РИА Катюша: Правительство и нефтяники обвиняют друг друга в удорожании бензина (Россия: Правительство) (28.05.2019)
Еще не началось лето, а «хитрый план Медведева» с налоговым маневром уже дал трещину, как мост Кличко, и, несмотря на договоренности и субсидии в 450 млрд рублей, нефтяники подняли оптовые цены на бензин сразу на 20%, вслед за ними пойдет вверх и розница.
Об очередном резком скачке цен на бензин сообщил Независимый топливный союз (НТС), который предупредил, что с 15 апреля по 15 мая цены выросли в среднем на 20%, по данным биржевых сводок на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ): АИ-92 — на 23%, АИ-95 — на 18,5% и на дизельное топливо — на 2,5%; в Саратовской области: АИ-92 — на 11,2%, АИ-95 — на 10,4%. Рост произошёл несмотря на заключённое между государством и нефтяниками соглашение о заморозке цен. И это далеко не предел — по прогнозам, к июлю цены возрастут еще на 13%. Президент НТС Павел Баженов предупреждал вице-премьера Козака о надвигающейся тенденции. Баженов в письме отметил, что если не предпринять мер, то может повториться «вал» 2018 года.
Притом в эфире канала «Царьград» он открыто обвинил в этом наше креативное «успешное» правительство. По его словам, в свете того, что Минфин упёрся в вопросе корректировки демпфирующего механизма, избежать повышения цен на бензин фактически невозможно. Потому на рынке и наблюдается такая ситуация. «Если скорректировать демпфирующую составляющую, то могло быть шаткое равновесие на рынке. И за текущую ситуацию несёт ответственность Правительство России — и в первую очередь Минфин, которому надо больше зарабатывать для бюджета», — сказал Баженов в программе «Пронько. Экономика». При этом, подчеркнул глава Независимого топливного союза, все понимают, что ситуация после скачков оптовых цен в рознице к июлю будет нестабильной.Об очередном резком скачке цен на бензин сообщил Независимый топливный союз (НТС), который предупредил, что с 15 апреля по 15 мая цены выросли в среднем на 20%, по данным биржевых сводок на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ): АИ-92 — на 23%, АИ-95 — на 18,5% и на дизельное топливо — на 2,5%; в Саратовской области: АИ-92 — на 11,2%, АИ-95 — на 10,4%. Рост произошёл несмотря на заключённое между государством и нефтяниками соглашение о заморозке цен. И это далеко не предел — по прогнозам, к июлю цены возрастут еще на 13%. Президент НТС Павел Баженов предупреждал вице-премьера Козака о надвигающейся тенденции. Баженов в письме отметил, что если не предпринять мер, то может повториться «вал» 2018 года.
«Опт растёт стремительно, мы видим динамику, даже более серьёзную динамику, чем она была в том же периоде в 2018 году. К чему это привело, мы помним, поэтому мы бьём в колокола», — сказал он, отметив, что в любом случае подорожание топлива ляжет на плечи потребителей. Основная претензия со стороны нефтяников — Правительство пообещало деньги за сдерживание цен, а вместо этого им влепили повышение акцизов и экспортных пошлин.
Повышение цен зафиксировала и ФАС. Но ФАС обвинила уже нефтяные компании и выяснила, что они не выполнили требование вице-премьера Дмитрия Козака о заморозке цен на топливо на российском рынке. Правительство продлило трёхмесячное соглашение о стабилизации цен до 1 июля. Решение было принято ещё в конце марта. Нефтеперерабатывающие предприятия должны были увеличить поставки бензина и дизтоплива на 2% по отношению к уровню 2017 года. Однако крупнейшие производители не выполнили требование и вместо этого нарастили экспорт.
РИА «Катюша» уже рассказывала о ситуации на рынке бензина, где у нас второй год идет эксперимент с «налоговым маневром». Для понимания того, о чем речь и при чем тут «налоговый маневр», объясним простым языком. Представим, что литр нефти на мировых рынках стоит 100 рублей. До весны прошлого года у корпораций был выбор — продать нефть на НПЗ внутри страны или за границу. При продаже за границу корпорация должна была отдать государству со 100 рублей пошлину за экспорт нефтепродуктов 59%, или 59 рублей от 100 — и это помимо прочих налогов и вычетов. Сумма становилась гораздо меньше, а выгода не такой заоблачной, потому многие предпочитали вкладывать в производство бензина дома. «Хитрый план» состоял в том, чтобы сократить пошлину до 30%, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) поднять в два раза без разницы, куда их продаешь — хоть сам ешь. А если выбирать больше не нужно, равно как и заморачиваться с переработкой бензина, то проще продать за границу, а здесь сравнять цены или не продавать совсем.
Смысл сего был понятен и плохо скрываем — Правительство решило пополнить бюджет за счет доходов от экспорта и повышения цен внутри страны до мировых, правда, умерив немного аппетиты производителей бензина снижением акцизов. Просто, как рассказал ныне выехавший после ареста друга Абызова, курировавший ТЭК бывший вице-премьер Дворкович, нефтяники слишком резко рванули, тогда как повышение цен до мировых планировалось постепенно. «Если бы были четкая работа (во время смены правительства в мае), четкое управление ожиданиями, можно было бы просто распределить в гораздо более длительный промежуток времени этот накопленный потенциал, сгладить динамику цен», — заявил он в прошлом году.
Вот только, как мы уже отмечали, «хитрый план» дал сбой, цены рванули выше, чем хотелось бы Дворковичам и Медведевым, и теперь приходится убеждать нефтяников не гнать все за границу. Так, 24 апреля в Министерстве финансов России заявили, что нефтяные компании получат компенсацию из средств Фонда национального благосостояния в размере 400-450 млрд рублей для сдерживания цен на топливо. То есть в итоге «налогового маневра» правительство вынуждено платить из полученной выгоды обратно в корпорации, полностью сметая смысл «хитрого плана». Зато Козак отчитался, что договорился не поднимать цены на бензин аж до конца второго квартала, то есть до уборки урожая. И тут выясняется, что то ли Минфин не заплатил, то ли деньги пошли не на производство бензина, но цены уже рванули, и теперь если Правительство не хочет бензиновых бунтов (повышение цены на 20% — это, для понимания, в районе + 8,4 рубля за литр АИ-92 и 9 рублей за литр АИ-95, что может вызвать волнения посильней мусорной реформы), то либо будет платить нефтяным компаниям еще из Фонда национального благосостояния, куда вроде как откладывают деньги на «прорыв», либо может свернуть свои договоренности в трубочку и далее по известному маршруту.
Притом вообще не факт, что, даже договорившись о компенсации, компании не повысят цены, ибо грядет их «золотая пора» — уборка урожая, где земледельцы будут покупать топливо вообще по любой цене или останутся без зерна. Это повышение — привычное сезонное явление, об этом у нас все знают, и, несмотря на ежегодные обещания разобраться, всех ответственных лиц данная ситуация устраивает, тем более, что Правительство зачастую субсидирует фермерам разницу в стоимости ГСМ, то есть опять же субсидирует нефтяные компании, только теперь уже косвенно. Но в этом году, выходит, они получат сразу две субсидии, да еще и на автолюбителях неплохо наварят. Тогда не понятно, о чем договаривался Козак и почему государственные деньги не ушли по назначению?
Решить вопрос раз и навсегда мог бы закон о регулировании цен на бензин, который пытались принять в Госдуме в начале апреля в законопроекте № 527071-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части государственного регулирования цен на автомобильный бензин и дизельное топливо»был успешно «провален» голосами «Единой России» в первом же его чтении. В результате имеем, что имеем, зато Дмитрий Анатольевич может снова похвастаться, какой он хитрый план придумал.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
РИА Катюша