Архимандрит Дамаскин (Орловский): «Предпочитаю разделение свободных — единению рабов». Памяти священноисповедника Романа (Медведя) (08.09.2016)
8 сентября Русская Православная Церковь празднует память священноисповедника Романа (Медведя).
Священнику, ставшему известным духовником и в особенности уже создавшему большую и прочную церковную общину, в основе которой лежит частая исповедь духовных детей, непросто бывает удержать гармонию духовного руководства и не налагать узы на свободу вверившихся его водительству. Ему самому надо иметь прочный христианский стержень и апостольскую твердость, чтобы, просвещая и утверждая во Христе, не поработить чужой воли. Этим редкостным даром вполне обладал священноисповедник Роман.
Объясняя свою пастырскую позицию, он писал из заключения дочери: «Дорогая Ирочка!.. Я хотел бы, чтобы ты знала и усвоила мои подлинные убеждения и свойства; примерно с 20–24-летнего возраста я сознательно уважаю и ценю всякого человека, и всю жизнь боялся сделать кого-либо своим рабом, и внешне и внутренне боюсь кому-либо причинять боль, насилие. Убеждать мое дело, принуждать не могу.Священнику, ставшему известным духовником и в особенности уже создавшему большую и прочную церковную общину, в основе которой лежит частая исповедь духовных детей, непросто бывает удержать гармонию духовного руководства и не налагать узы на свободу вверившихся его водительству. Ему самому надо иметь прочный христианский стержень и апостольскую твердость, чтобы, просвещая и утверждая во Христе, не поработить чужой воли. Этим редкостным даром вполне обладал священноисповедник Роман.
Дерзаю сказать, что я любил свою свободу, никогда никому не делался рабом, а посему, думаю, и ценю свободу других: пусть живут по своему уму и по своей совести, и стараюсь никого не осуждать… лучше уйти в сторону… Я могу молчать, научился много терпеть и претерпевать, но, невзирая ни на что, я в своей глубине все тот же, люблю свою свободу, лелею и свободу других; предпочитаю разделение свободных — единению рабов. Впрочем, прости мою философию, мое самохвальство. Почитаю нужным прибавить, что я сознательно склонил свою голову, сердце и всю свою жизнь перед Вечною Истиною и Правдою. И они дороже для меня и меня самого, и всего мира…»
Священноисповедник Роман родился в день праздника Покрова Божией Матери 1 октября 1874 года в местечке Замостье Холмской губернии в семье учителя прогимназии Ивана Иосифовича Медведя. Он учился в Холмской духовной семинарии в то время, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Белавин), будущий Патриарх, оказавший впоследствии ему покровительство и помощь. Окончив в 1892 году семинарию первым учеником, Роман поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Учась в академии, он принял активное участие в духовных беседах в рабочих районах города. В первой же своей беседе, открывая слушателям свое сердечное убеждение, он сказал: «Истинное счастье человека заключается не в богатстве и не в чувственных грешных удовольствиях, а в живом союзе с Богом, в повиновении Церкви Христовой и в мире со своей собственной совестью».
В 1897 году он окончил академию со степенью кандидата богословия. Живя в Петербурге, он познакомился с протоиереем Иоанном Кронштадтским и, став его духовным сыном, ничего впоследствии не предпринимал без его благословения.
По окончании академии Роман Иванович был назначен сначала помощником инспектора, затем инспектором Виленской духовной семинарии и прослужил в этой должности до 1900 года. 7 января 1901 года он сочетался браком с дочерью священника, Анной Николаевной Невзоровой. 3 марта 1901 года Роман Иванович был рукоположен во священника, а в 1902 году назначен в храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Санкт-Петербурге. Во время его служения здесь образовалась многочисленная духовная община и было организовано общество трезвенников.
В 1902 году отец Роман был назначен настоятелем Свято-Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным над храмами всех береговых команд Черноморского флота и вскоре возведен в сан протоиерея.
