Анна Байдакова: Попытка залатать бюджетные дыры увеличением нагрузки на малый бизнес едва ли будет удачной (12.11.2015)

Новый приказ Министерства экономического развития усложнит жизнь малым предприятиям, которые делают отчисления в бюджет по упрощенной схеме. В 2016 году единый налог на вмененный доход (ЕНВД) вырастет на 15,9% — этот налог собирают с небольших кафе, магазинов и ларьков, он идет в муниципальные бюджеты. В МЭР говорят, что повышение вызвано рутинным пересмотром показателей в связи с инфляцией. Эксперты полагают, что собрать больше налогов не получится: слишком сильное налоговое бремя в очередной раз заставит предпринимателей скрывать свои реальные доходы или вовсе уходить в тень.


Непримечательный проект приказа, опубликованный в начале ноября на сайте министерства, вызвал возмущение бизнес-сообщества. Единый налог на вмененный доход для небольших предприятий должен существенно увеличиться. ЕНВД — один из видов упрощенного налогообложения для малого бизнеса, который позволяет индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО из нескольких человек не держать в штате бухгалтера и не сдавать сложную финансовую отчетность. Он рассчитывается так: фиксированная сумма, установленная для каждой отрасли, умножается на площадь предприятия или количество работников, затем на два коэффициента: К1 — повышающий коэффициент-дефлятор, который Минэкономразвития устанавливает каждый год, и К2 — понижающий, его задают местные власти. С получившейся суммы предприниматель должен заплатить 15%.

В этом году МЭР установил значение коэффициента-дефлятора на уровне 2,083 — это на 15,6% больше, чем в 2015 году (1,798). Для бизнесменов это будет означать дополнительные десятки тысяч рублей налогов в год: например, по подсчетам РБК, магазин площадью 50 квадратных метров будет платить на 46,5 тысячи рублей в год больше. «Повышение налога коснется оставшихся киосков и кафе, которые и так уже зажали. Препятствий для малого бизнеса много: запретили торговать в переходах, арендные ставки высокие. А когда настолько вырастает налог, это подрывает последнее доверие, которое еще осталось у предпринимателей к государству. Правительство постоянно меняет схемы налогообложения, хотя даже если весь малый бизнес вообще освободить от налогов, бюджет вообще ничего не потеряет на фоне громадных сумм, которые тратятся на масштабные государственные проекты, на футбол и прочее», — считает глава объединения «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. Она полагает, что предприниматели теперь будут рассматривать новые схемы налогообложения.

Повышение ЕНВД не является инициативой Минэкономразвития — министерство ежегодно пересматривает значения коэффициентов по методике, определенной в Налоговом кодексе, замечает в разговоре с «Новой» пресс-секретарь министерства Елена Лашкина. Цифры задаются исходя из предварительной оценки индекса потребительских цен на текущий год, согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации. «Существенный рост коэффициента-дефлятора, в том числе по ЕНВД, вызван значительным ростом инфляции в 2015 году», — говорит пресс-секретарь. Она затруднилась ответить, может ли министерство внести инициативу по корректировке расчета, заметив, что поправки в Налоговый кодекс — прерогатива Минфина.

Рост инфляции в последние полгода россияне могли заметить по витринам магазинов невооруженным глазом. Тем не менее, по словам представителей бизнес-сообщества, коммерсанты не сильно обогатились: при такой сильной инфляции многие покупатели предпочли затянуть пояса и просто покупать меньше товаров.

«Небольшие магазины вынуждены продавать дешевле из-за больших розничных сетей, которые могут позволить себе держать низкие цены, — говорит Анатолий Чургель, бизнесмен и бывший глава отделения «Опоры России» в Подмосковье. — Малый бизнес будет умирать. Чтобы войти со своим товаром в крупную сеть, ты должен заплатить менеджеру определенную сумму, превышающую его годовую зарплату, — это входной билет, который имеет свою цену, и она практически неподъемна для малого бизнеса. А если вы выигрываете тендер, вы должны внести некоторую сумму на счет предприятия, которое тендер объявляло. Она возвращается вам только после того, как вы завершите весь проект и будет подписан акт, вместе с оплатой всего контракта. Причем выплату могут сильно задержать, и за счет этого много предприятий обанкротились. При этом доступных кредитов для малого бизнеса нет».

По мнению Чургеля, в результате люди предпримут новые шаги, чтобы максимально вывести свою работу из-под контроля государства, например, будут по возможности занижать показатели продаж. «У нас такой менталитет, что если человеку не дадут чек в кассе, то он и не будет его требовать, и на этом многие уходят от налогов», — замечает предприниматель.

Наталья Зубаревич, директор региональной программы Института социальной политики, полагает, что повышение налога не принесет пользы никому. «Это попытка как бы помочь региональным бюджетам, потому что у них большие долги и дефицит, но в итоге результат выйдет никаким или отрицательным. По данным 2014 года, в среднем по России налоги от малого бизнеса дают 3,6% всех поступлений в консолидированные бюджеты регионов. В некоторых регионах этот показатель выше из-за того, что там исторически более развита торговля: например, в Калининградской области это 8%, в Краснодарском крае — 7%, в Приморском крае — 5%. Сравнительно высокие показатели и в регионах депрессивного типа, где других источников дохода меньше и где малые предприятия «весят» больше: в Кировской области это 6%, в Чувашии и Пензенской области — по 5%. А в бюджетах нефтегазовых регионов малый бизнес значит совсем мало», — замечает Зубаревич.

По мнению эксперта, в кризис государство будет повышать нагрузку на все виды бизнеса, но больше всего пострадают самые слабые. «Кормильцы бюджета — нефтегазовая отрасль и металлурги, — говорит Зубаревич. — На нефтегаз нагрузку уже немного увеличили, но у этих компаний мощных лоббистский ресурс. Думаю, в ближайшее время введут еще экспортные пошлины на металлургическую продукцию и удобрения». Так или иначе, малый бизнес пострадает больше всех — «потому что он сопротивляться не может». По мнению эксперта, в результате роста ЕНВД только сократится количество зарегистрированных предприятий.

Пока что из крупнейших российских компаний налоги повышены только для «Газпрома». 9 октября правительство издало распоряжение о повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на 36,7% для «организаций, имеющих исключительное право на экспорт природного газа в газообразном состоянии». По данным Министерства финансов, это должно принести в бюджет дополнительные 101,6 млрд рублей. До этого в течение лета и осени обсуждался налоговый маневр с повышением налоговой нагрузки для нефтяных компаний. Если его примут, то, по подсчетам Bank of America, «Роснефть» заплатит в 2016 году на 171 миллиард рублей больше, «Лукойл» — на 70 миллиардов, «Сургутнефтегаз» — на 48, «Газпром нефть» — на 37, «Башнефть» — на 15, «Татнефть» — на 20 миллиардов рублей. Против налогового маневра активно возражал глава «Роснефти» Игорь Сечин. Сейчас в Думе рассматривается законопроект о заморозке экспортной пошлины на нефть в 2016 году: ранее планировалось постепенно ее снижать. Отсрочка на год, по подсчетам правительства, должна принести в бюджет 200 миллиардов рублей.

Плохие новости о перспективах малого бизнеса поступили на фоне таковых же — о социальных гарантиях для работающих россиян. В 2016 году минимальный размер оплаты труда будет, по всей видимости, индексирован ниже уровня инфляции. Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендовал принять в первом чтении законопроект об индексации МРОТ на 4% (5965 рублей в месяц вместо 6204), в то время как инфляция прогнозируется на уровне 6,4%. В кризис наиболее незащищенные участники российской экономики ощутимой поддержки не получат.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
12.11.2015

Анна Байдакова
Источник: http://www.novayagazeta.ru/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта