Виктор Мараховский: Полёт из реальности (08.02.2018)

В среду утром успешно завершился тестовый запуск ракеты Falcon Heavy великого инноватора Илона Маска. Куда-то в направлении пояса астероидов отправилась под музыку Боуи полезная нагрузка стомиллионной ракеты — собственный спортивный электромобиль предпринимателя. Боковые разгонные модули красиво приземлились в сотне метров друг от друга на положенное место. Центральный (который должен был сесть на плавучую платформу) не смог и рухнул в океан, но при общем накале хайпа это не повредило головкружительной революции в сознании целевой аудитории.
Потому что успешно проведена миссия самой тяжёлой и грузоподъёмной из существующих ракет (на низкую опорную орбиту FH способна, по заявке Маска, вывести в два с половиной раза большую полезную нагрузку, чем, скажем, отечественный «Протон» или вдвое большую, чем боинговская «Delta Heavy»). И потому что это стоит всего 90 миллионов долларов (а «Дельта» – от 140 до 400 миллионов). И, конечно, потому что твиты и видеоролики.

Как пишут популярные западные издания, теперь инноватор сможет:

– посылать на орбиту огромные военные спутники;

– посылать куда большие роботы на Марс, а также на Юпитер и Сатурн;

– посылать в космос большие телескопы.

– и всё это гораздо дешевле, чем прежде. Как выразился сам Маск, всем конкурентам теперь придётся плохо. Потому что «это всё равно что продавать самолёт в мире, где есть одна компания, использующая многоразовые самолёты, а остальные предлагают одноразовые, из которых нужно высаживаться методом парашютирования, и которые рандомно падают куда попало».

…Самое интересное во всей этой истории — не технические характеристики, а соотношение ажиотажа и теневой части реальности.

Как ни парадоскально, в тени в случае конкретной космической революции остаются довольно важные вещи. Например, всё, что касается цены запуска. Если Маск сказал, что запуск стоит 90 млн долларов — это не значит, что он действительно будет стоить 90 млн долларов. В Википедии записано, что стоимость запуска основной масковой ракеты Falcon 9 – 62 миллиона. При этом, как отмечает член-корреспондент Российской академии космонавтики А.Ионин, это лишь «индикативная цена». Стоимость же каждого конкретного пуска засекречена, а «из данных о прибылях и убытках SpaceX за последние годы можно сделать вывод, что государству-то он продает свои ракеты по $90 млн — на 50% дороже». А если учесть, что государство — это более 80% заказов на космическом рынке и основной клиент/спонсор Маска, то и стоимость запусков Falcon Heavy “для военных” можно смело умножать на 50%. Что превратит стомиллионные полёты в полуторастамиллионные.

По-прежнему в тени — то есть засекреченными — остаются и данные о том, как глубоко переделываются после картинных приземлений Многоразовые Ступени спейсиксовских ракет и сколько стоит их восстановление до рабочего состояния.

При этом даже критики признают, что шороху в индустрии своим хайпом Илон Маск действительно навёл — но отмечают, что сделал он это не путём гениальных технических прорывов, а наоборот. Его революционные и прорывные технологии значительно уступают по сложности тем, что выводили в космос сорок лет назад шаттлы. Его революционная сверхтяжёлая ракета по массе полезной нагрузки вдвое уступает полувековой давности «Сатурнам-5», использовавшимся в лунных миссиях.

«Космическая реформа» Маска — как раз в том, что он пришёл в отрасль с подходом «резать косты», то есть сокращать издержки всеми способами, и сбил цены примерно на 20-30%. Благо конкуренты из Boeing и Lockheed Martin за десятилетия эксклюзивного партнёрства с американским государством совсем расслабились и начали задирать цены до каких-то совсем смелых планок. Альтернативный Маск (которому, по общему мнению специалистов, активно помогает вся казённая госмашина) сумел их основательно потеснить.

Это, однако, не делает реальными ни лунный туризм, ни марсианскую колонизацию, о которой любит твитить инноватор, ни, разумеется, удешевление доставки на орбиту до «двухсот долларов за килограмм».

Более того: реальностью пока не является даже собственно сверхтяжёлая ракета-носитель Falcon Heavy: произведён всего лишь демонстрационный полёт с минимальной полезной (если можно так назвать новый колёсный астероид для Солнечной системы) нагрузкой весом в полторы тонны. При заявленной «грузоподъёмности» в 16-63 тонны.

Но все эти нюансы, как уже было сказано, занимают в общем потоке медиа-информации о SpaceX какие-то совершенно ничтожные проценты. Реальность нокаутом проигрывает ютюберскому гвалту про то, как себя чувствует кукла-водитель космического авто.

И вот это по-настоящему завораживает. Потому что на наших глазах произошла революция более значимая, чем космический прорыв. Фактически мы видим, как ажиотаж становится становым хребтом супербюджетных проектов, выпихивая реальность куда-то на задворки.

Это в принципе имеет под собой железную финансовую логику. Тот же Маск зарабатывает деньги путём привлечения денег инвесторов. Известен пример компании Tesla, которая производит в сто раз меньше машин, чем «Дженерал Моторс», а стоит больше GM. Она также год за годом приносит многомиллиардные убытки, но её стоимость акций год за годом же растёт. В этом смысле запуск «Фалькона», кстати, можно рассматривать как не такой уж дорогой рекламный ход: потратив сотню миллионов, Маск, вероятно, увеличит стоимость акции Tesla на пару десятков долларов — что быстро отобьёт затраты на пиар.

Ещё ярче феномен «хайпономики» проявляется в сказочном мире криптовалют. Там обходятся вовсе без космических запусков, электромобилей, солнечных панелей и вообще чего-либо материального, кроме потребления ресурсов.

Криптовалюты обеспечены не золотом и не обязательствами каких-либо государств, а графиками, ключами и интервью в СМИ о том, что «криптовалюты — это новая нефть». И тем не менее мы были в прошлом году свидетелями того, как биткойн, стоивший пару лет назад двести долларов, в начале 2017-го стал стоить тысячу, а в конце 2017-го 20 тысяч. Правда, уже спустя месяц он пробил подряд несколько психологических отметок и ахнул вниз (вчера он успел стоить 8 тысяч, 6 тысяч и даже меньше, а сейчас болтается где-то в районе семи с половиной). Но деньги на данном хайпе были сделаны. И есть, кстати, основания полагать, что это не последняя накачка былинной «крипты».

Прежде считалось, что «хайп-волны» по определению недолговечны. Однако сегодня наряду с кратковременными волнами, вроде печально знаменитой компании Theranos “девушки-джобса” Элизабет Холмс, ныне тихо банкротящейся под гнётом 100-миллионного долга, имеются и долгоживущие цунами-шатуны, явно открывшие неисчерпаемость хайпа.

…Всё это говорит о простой вещи. Главной «нефтью» современности являются не фундаментальные открытия, не инженерные решения и не алгоритмы. Нефтью служит массовое сознание, коллективный мозг Целевой Аудитории. И сегодня главным методом разработки этого мозга является его гидроразрыв.

Поэтому в дальний космос улетел спорткар под музыку Боуи.  
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
08.02.2018

Виктор Мараховский
Источник: https://um.plus




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта