Катенева Юлия: Потребитель заплатит за борьбу с контрафактом (05.05.2018)

Федеральное правительство окончательно определилось со списком товаров, которые подлежат обязательной маркировке с 2019 года.
Перечень, состоящий из 10 товарных групп, включающий такие изделия, как туалетная вода, блузки, куртки, парфюмерия, постельное белье, обувь, фотоаппараты и др., утвержден кабмином.

По замыслу авторов инициативы, целью обязательной маркировки является снижение оборота контрафактной продукции, но, по мнению экспертов, опрошенных "Царьградом", данная мера является очередным налогом для потребителей и не поможет в борьбе с подделками.

Отметим, что подобный эксперимент в России уже идет: с 2016 года введена обязательная маркировка меховых изделий, а с 2017-го стартовала добровольная маркировка лекарств и сигарет.

При этом табачная продукция будет в обязательном порядке маркироваться с 1 марта 2019 года, а обувь - с июля. В декабре придет черед одежды, белья, шин и пневматических покрышек, фотовспышек и фотоаппаратов.

В результате глобального распространения маркировки власти к 2024 году планируют развернуть систему сплошной прослеживаемости оборота товаров в России. Оператором системы выбран Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащий структурам совладельца USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации "Ростех" и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.

Параллельные реальности

Стратегии борьбы с контрафактом посвящена целая правительственная программа длительностью до 2025 года, в рамках которой министерства и ведомства соревнуются в эффективности мер по борьбе с подделками. Порой даже мешая друг другу.

Кроме непродовольственных товаров маркироваться, по замыслу Минпромторга, будут и продукты питания: рис, макароны, чай, кофе, консервы, продукты из мяса и рыбы, пиво, соки, минеральная вода, молочная продукция. Параллельно с системой Минпромторга свою маркировку разработал Минздрав, который предложил разделить продукты питания в зависимости от уровня содержания в них соли, сахара и жиров.

Также в России действует система госконтроля за оборотом алкоголя и внедряется механизм учета продукции животного происхождения "Меркурий".

Столь богатое разнообразие систем контроля вызывает у экспертов закономерный вопрос: зачем государство разрабатывает  технические регламенты, содержит специальные службы и контрольные органы?

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин в беседе с "Царьградом" назвал внедрение тотальной маркировки "беспрецедентной мерой". По его словам, тем самым "Россия признает, что в стране нет эффективных таможни и налоговой службы, и деньги на содержание сотен тысяч чиновников тратятся впустую". По его словам, маркировка не спасет рынок от контрафакта, но ударит по кошельку потребителей.

Товар товару рознь

По разным сведениям, доля контрафакта на российском рынке составляет от 20 до 50%, причем этот процент в разных категориях товаров различен.

Профучастники товарного и продовольственного рынков уже отмечали, что установка систем контроля потребует дополнительных затрат от производителей, связанных с покупкой оборудования и наймом нового персонала. А это неминуемо означает рост цен на потребительском рынке.

По их словам, обязательную маркировку стоит вводить в тех отраслях, где она действительно необходима, то есть в секторах с высокой долей контрафакта.

Как ранее отметил в беседе с ТАСС зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Вячеслав Тимченко, если даже будет незначительное изменение цен, то в пределах инфляционных показателей, наблюдающихся в экономике России.

Это видно на примере внедрения маркировки на пилотных проектах - меховых изделий, лекарств. Они показали, что цена на товары практически не изменилась", -  отметил он.

Но у экспертов другое мнение. Маркировка меховых изделий прошла незаметно для потребителей, потому что цена на изделие и так достаточно высока и практически не отражает стоимость "чипа". При этом рост стоимости продуктов питания, связанный с внедрением системы контроля, может стать ощутимым для покупателей, указал председатель Союза потребителей России Петр Шелищ в разговоре с RT.

За контрафакт в ответе... потребитель?

Самый важный аспект в истории с маркировкой – вопрос о том, почему работа контрольных органов перекладывается на плечи потребителей, отмечают эксперты. И если маркировка Минздрава служит интересам покупателей, то отслеживание товаров по системе Минпромторга внедряется в государственных интересах, несмотря на то, что власти пытаются донести обратное, подчеркивают они.

По словам господина Янина, сложно представить, что потребитель будет "сканировать сапоги" на предмет их легальности. По его словам, мера совершенно бесполезна в борьбе с контрафактом, зато весьма действенна в подстегивании роста цен на рынке.

За проектом стоят два известных человека, миллиардера, в карман которых и пойдут полученные от маркировки средства, считает Д. Янин. В карман олигархов, а вовсе не в российский бюджет, подчеркнул он.

По словам председателя правления КонфОП, подобная инициатива возникала и раньше, когда  в 1996 году была введена маркировка товаров в России. Правда, внедрение системы удалось оспорить через суд, налог был признан частным и не соответствующим Конституции. По словам господина Янина, речь идет о налоге на "воздух", что является "безобразием". При этом подсчитать, насколько подорожает тот или иной товар, пока затруднительно, указал эксперт. Все зависит от вида маркировки, который будет установлен для того или иного вида продукции.

"QR-код обойдется дешевле чипа (RFID-метка - ред.), - подчеркнул он. – Однако в любом случае и то, и другое в борьбе с контрафактом бесполезно".
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
05.05.2018

Катенева Юлия
Источник: https://business.tsargrad.tv/articles/novyj-pobor-s-potrebitelja-za-borbu-s-kontrafaktom_129655




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта