Алексей Верхоянцев: Правительство пообещало помощь крупному бизнесу, наплевав на малый и средний (08.11.2018)
Правительство России готово поддержать крупные российские компании, которые подпадут под новые санкции США, заверил премьер-министр России Дмитрий Медведев.
«Всё это неприятно и, конечно, заставит нас определенные решения принимать в случае необходимости, в том числе и по поддержке отдельных компаний, если они окажутся под такого рода санкциями», — сказал глава правительства.Медведев констатировал, что Россия к санкциям приспособилась, получила определенный простор, чтобы совершенствовать свою экономику, создавать новые хозяйственные механизмы. «Поэтому в случае введения новых санкций ничего критичного не произойдет, я в этом уверен, но всё это неприятно», — заключил Медведев, подчеркнув, что российская экономика всё выдержит.
При этом, как следует из слов премьера, речь о поддержке малого и среднего бизнеса не идёт. То есть правительство снова делает ставку на поддержку компаний, которыми владеют олигархи.
— На мой взгляд, поддержка государством только крупного бизнеса — это неправильно, — говорит кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. — Впрочем, курс на вытеснение малого и среднего бизнеса у нас начался ещё в 90-е годы. Тогда была сделана ставка правительством реформатов на крупный капитал. Малый бизнес с того времени крутится как может, а с середины «нулевых» годов и вовсе постепенно стал сходить со сцены, оттесняемый различными монополистами. Небольшие магазинчики, к примеру, не выдерживают конкуренции с крупными торговыми сетями, всё больше монополизируются многие сферы производства. Мы видели, как в Москве мэр Собянинсотнями уничтожал небольшие предприятия торговли и общепита под предлогом борьбы с самостроем.
В целом тенденция по зажиманию малого бизнеса лишает экономику динамизма и эффективности, тут я согласен с мнением большинства специалистов. Плюс к этому становится ещё более вопиющей разница в доходах между бенефициарами доходов крупных компаний и остальными гражданами. Это создаёт высокий уровень социального напряжения, не пускает в бизнес молодых энергичных людей, поскольку у них нет денег на подъём своего дела. И они вынуждены искать себя на Западе или в каких-то полукриминальных структурах.
«СП»: — Почему у нас каждый раз, когда начинаются трудности в экономике, правительство первым делом старается помочь бюджетными деньгами именно крупному капиталу, хоть у него, по идее, должна быть своя «подушка безопасности»?
— Да, интересы крупного бизнеса в приоритете у правительства России. А о том, чтобы всерьёз индексировать пенсии, когда рубль упал чуть ли не в два раза, никто в правительстве даже не заикнулся.
Это явный признак того, что наше правительство является классовым — оно защищает интересы крупного капитала. В приоритете несколько десятков тысяч человек. А всё остальное население России воспринимается, как балласт, который путается под ногами. Именно отсюда политика по всяческому урезанию льгот, повышение пенсионного возраста и т. д. Неудивительно, что такую власть люди начинают воспринимать, как чужую. Эта пропасть между богатыми и бедными растёт, что чревато со временем складыванием революционной ситуации, чего хотелось бы избежать.
«СП»: — А в США и других в развитых странах сейчас имеет место практика поддержки малого бизнеса государством в период кризиса?
— На Западе рынок развивался поступательно многие сотни лет. И малый бизнес там занимает свою нишу. Существуют и отлаженно работают антимонопольные службы. Через независимые суды мелкий бизнес может защитить свои права в случае необходимости. Конечно, там тоже существуют проблемы. Но в целом, конечно, не такие, как у нас.
— Мы не раз уже наблюдали: как только вводятся санкции, к правительству тут же прибегает толпа олигархов, — продолжает тему президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — И тут же они просят, почти требуют возместить им убытки чуть ли не в объёме больше, чем потеряли. При этом во многих случаях возникает вопрос: а по чьей вине они потеряли деньги? Они же сами вывели их за рубеж, а потом лишились. Есть ли здесь основания для помощи?
В апреле этого года министр финансов Антон Силуанов даже отказался назвать сумму, которую государство собирается потратить на спасение крупных частных компаний. Нам так и не сказали, какие деньги потратило государство. А в бумагах, направленных в правительство был список с требованием множества бонусов — снижением или отменой налогов, принудительной покупкой продукции и т. д.
«СП»: — То есть накопленные от продажи углеводородов деньги, снова пойдут на поддержание компаний олигархов?
— Да, вместо того, чтобы проводить осмысленную политику по развитию экономики, у нас деньги собираются в кубышку или выводятся из страны. Средний, малый бизнес, как и всё население, посажены на диету, зато крупным компаниям отказа в поддержке нет. Получается, что у олигархов нет серьёзного стимула улучшать методы ведения бизнеса в условиях санкций. Зачем? Они и так знают, что получат поддержку от государства. При этом многие убытки могут быть списаны на санкции, хотя они возникли по другим причинам.
«СП»: — Нужны ли меры поддержки малого и среднего бизнеса в условиях санкций?
— Об этом примерно год назад говорил президент Владимир Путин. Правда, я не вижу, чтобы что-то делалось в этом направлении со стороны государства. Пока что по всем показателям, как в количественном отношении, так и в качественном, малый бизнес в России деградирует: уменьшается выручка, число занятых в нём, доля в бюджете страны и т. д. Безусловно, необходима серьёзная программа, чтобы переориентировать значительную часть населения, чтобы она была вовлечена в малый и средний бизнес. Иначе в условиях санкций и экономического кризиса многие работники у нас будут просто оставаться без работы и деградировать.
Ясно, что государство не собирается само что-то давать, так хотя бы убрали многие барьеры, и дали людям зарабатывать сами. Вместо этого принимаются странные законы, вроде закона о самозанятых, явно не мотивирующего людей самостоятельно заниматься какой-то деятельностью, приносящей прибыль. Хотя, я считаю, что в ситуации кризиса, с малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей можно было бы просто снять все налоги.
Для среднего бизнеса тоже нужны определённые льготы, поскольку он не способен выжить в нашей стране, где сильный налоговый и административный пресс, а также всё очень монополизировано. Кроме того, согласно статистике, инвестиции для развития бизнеса у нас предприятия делают по большей части не из привлечённых источников, а из собственных средств. А это могут позволить себе только крупные компании. У среднего бизнеса таких возможностей очень мало.
Пока я не вижу, что что-то может измениться в этой сфере. Правительство у нас бухгалтерское по своей сути. Оно плохо понимает, как зарабатываются деньги. Там заправляют выходцы из Минфина, у которых главный подход — выжать как можно больше денег. А выжимать как раз легче из среднего и малого бизнеса, чем из крупного, у которого много «заступников».
— Наше правительство в очередной раз выбирает не самый правильный, а самый удобный путь, — считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Гораздо легче пасти «слонов», чем «тараканов». При этом всем понятно, что крупный бизнес у нас плотно аффилирован с государством. Не спорю, что определённая логика в решении правительства есть, поскольку там, где работает большой завод, выживут и несколько маленьких магазинов. То есть крупный бизнес плотно завязан с малым и средним.
В любом случае, усиление санкций, видимо, приведёт к тому, что покупательная способность населения снизится, а это всегда ударяет по малому и среднему бизнесу в первую очередь. Поэтому нужны меры по поддержке малого бизнеса.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Алексей Верхоянцев
Источник: https://svpressa.ru/economy/article/215389/