Светлана Гомзикова: «Президент Болтон» едет в Минск к «последнему диктатору Европы» (Сопредельные государства бывшего СССР: Белоруссия) (30.08.2019)
Советник президента США Дональда Трампапо национальной безопасности Джон Болтон на текущей неделе нанесет визиты в Киев и Минск. Об этом сообщает американский журнал Foreign Policy.
Что касается Украины, то Болтон сам анонсировал поездку туда в ленте Twitter. Написал, что «ждет с нетерпением встреч с партнерами», что хочет поддержать реформы президента Зеленского и «его курс на укрепление, и процветание Украины».Вообще, после Байдена, восседающего во главе стола и раздающего указания украинским министрам времен Порошенко, появление Болтона в Киеве кажется вполне закономерным. Хозяин, так сказать, прибыл проинспектировать одну из своих многочисленных колоний…
Ну, и заодно, как сообщило американское посольство, обсудил «защиту промышленности Украины от недобросовестного экономического поведения Китая». Дал, таким образом, видимо, указание антимонопольному комитету «незалежной» ни под каким видом не согласовывать сделку, в результате которой китайские компании Skyrizon и Xinwei Group приобрели накануне более 50% акций украинской «МоторСич».
Другое дело — Белоруссия. Туда американские официальные лица столь высокого звания не заглядывали за последние два десятилетия ни разу.
Чиновники рангом пониже из Штатов наведываются последнее время в белорусскую столицу довольно регулярно. Очередной такой визит состоялся не далее как в середине августа — тогда Минск посетила делегация американских конгрессменов во главе с членом Палаты представителей Конгресса США от штата Иллинойс Майклом Куигли.
До этого в республику прилетал помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл, который назвал Белоруссию «частью бастиона, защищающего от российского неоимпериализма» (в компании «защитников» там еще Украина и Грузия). И, надо сказать, что белорусский президент Александр Лукашенконе стал с этим спорить. Напротив, оценил визит Митчелла, как исторический, «с которого начнется, пусть постепенный и медленный, выход из того состояния, в котором находятся белорусско-американские отношения».
Напомним, что с 2006 года в отношении ряда высокопоставленных белорусских чиновников, в том числе Лукашенко и его сыновей, действуют персональные американские санкции. Кроме того, с 2008 года в Белоруссии нет посла Соединенных Штатов (а в Вашингтоне — белорусского), и его обязанности выполняет временный поверенный.
Так что гость такого уровня, как Болтон, которого за глаза в Белом доме называют президентом Болтоном, это, можно сказать, почти знаковое событие. Тем более что Болтон не только занимает высокий пост, он, как известно, представляет еще самое «ястребиное крыло» американской администрации.
Foreign Policy пишет, что «запланированный визит Болтона является последним признаком размораживания отношений со страной, которую часто называют „последней диктатурой Европы“».
Однако о каких-либо подробностях предстоящей поездки издание не сообщает. С кем советник Трампа намерен контактировать, и какие вопросы стоят на повестке дня, пока неизвестно.
Между тем, по данным Reuters, в Минске Болтона примет президент Лукашенко, что уже подтвердили в администрации белорусского лидера. Встреча, по всей видимости, состоится не раньше четверга.
Что может означать этот визит «ястреба» Трампа к «последнему диктатору Европы», как на Западе часто называют Лукашенко?
Этот и другие вопросы «СП» адресовала члену Совета по межнациональным отношениям при президенте России, специалисту по Украине и Белоруссии Богдану Безпалько:
— Действительно, это первый визит за 20 лет американского политика столь высокого ранга в Белоруссию. Тем более политика, которого с полным основанием считают «ястребом».
Болтон, как известно, очень негативно относится к России и высказывался всегда за самые жесткие меры в отношении нашей страны. Поэтому его визит в Белоруссию вызывает много вопросов.
Очевидно, что сейчас, когда в России все-таки решили мягко, но принуждать Белоруссию к интеграции, Лукашенко обратил свой взор на Запад. Белоруссия не может существовать без помощи и содействия России, поэтому и расчет всей вертикали власти, состоящей из семьи Лукашенко и обслуживающих ее силовиков и политического класса, строится на том, что разворот на Запад осуществлять нужно. Но максимально увеличив тот период, в течение которого Белоруссия пока еще может получать какие-либо экономические бонусы и преференции от России. Это — кредиты (или их льготное обслуживание), дешёвые энергоресурсы, рынок сбыта для белорусских товаров в РФ. Потому что когда трансфер власти в Белоруссии осуществится и Лукашенко развернет свою республику на Запад, экономическая помощь с российской стороны прекратится.
То, что этот разворот на Запад будет означать в той или иной степени украинский сценарий, сомнений нет. Вопрос только в сроках этой трансформации. И, может быть, в некоторых деталях.
Например, превращение республики из президентской в парламентскую. Создание ряда социальных лифтов и инструментов, которые позволят националистам прийти во власть. И благодаря которым интеграция может быть сорвана уже на нынешнем этапе.
Все это тревожные симптомы для нашей страны. Нам бы следовало задуматься, какую политику мы сейчас проводим в отношении республики. Мы ведь по-прежнему продолжаем её финансировать, несмотря на явно недружественные шаги в ряде областей. И мы по-прежнему являемся основными гарантами, как её политической, так и экономической состоятельности.
Так, президент Белоруссии заявил о желании покупать американскую нефть. С точки зрения логистики эта мера абсолютно бессмысленная. Если только не допустить, что это могут быть своповые продажи. Мы же сейчас поставляем в Белоруссию до 22 млн. тонн нефти ежегодно по низкой цене. Поставляем газ по самой низкой цене в Европе. И совершенно непонятно, зачем мы это делаем в условиях, когда эта республика откровенно дрейфует на Запад без всяких майданов, без гражданских конфликтов и без каких-либо масштабных потрясений.
Когда окончательно нам помашут ручкой, мы сядем и будем подсчитывать убытки. Мы будем подсчитывать сотни миллиардов долларов, которые не вложили в свои армию, ВПК, здравоохранение, в свои регионы, в свою социальную инфраструктуру. Это не преувеличение — так масштаб субсидирования оценил МВФ. Подобные оценки приводило издание «Форбс». В нем, в частности, указывалось, что субсидии и дотации Белоруссии оказались равны дотациям и субсидиям всем регионам РФ.
Зачем мы это делаем, я не понимаю…
Об этом стоило бы спросить, например ряд чиновников и экспертов, которые всегда выступали лоббистами Александра Лукашенко и политики интеграции. Но они, к сожалению, нам ничего не ответят. Скорее всего, они будут всячески напирать на необходимость дружбы, интеграции, «братских» отношений между нашими странами и народами, необходимость поддержки «последних союзников» и т. д.
К сожалению, Россия в очередной раз может потерпеть поражение на этом фронте. Потому что при десятках и даже сотнях миллиардах долларов, вложенных в Белоруссию, эта республика постепенно уходит на Запад. Даже несмотря на экономические потери в будущем.
«СП»: — Но Александр Григорьевич, как опытный политик, должен понимать, что как президент он вряд ли интересен американцем, а значит, вполне может разделить судьбу Януковича… В лучшем случае.
— Лукашенко, безусловно, американцам в качестве президента не интересен (как и вся его семья, находящаяся практически в качестве монаршей семьи в Белоруссии). Но американцы могут рассматривать вариант перехода власти и дать Лукашенко и его семье определенные гарантии, даже какое-то место в новой политической элите, синекуру.
Вот этот вариант рассматривает как сам Лукашенко, так и американцы. Будут ли эти гарантии исполнены или нет, сказать сложно, примеры в истории существуют как их исполнения, так и нарушения.
Мы хорошо помним, как американцы бросили на произвол судьбы, например, Хосни Мубарака, который был одним из самых проамериканских президентов на Ближнем Востоке. Помним, чего стоили гарантии, данные, скажем, Слободану Милошевичу (или Радовану Караджичу), для того, чтобы заключить ряд выгодных Западу соглашений на Балканах. И многих-многих других политиков, которых американцы, если не бросили откровенно, то просто уже не оказывают им никакой помощи в росте их влияния и благосостояния.
Посмотрите на Саакашвили, который приезжал на инаугурацию Трампа и наблюдал за церемонией, стоя где-то в кустах. Вспомните карикатурную фотографию этого же политика, сделанную в аэропорту…
Не видно, чтобы как-то сильно благоденствовал первый президент Украины Леонид Кравчук, который, в том числе, участвовал в развале Советского Союза. Или его белорусский коллега Станислав Шушкевич.
Первый и последний президент СССР Михаил Горбачёв — незаметно, чтобы он стал очень богатым или обеспеченным человеком. Хотя должен сказать, что члены семьи Михаила Сергеевича чувствуют себя очень хорошо.
В любом случае, на какой-то из этих будущих вариантов Лукашенко явно рассчитывает, как и на то, что еще один президентский срок в Белоруссии он будет безраздельно управлять этой страной вместе со своими сыновьями. Но ему нужно добиться наиболее приемлемых для себя условий. Поэтому, конечно, он будет сейчас максимально ублажать Болтона.
