Юлия Катенева: Повышение НДС – меньшее из зол? (25.07.2018)
С 2019 года налог на добавленную стоимость вырастет до 20%. Соответствующий законопроект прошел третье чтение в Госдуме. Таким образом, "отшлифовка" налоговой системы обретает конкретные контуры, а фактор неопределенности исчерпал свое влияние на бизнес-среду, отмечают экономисты.
Депутаты нижней палаты парламента оставили в силе льготы по первоочередным и жизненно важным товарам и установили на постоянной основе общую ставку страховых взносов в социальные госфонды в размере 30%. Последняя, кстати, должна была вырасти до 34%, но власти предложили отказаться от повышения этой ставки в будущем.Отметим, что решение об усилении налоговой нагрузки в части НДС далось парламентариям нелегко: «за» проголосовали только члены фракции «Единая Россия», остальные депутаты вынесли отрицательный вердикт инициативе, вызвавшей много споров как в бизнес-среде, так и в экспертном сообществе.
По расчетам правительства, двухпроцентное повышение НДС (с 18% до 20%) принесет бюджету дополнительные 620 млрд рублей в год, что будет способствовать финансированию программы социально-экономического развития страны до 2024 года, анонсированной властями.
Кто заплатит эти 600 миллиардов?
При этом рост НДС будет препятствовать развитию производственного сектора экономики, а также обернется неприятностью для рядовых граждан в виде роста цен на товары и услуги, предупреждают экономисты.
Тем не менее, повышение конкретного налога нельзя рассматривать в отрыве от стратегии экономического развития страны, считают эксперты. По мнению некоторых из них, рост НДС - наименьшее из зол в части ужесточения фискальной нагрузки.
«Мы считаем, что позитивного эффекта на экономику страны, на доходы наших граждан этот закон не принесет, - заявил депутат Сергей Катасонов. - Кто заплатит эти 600 миллиардов? Экспертное сообщество определило: из этих 600 - 400 миллиардов заплатит конечный потребитель. То есть наше население».
По словам заведующего лабораторией Института проблем рынка РАН профессора Олега Сухарева, повышение налоговой нагрузки не может не сказаться на росте цен. «Налог на добавленную стоимость - это вид косвенного налога, который приводит к росту цен по цепочке продаж, перепродаж и так далее», - пояснил экономист Царьграду.
Двухпроцентный рост ставки НДС может дать, по крайней мере, «1,5% к инфляции сверху, что называется», считает О.Сухарев. При этом экономист указал на незыблемость позиции Банка России в отношении инфляционного таргета. Регулятор, который любыми способами давит инфляцию, превышающую 4%, «начнет зажимать экономику по другим каналам», предупредил экономист.
По его словам, «подобные налоговые манипуляции должны продумываться, моделироваться, требовать более серьезной аналитической проработки, чем это происходит сейчас».
Кстати, мнения аналитиков относительно темпов роста расходятся: начальник управления операций на российском рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко, например, считает, что рост розничных цен ограничится 3%, а управляющий партнер Management Development Group Inc Дмитрий Потапенконе исключает, что цены могут вырасти на 11 - 13%.
Удар по добавленной стоимости. Кому больно?
Специалисты отмечают, что рост налога на добавленную стоимость прежде всего коснется тех отраслей, которые эту добавленную стоимость создают. Экспортеры от НДС освобождаются, а значит, основной удар придется на сферы, посредством которых и планировалось осуществлять диверсификацию экономики.
В эфире «Царьграда» экономист, профессор Финансового университета при правительстве России Михаил Ершов отметил, что в результате наша «давняя задача» по повышению качества роста не будет решаться. «Значит, сам рост будет тормозиться, а его качество будет опять возвращаться к сырьевому профилю», - указал он.
По словам руководителя Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василия Колташова, рост налоговой ставки способен негативно повлиять на экономику страны, где «в настоящий момент наблюдается оживление».
«Это оживление довольно хрупкое, и обращаться с ним надо бережно», - заявил эксперт Царьграду. По его словам, повышение НДС усиливает нагрузку и на производителей, и на потребителей. В. Колташов также отметил, что страшен не рост НДС сам по себе, а совокупность негативных факторов влияния на бизнес-среду, среди которых и усиление фискальной нагрузки.
Ранее организация «Опора России», объединяющая представителей малого и среднего бизнеса, обратилась в Госдуму с предупреждением, что повышение НДС еще больше усилит и без того высокую нагрузку на фонд оплаты труда, что явно не будет способствовать «обелению» зарплат. Суммарная налоговая нагрузка на бизнес (47,4%) в России на 7,2 % выше, чем в среднем по миру, указал уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов. По налоговой нагрузке на фонд оплаты труда наша страна в 2,2 раза превышает среднемировой показатель, указал он.
Могло быть и хуже
Приемлемыми компенсационными мерами бизнес-сообщество считает не только смягчение контроля и отмену только-только введенного налога на движимое имущество, но и снижение страховых взносов, которое, кстати, некогда обсуждалось в правительстве.
Напомним, что в процессе поисков властями возможных источников средств на реализацию майского указа звучали предложения по увеличению НДФЛ с 13% до 15% и введению налога с продаж в размере 4%.
Решение в пользу роста НДС принято, прежде всего, по причине хорошего администрирования этого налога, прозрачность которого обеспечивает специальная автоматизированная система НДС-2. Как только решение о выборе тактики «отшлифовки» налоговой системы было принято, споры о других возможных неприятностях для бизнеса поутихли, в связи с чем экономисты напоминают о существовании большего зла.
Если выбирать между повышением НДС, НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, то первое теоретически более благоприятно, поскольку в наименьшей мере влияет на решения экономических агентов. Кроме того, налоговая определенность, которой наконец-то дождался бизнес, повысит активность предприятий в области принятия инвестиционных и кадровых решений, а также придаст уверенности в завтрашнем дне, рассуждают эксперты.
Тем не менее рост налоговых ставок негативно повлияет на макроэкономические показатели, в частности отзовется ростом инфляции и скажется на доходах граждан. Эффект повышения НДС учитывает новый прогноз Минэкономразвития: снижение темпов роста ВВП в 2019 году до 1,4% с нынешних 1,9%, замедление роста инвестиций с 3,5% до 3,1% и падение темпов роста реальной заработной платы с 6,3% до 1%. Годовой темп роста потребительских цен увеличится с нынешних 2,3% до 4,3% концу 2019 года.
В своем комментарии главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова указала: следует понимать, что повышение НДС - это как разовый шок. «После того как он будет инкорпорирован в уровень цен и в бизнес-проекты компаний, его последствия будут исчерпаны», - считает она. «Иными словами, негативные эффекты от повышения НДС - это вопрос начала - середины 2019 года».
По планам властей дополнительные средства, полученные от повышения НДС, будут направлены на здравоохранение, образование, цифровизацию экономики и развитие инфраструктуры, пообещали в правительстве. Как ранее отметил в беседе с Царьградом член Общественной палаты, председатель общественной организации «Российский союз налогоплательщиков» Артем Кирьянов, «повышение НДС - это наименьшее из зол». По его словам, финансирование социальных обязательств должно осуществляться в том числе и из кармана налогоплательщика.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Юлия Катенева
Источник: https://tsargrad.tv/articles/povyshenie-nds-menshee-iz-zol_148619