В 1917 году у них с супругой родилась дочь Ирина. В раннем детстве Ирина тяжело заболела испанкой и девять суток не приходила в сознание, так что Анна Николаевна совсем выбилась из сил, проводя бессонные ночи у постели дочери. И вдруг девочка села на кровати и серьезно произнесла: «Мама, я не умру, ты можешь спать». «А откуда ты знаешь?» — спросила удивленная Анна Николаевна. «А мне сказал мой дядя Вася», — ответила девочка. «Какой дядя Вася? У тебя никакого дяди Васи нет». — «Как же нет?! Это мальчик, в беленькой рубашечке, в черных штанишках с черным пояском. Он мне сказал: “Ты скажи маме, что ты не умрешь, ты долго будешь жить”*. Я его спросила: “Ты кто?” — “Я твой дядя Вася”, — ответил он».
Анна Николаевна обратилась за разъяснениями к мужу. Отец Роман с интересом выслушал ее рассказ и пояснил, что у него действительно был брат, Василий, который умер в том возрасте, в котором видела его Ирина, и похоронен он был в белой рубашке, в черных штанишках с черным пояском. Так Ирине явлено было, что у Бога нет мертвых.
Весной 1918 года ВЧК арестовала настоятеля храма Василия Блаженного протоиерея Иоанна Восторгова, и Патриарх Тихон назначил настоятелем этого славного и знаменитого храма отца Романа и благословил его на создание Братства союза ревнителей и проповедников Православия, которое он и возглавлял затем около десяти лет.
В 1919 году власти закрыли храм Василия Блаженного, и протоиерей Роман стал настоятелем храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Глинищевском переулке.
16 февраля 1931 года сотрудники ОГПУ арестовали протоиерея Романа и около тридцати человек, членов Братства, двадцать четыре из них были приговорены к различным срокам заключения и ссылки. 10 мая того же года протоиерей Роман был приговорен к десяти годам заключения в концлагере.
Находясь в заключении, отец Роман писал своим близким: «…Успокаиваю себя тем, что должны мы жить так, чтобы каждый новый день считать последним в своей жизни (ожидая смерти) или же первым (в движении к совершенству). Напоминаю себе, что мы здесь, в этой жизни, странники, а посему не надо огорчаться временными трудностями пути. Идти все равно надо, а отечество наше — на небесах. Не огорчаюсь и тем, что приходится жить не по своей воле, а так, как здесь приказывают, потому что и по вере моей отречение от своей воли есть первое условие для движения к совершенству…»
26 июля 1936 года протоиерей Роман был освобожден и поселился в Черкассах, где сломал пораженную туберкулезом ногу, что до конца жизни лишило его возможности передвигаться самостоятельно, и Анна Николаевна перевезла его в Малоярославец.
Летом 1937 года гонения на Русскую Православную Церковь усилились, и власти приняли решение о массовом аресте священнослужителей. В конце июля двое сотрудников НКВД пришли в дом, где жил протоиерей Роман, и предъявили Анне Николаевне ордер на арест мужа. В это время у отца Романа открылось легочное кровотечение, и Анна Николаевна сказала: «Вы видите, он умирает. Ну, берите, мне еще лучше будет, не надо будет его хоронить».
Сотрудники НКВД внимательно посмотрели на умирающего священника, и один из них недовольно пробормотал: «Там своих покойников хватает». И они развернулись и ушли.
Протоиерей Роман скончался 8 сентября 1937 года и был погребен на городском кладбище в Малоярославце. 3 августа 1999 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи священноисповедника Романа были перенесены в Москву, в храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе.
* Ирина Романовна дожила почти до девяноста двух лет.
Полные тексты житий новомучеников опубликованы в книгах «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскином (Орловским). Тверь, 2005–2008» и размещены на сайте: www.fond.ru.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Источник: http://foma.ru/