«СП»: — В чем вообще смысл этого вояжа Болтона по бывшим союзным республикам?
— У Болтона задача очень простая. Сформировать «санитарный» кордон вокруг России, чтобы она не могла пробиться ни к ЕС, ни куда-либо еще — потому что будет окружена со всех сторон враждебными лимитрофами. Это и Белоруссия, и Украина, и Молдавия — маленькая, но все же полезная в этом плане. Это и страны Средней Азии, во многих из которых элиты ориентируются на англо-саксонский мир: помните мэра казахстанского Шымкента, который говорил, что «Лондон — это столица всего мира»? Он немножечко ошибся со столицей, но неважно…
Россию пытаются окружить поясом враждебных государств — или враждебно-нейтральных, или откровенно враждебных, — в котором она должна будет увязнуть, и в котором должна постоянно терпеть маленькие поражения и нести убытки. Ожидается, что России придется употреблять массу усилий — на то, чтобы преодолевать сопротивление этого пояса.
Часто элиты этих республик поступают с экономической точки зрения совершенно нецелесообразно. Яркий пример этому — Украина. Тем не менее, там послушно выполняют команды, потому что подобного рода меры приносят убытки не только Украине, но и главное — наносят ущерб экономике России. Задача тех, кто отдает эти команды — максимизировать эти убытки на всем постсоветском пространстве. Чтобы рано или поздно заставить Россию отказаться от собственного пути развития, пойти на уступки, на переговоры, на компромисс и т. д.
«СП»: — То есть, они все понимают, но с радостью становятся расходным материалом?
— Во-первых, элиты этих стран очень зависимы и находятся под давлением. У них у всех рыльце в пушку и всегда найдется скелет в шкафу, какая-нибудь «голова Гонгадзе», ряд обиженных политиков и элитариев, группа крикливой радикальной оппозиции — которые с радостью сменят элиты нынешние и выполнят все, что от нее потребуют внешнеполитические игроки-спонсоры.
Во-вторых, — давайте, будем честными — во всех этих республиках население удалось одурманить националистическими идеями. В каждой из этих республик в свое время проводили референдум о независимости, где большинство населения выступило «за». В каждой из этих республик выступали с радикальными националистическими идеями, которые мы уже изрядно подзабыли сейчас, во втором десятилетии «нулевых». Но другие люди их хорошо помнят.
В Молдавии, например, требовали «утопить русских в еврейской крови». В Узбекистане призывали русских не уезжать, потому что им «нужны рабы». В Таджикистане русских просто убивали, в том числе и в столице — Душанбе.
Превратить во враждебных лимитрофов пытаются сейчас и тех, кого мы привыкли считать своими союзниками. Например, Армению. Откуда вдруг в Армении, которая экономически зависит от России еще больше, чем Белоруссия, появляется партия «Елкъ» («Выход»)? Партия, которая требует выхода Армении из всех интеграционных структур, выступает за вывод российских военных баз и обвиняет Россию в геноциде армян 1915 г. Это просто абсурдно, не так ли?
Но если проанализировать тенденции, то в каждой из республик можно обнаружить массу подобного.
В том числе и в Белоруссии. Вот, совсем недавно белорусская Академия наук отказалась признавать Тадеуша Костюшко национальным героем Белоруссии. Что справедливо, потому что это поляк, сражавшийся за крепостную Польшу в границах 1772 года, где предки нынешних граждан Украины и Белоруссии рассматривались исключительно в качестве холопов и рабов. Позже, под давлением националистов начали говорить, что, дескать, их «неправильно поняли». Оказывается, Костюшко все-таки «герой».
Это не многим отличается от того, что, скажем, происходит в среднеазиатских республиках.
В Киргизии 16 марта теперь является государственным Днем траура по Туркестанскому восстанию. Но Туркестанское восстание не было столкновением двух военных сил в равном, честном, открытом бою. Это было избиением мирных русских колонистов — женщин, стариков, детей. Если мы почитаем воспоминания современников, то у нас волосы встанут дыбом — потому что убивали и насиловали там даже десятилетних русских девочек. Сейчас же это восстание преподносится как акт борьбы с «русским империализмом».
Молодые люди, которые вырастут на такой исторической памяти — как они будут относиться к России и русским? За ответом далеко ходить не нужно — это опять рядом, на Украине, где выросло уже два поколения на таких «героях», как Шухевич и Бандера, Мазепа, Садык-паша, и тщательно вытравливается вся общая память.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Светлана Гомзикова