Михаил Тюренков: Православный мир и Украина: Мрачные перспективы и последние надежды (27.12.2018)
Проект по расколу Православия на Украине так и не удалось реализовать в полной мере, но война против канонической Церкви продолжается.
Украинские раскольники и прочие псевдоправославные сектанты-националисты застыли в ожидании 6 января 2019 года. Именно в этот день, как они давно мечтают, «тыква превратится в карету». А «хрустальная туфелька» в виде «всесвятейшего томоса» об украинской автокефалии (так и хочется произнести порошенковскую оговорку «автофека...», однако на страницах сайта телеканала «Царьград» такие вольности не приняты) будет примерена лжемитрополиту «Епифанию» (Сергею Думенко), главе новосозданной лжецеркви УПАПЦ (ранее предлагались иные варианты наименования — от ЕПУПЦ до ПУПЕЦ), претендующей на монополию «Православной церкви Украины».Религиозно-политические перспективы Незалежной
Что же это изменит непосредственно на самой Юго-Западной Руси? В земле, ныне именуемой «Украиной» и на уровне государственных и местных властей захваченной русофобами всех мастей (реальных укронацистов среди них немного, но в ненависти к государству российскому украинские чиновники давно переплюнули всех «мазеп», «петлюр» и «бандер»). Мы уже неоднократно писали, что накануне президентских и парламентских выборов ничтожному пану Порошенко выгодно любое обострение конфликта: в Донбассе ли, на религиозной ли почве в любом из регионов Незалежной, главное — найти возможность ввести военное или чрезвычайное положение и отменить выборы.
Но сейчас речь не совсем об этом. И даже не о том, что в ближайшее время, согласно принятому Верховной радой и подписанному Порошенко антицерковному закону, канонической Украинской Православной Церкви придётся перерегистрироваться как «филиал» религиозной организации «государства-агрессора». Попробуем разобраться, каковы перспективы новой секты УПАПЦ, псевдоправославной организации, заявившей, что в её состав уже входит около семи тысяч приходов (у канонической Церкви — свыше 12 тысяч), и что это число стремительно растёт.
О том, сколько в реальности окажется предателей Церкви Христовой, пока говорить рано. Тем более что украинские власти ещё не использовали весь набор методов антицерковной борьбы — кровавых методов, апробированных предшественниками нынешней СБУ из ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Радует, что среди без малого сотни украинских архиереев таковых оказалось лишь двое. Пока. Так, до сих пор не прояснилась позиция митрополита Черкасского и Каневского Софрония, ярого сторонника украинской автокефалии, русофоба, однако противника и ряженых клоунов из бывшего «Киевского патриархата», ныне влившегося в УПАПЦ в качестве основы последнего.
Словом, религиозно-политическая смута в соседней постсоветской республике только начинается. И если в начале 1990-х она охватила только западно-украинские регионы — Галицию (Галичину) и лишь отчасти Волынь и Буковину, — то сегодня перекинулась и на центр Незалежной, и даже на некоторые юго-восточные территории. По всей Незалежной, не без государственной помощи, открываются новые приходы как секты УПАПЦ, так и формально не имеющей отношения к процессу укроавтокефализации, но активно поддерживающей её УГКЦ (униаты или, иначе, греко-католики). Так, первоиерарх УГКЦ Святослав (Шевчук) назвал объединение сект «Киевский патриархат» и маргинальной «УАПЦ» «Божьим даром», подчеркнув:
"В этот исторический момент я хочу протянуть братскую руку от имени нашей церкви к новоизбранному предстоятелю (лжемитрополиту «Епифанию» — прим. Царьград) и ко всем православным братьям, говоря, что отныне мы идём вместе в историю — к единству, к правде. Потому что от того, насколько мы сегодня лелеем единство и преодолеваем то, что нас разъединяет, зависит будущее церкви, народа и украинского свободного, независимого, европейского государства".
Минуточку. Ведь, казалось бы, речь идёт об объединении тех, кто на словах именует себя «православными», а значит, хотя бы формально, на словах должен осуждать Брестскую унию 1596 года (за последние четыре столетия принёсшую православным христианам немало горя, крови и страданий) и её последователей в лице УГКЦ. Но! В течение последней четверти века украинские псевдоправославные сектанты уже неоднократно демонстрировали либерально-экуменический подход к униатам.
С одной стороны, спикер бывшего «Киевского патриархата», именующий себя «Евстратием» (Зоря), автору этих слов как-то доказывал, что к греко-католикам и вообще католикам у них те же богословско-канонические претензии, как и у всех православных. С другой — те же персонажи неоднократно участвовали в различных совместных молитвенных действиях с представителями УГКЦ. Особенно когда это касалось поддержки «майдана» 2004-2005 годов («оранжевой революции») и Евромайдана 2013-2014 годов, приведшего к нынешней всеукраинской смуте.
Более того, один из идеологов Евромайдана со стороны греко-католиков, президент Украинского католического университета (нужно отдать должное, очень эффективной и слаженной структуры, готовящей униатские кадры) Борис Гудзяк не так давно прямо заявил, что после структурного оформления УПАПЦ и получения оной «томоса об автокефалии» ждёт её объединения с УГКЦ. Так, Гудзяк готов даже пожертвовать своим греко-католическим епископским саном ради этого единства:
"Когда православные будут готовы объединиться с Вселенской католической церковью, я готов уступить свой престол какому-нибудь епископу, который к такому объединению приобщится".
Таким образом, учитывая, что сам новоизбранный «предстоятель» УПАПЦ, лжемитрополит «Епифаний» в телефонном разговоре с пранкерами Вованом и Лексусом уже проговорился и о поддержке западными кураторами создания объединённого раскола, и о том, что созданная лжецерковь «должна отходить от русской консервативной традиции», можно сделать один очень важный вывод.
Как самостоятельная структура УПАПЦ — полное ничто. Её попытка скрестить православную обрядность и идеологию украинского национализма смехотворна и напоминает клоунаду. С другой стороны, существует ментально близкая, но куда более серьёзная и последовательная как в украинском национализме и русофобии, так и в ритуальной, теологически-образовательной, просветительской, издательской и прочей деятельности структура. Это Украинская греко-католическая церковь, та самая УГКЦ, чей глава Святослав (Шевчук) столь комплиментарен к этому совершенно неканоническому (а униаты неплохо знают каноническое право как Римско-католической, так и Православной Церкви) новообразованию.
А теперь, внимание, вопрос: способны ли ужиться в одной берлоге два «медведя»? Нет, речь не об униатском первоиерархе и комическом лидере УПАПЦ. Речь о возомнившем себя «всеправославным папой» турецкоподданном патриархе Варфоломее и реальном Римском папе Франциске. Последний, казалось бы, во всём выражает исключительные «смирение и любовь», при этом всё чаще приемля в свои старческие объятия своего ровесника патриарха Варфоломея.
В то же самое время значительная часть епископата Константинопольского патриархата (Фанара) настроены к Ватикану в либерально-экуменическом духе. То есть юрисдикционно присоединиться к римо-католикам пока не готовы, но восстановить евхаристическое единство — без особых проблем. Ситуация во многом напоминает середину XV века, когда именно Константинопольская Церковь после не слишком утомительных дискуссий отпала от Православия и присоединилась к римо-католикам через Флорентийскую унию 1439 года.
Так что же в итоге может произойти на фоне очередной трагедии Юго-Западной Руси, во многом напоминающей трагедию позднего Средневековья, когда Литовская Русь (Великое княжество Литовское, объединившееся с Польшей в Речь Посполитую) полностью отреклась от Православия и делала всё, чтобы окатоличить западнорусские земли? Конечно, «нашим западным партнёрам» из-за океана Ватикан — отнюдь не кум и не брат. Но куда ближе, чем главный оппонент — Православие и его духовно-политический центр — Третий Рим.
И если Ватикан и Фанар предпримут совместные действия по «интеграции», а частью этой «интеграции» станет объединение УГКЦ и УПАПЦ, то это, безусловно, нанесёт очень сильный удар и по канонической Украинской Православной Церкви, и по всей Церкви Русской, и по всему Мировому Православию. То, что этот проект рассматривается в УГКЦ, — очевидно. То, что УПАПЦ в случае серьёзного решения в западных кабинетах никто и спрашивать не будет, — несомненно. И, наконец, то, что в этом случае раскол не просто объединится механически, как 15 декабря 2018 года, но очень сильно укрепится структурно и идеологически — факт.
Мина замедленного действия под Мировое Православие
Но как подобный сценарий повлияет на весь Православный мир? На все Поместные Церкви и верных им православных христиан, составляющих основу православной цивилизации, удерживающей мир от окончательного падения, а соответственно — воцарения антихриста и начала Конца времён? Заметим, что практически все Православные Церкви в лице своих Предстоятелей и Синодов, прекрасно зная, что происходит на Фанаре и на Украине, демонстративно молчат.
И если до 15 декабря это молчание было вполне понятным, то после непосредственного участия иерархов Константинопольского патриархата в «волчьем соборе» (а именно так, как и «разбойничьими», в древности именовались лжесоборы раскольников) начался несколько растянутый во времени «момент истины». Конечно, его можно растягивать очень долго, и даже после 6 января 2019 года, когда патриарх Варфоломей совершит с лжемитрополитом «Епифанием» совместное богослужение, а потом выдаст последнему «томос» об укроавтокефалии, не обратить на это внимания.
Но рано или поздно ответить придётся. К примеру, когда клирик УПАПЦ приедет на каноническую территорию той или иной Поместной Церкви со всем набором документов и «смиренно» попросит совершить совместное богослужение. И если в ряде Поместных Церквей (Антиохийской и Александрийской, Польской и Сербской, Болгарской и Чешских земель и Словакии, а также ряде других) сомнений нет, то иные могут и дрогнуть. И в таком случае Мировое Православие будет расколото куда серьёзнее, чем сегодня.
