей промышленности — на 12% в 2017 году», — отметил докладчик.
Кроме того, вырос НДПИ, ужесточился коэффициент налога на имущество, повысились тарифы системы «Платон». В этой связи в Совете обращают внимание на необходимость снижения налогов для создания более эффективных условий для ведения бизнеса в России.
Также было отмечено, что к ослаблению конкурентоспособности российской экономики приводит в том числе монополизация банковского сектора. В 2017 году количество кредитных организаций снизилось на 10%. Это приводит и к удорожанию обслуживания банка.
По словам Бабкина, банковская система в России сегодня работает «неэффективно и недоступно», а ключевая ставка, хоть и была заметно снижена, все равно «является запредельной». «Это заоблачная величина, которая является серьезным препятствием для модернизации и развития экономики», — сказал промышленник.
В результате проводимой государственной политики восстановление нашей экономики продолжает происходить за счет восстановления цены на нефть. В то же время, обрабатывающий сектор промышленности растёт слабыми темпами, близкими к нулевым. Из 14 видов деятельности, входящих в отрасль обрабатывающей промышленности, существенный рост по отношению к 2013 году наблюдается только в химическом производстве и производстве кокса и нефтепродуктов.
Однако есть и позитивные изменения: запущен ряд программ по субсидированию продвижения продукции на внутренние и внешние рынки, а также некоторые программы поддержки НИОКР, отметил Бабкин. Вместе с тем на фоне постоянного роста налоговых издержек подобные меры дают весьма ограниченный эффект. Например, субсидирование промышленности на уровне 1% от ее оборота, при суммарной налоговой нагрузке около 52% от оборота.
Позитивная динамика прослеживается после запрета на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, наложивших на Россию санкции. Падение импорта во многом было компенсировано внутренним производством и привело в результате к его росту. «Меры протекционизма позволили оградить российский рынок сельхозпродукции от несправедливой международной конкуренции, создав, при этом, благоприятные условия для равной конкуренции внутри страны», — подчеркивается в докладе.
Несмотря на то, что государство предприняло ряд усилий, направленных на улучшение условий ведения бизнеса, стимулирование инвестиционной активности и поддержку малого и среднего предпринимательства, общий экономический фон остается сложным и неконкурентным по сравнению с другими промышленно развитыми странами.
Руководитель аппарата председателя Совета ТПП РФ Анастасия Астахова, председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза, директор по развитию ЗАО «Завод им. Козицкого» Александр Горбачев отметили, что наиболее острыми остаются вопросы налогообложения и денежно-кредитной политики. Темпы роста экономики не соответствуют темпам роста налогов, а проводимая Центробанком «чистка» банковского сектора привела к монополизации рынка, удорожанию банковских услуг, снижению объёма кредитования.
В. Гамза: политика ЦБ вымывает национальную банковскую систему
Владимир Гамза осветил монетарную и регуляторную политику Банка России. По его словам, проводимая ЦБ политика приводит к вымыванию национальной банковской системы, при этом иностранные банки в стороне от этих проблем. За 4,5 года работы новой администрации ЦБ лицензии отозваны у 43% кредитных организаций. Гамза отметил, что за 16 лет существования банков ЦБ ликвидировал 83% от общего их количества. Беспокойство, по его мнению, вызывает и то, что только в 2017 году были закрыты 208 банковских филиалов.
Наблюдается негативная тенденция к сокращению количества филиалов банков в регионах. Сегодня в России всего 33 тыс. банковских офисов на 150 тыс. населенных пунктов. В 14 субъектах сегодня нет ни одного регионального банка, а в 17 субъектах РФ осталось по одному банку. Ключевая и депозитная (6,25%) ставка ЦБ в 2 раза превышают инфляцию, межбанковское кредитование практически отсутствует.
Одним из барьеров для развития экономики, по мнению выступающего, является и низкая денежная масса. Сегодня она составляет лишь 46% ВВП, тогда как в Китае она превышает 200%. Страна нуждается в новой монетарной политике. На этом фоне заявления президента РФ о необходимости добиться роста экономики в 1,5 раза за 6 лет требуют того, чтобы «реальный экономический рост составлял не менее 5%». «Иначе мы просто этого не достигнем», — заявил эксперт. При этом денежная масса к 2024 году должна достигнуть 100% ВВП. Между тем, за последние пять лет количество обанкротившихся предприятий возросло до 30%.
Оценивая в целом доклад, Гамза отметил, что он получился, и нет сомнений в том, что он будет востребован бизнес-сообществом и органами власти. Но многие сошлись во мнении, что доклад необходимо дополнить предложениями, направленными на улучшение условий ведения бизнеса для российских предпринимателей. Эксперты отметили, что предприятия почувствовали и некоторые позитивные сдвиги, например, в части субсидий. Однако этого недостаточно, и меры поддержки, хоть и растут количественно, но все равно проводятся «несмело, нестабильно, неуверенно и в очень скромных размерах».
Авторов доклада призвали более жестко определиться, что необходимо делать для преодоления слабых мест, выделить отдельный раздел, чтобы «прописать наше видение мер и инструментов, которое позволит задействовать имеющиеся эффективные ресурсы» для развития российской экономики. Например, было предложено выработать на основе наиболее значимых блоков доклада — налогообложения и денежно-кредитной политики — конкретные рекомендации правительству РФ, профессионально сформулировать их для финансового блока страны.
Планируется, что доклад «Об изменении конкурентоспособности российской экономики» станет ежегодным. После утверждения Торгово-промышленной палатой РФ результаты исследования будут направлены органам власти, ответственным за принятие решений в области экономической политики. С учётом рекомендаций и предложений проект доклада будет вынесен на утверждение Правления ТПП РФ 30 мая.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Александр Рыбаков
Источник: http://www.agronews.ru/news/kommentarij-ob-izmenenii-konkurentosposobnosti-rossijskoj-ekonomiki-v-2017-godu.html