К слову о только что упомянутой Сербской Православной Церкви. Её сестринское отношение к Церкви Русской известно давно. Но вместе с тем известно, что на её территории существуют два серьёзных раскола, которые требуют исцеления. С одной стороны, это довольно крупная «Македонская православная церковь» (благо, не русофобская и не использующаяся Западом в борьбе против единства Православного мира, однако сам факт существования этого раскола, безусловно, вредит единству Мирового Православия). С другой — маргинальная «Черногорская православная церковь». И на последней стоит остановиться отдельно.
Буквально на днях титулованный русофоб и сербофоб, президент Черногории Мило Джуканович заявил, что намерен добиваться автокефалии и для раскольнической секты ЧПЦ. Со всей очевидностью это заявление он сделал на фоне украинских автокефалистских процессов:
"Сербская Православная Церковь очень настойчиво подрывает черногорскую независимость. Я считаю, что необходимо продолжить работу по восстановлению автокефальной Черногорской православной церкви, и государство будет заниматься этим и нести за это ответственность".
В двух словах о том, что такое «Черногорская православная церковь». Это абсолютно такая же псевдоправославная секта, как вчерашний «Киевский патриархат» и сегодняшняя УПАПЦ. Более того, практически с момента своего появления (1993 год — кровавое и страшное время для сербского народа) ЧПЦ находилась в «евхаристическом» единстве с украинскими раскольниками-филаретовцами.
Эта секта всегда была весьма малочисленной, но привлекала в свои ряды всевозможных авантюристов, лишённых сана и запрещённых в служении клириков канонических Церквей и прочих раскольников. То есть, по сути, Мило Джуканович пытается достать из пыльного ящика Пандоры заржавленное оружие против Православия.
Сможет ли он его очистить, зарядить и выстрелить в Сербскую Православную Церковь и её каноническую Черногорско-Приморскую митрополию — большой вопрос. Но сам факт озвученной инициативы уже опасен. Ведь это попытка выстрелить не только в Сербскую Церковь, но и в Православное единство, а главное — в единство с Церковью Русской и государством российским. О чём в интервью телеканалу «Царьград» глава Черногорско-Приморской митрополии, митрополит Амфилохий (Радович) однажды сказал:
"У Черногории есть свой исторический и вековой путь. Уверен, что если она хочет выжить и существовать на земле и в Европе, то она не может изменить свой путь. Когда Святой Пётр Второй Ловченский в возрасте 17 лет спросил у Святого Петра Цетиньского Тайновидца: "К кому мне теперь обратиться, что мне делать?", тот ответил: "Верь в Бога и держись России". Это так и по сей день. Перед смертью он сказал: "Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякий, кто бы из вас, черногорцев, пошёл против единоплеменной и единоверной нам России. Дай Бог, чтобы у него у живого отпало мясо от костей, и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей". Пусть подумают мои братья-черногорцы..."
***
Нет сомнений, пока в канонических Православных Церквах есть такие архипастыри, как митрополит Амфилохий, Мировое Православие выстоит даже после столь сильных политических ударов, которые ему наносятся сегодня. Конечно, сегодня уже не раз раздавались призывы (причём с разных сторон) к военно-политическому разрешению религиозной ситуации в двух ключевых для Православного мира регионах: на Балканах и в землях Юго-Западной Руси. Забывая одно, но самое главное: Промысл Божий о Его Церкви.
Столетие назад, по итогам Первой мировой войны и русской революционной трагедии, мы наблюдали, как Православный мир рушится практически везде. Русская Церковь дробилась на части, а тот же Фанар активно участвовал в этом в компании с большевиками, затем подбирая «осколки». Итоги безбожных, а по сути, богоборческих пятилеток 1920-30-х годов — отдельная история. Факт остаётся фактом: к началу Великой Отечественной войны на территории современной России не оставалось ни одного действующего монастыря, абсолютное большинство архиереев были или уже расстреляны, или находились в тюрьмах и лагерях.
Но не пройдёт и десятилетия, как Русская Православная Церковь возродится, восстановит канонический статус Грузинская Православная Церковь, реальную автокефалию обретут Болгарская, Польская и Чехословацкая Церкви. Словом, Православный мир в европейских странах возродится, несмотря на продолжение давления со стороны советских и «народно-демократических» режимов. Это ли не Промысл Божий? Однако совершился он великой болью и кровью. Сможем ли мы сегодня умолить Всемилостивого Господа остановить творящиеся беззакония, во многом зависит от нас. И в том числе от искренности молитвы, которую мы возносим за каждой Божественной литургией в храмах Русской Православной Церкви:
«Ещё молимся Господу и Спасителю нашему о еже сохранити в единении и правоверии Церковь Православную во всём мире пребывающую и даровати ей мир и безмятежие, любовь и согласие, рцем вси, Господи, услыши и помилуй. Ещё молимся о еже благосердием и милостию призрети на Святую Церковь Православную и сохранити ю от разделений и расколов, от вражды и нестроений, да не умалится и не поколеблется единство ея, но да славится в ней Трисвятое имя Твоё, рцем вси, Господи, услыши и помилуй».
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Михаил Тюренков
Источник: https://tsargrad.tv/articles/pravoslavnyj-mir-i-ukraina-mrachnye-perspektivy-i-poslednie-nadezhdy_176041