ТАСС: Президент утвердил новую редакцию Военной доктрины РФ (27.12.2014)
Документ вносит уточнения в действующую доктрину. Уточнения Военной доктрины Российской Федерации проведены во исполнение решения Совета безопасности РФ от 5 июля 2013 года. Внесенные изменения одобрены на совещании Совета безопасности РФ 19 декабря 2014 года.
Изменения, как предписывала прежняя доктрина, внесены в связи с "изменением характера военных опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения военной безопасности и обороны, а также условий развития Российской Федерации".
В новой редакции Военной доктрины РФ наращивание силового потенциала НАТО отнесено к основным внешним военным опасностям для России. К ним относится наделение Североатлантического блока "глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права", а также "приближение военной инфраструктуры стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока".
В тексте документа к основным военным опасностям в отношении РФ также отнесены создание и развертывание систем стратегической ПРО, "подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции "глобального удара", намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия".
Среди основных военных опасностей обновленная Военная доктрина указывает на развертывание и наращивание иностранных контингентов в сопредельных государствах и прилегающих акваториях, "в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию".
В списке опасностей перечислены применение на территории соседних стран военной силы в нарушение норм международного права, возникновение очагов и эскалация там вооруженных конфликтов, а также установление в сопредельных государствах режимов, чья политика угрожает интересам РФ.
Под основными военными опасностями новая версия доктрины понимает также "территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела".
Документ указывает в общей сложности 14 основных внешних военных опасностей для России, включая подрывную деятельность иностранных спецслужб и организаций, растущую угрозу экстремизма и терроризма в условиях недостаточно эффективного международного сотрудничества в этой сфере, а также распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий.
Наличие иностранных частных военных компаний (ЧВК) рядом с границами РФ определено в новой редакции Военной доктрины как внешняя опасность. В предыдущей редакции от 2010 года слов о ЧВК не было.
"Наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира", - говорится в тексте документа, опубликованном сегодня на сайте Кремля. В предыдущей редакции доктрины этот пункт включал лишь "наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств".
Информационное воздействие на молодежь является одной из основных внутренних военных опасностей для РФ, говорится в новой редакции Военной доктрины РФ. В рубрике документа, где перечислены основные внутренние военные опасности, теперь появился пункт "Деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества".
Также к внутренним военным опасностям теперь отнесены "деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации" и "провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды".
В новой редакции также говорится, что использование финансируемых и управляемых извне политических сил и общественных движений, применение совместно с военной силой других средств, в том числе с использованием протестного потенциала населения, относятся к характерным чертам современных военных конфликтов.
В редакции доктрины 2010 года этих пунктов не было.
Как и в прежней версии документа, доктрина отмечает в современных конфликтах комплексное применение военной силы и других средств, однако теперь уточняется, что речь идет о "политических, экономических, информационных и иных мерах невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций".
В документе появились пункты об участии в военных действиях иррегулярных формирований и частных военных компаний, использовании "непрямых и асимметричных способов действий".
Вместе с тем обновленная доктрина отмечает в современных конфликтах массированное применение высокоточного оружия, беспилотников и роботов, воздействие на противника сразу на всю глубину его территории, а также в информационном и воздушно-космическом пространстве.
Обновленная Военная доктрина РФ не исключает создание совместных систем ПРО с другими странами при равноправном участии России. В предыдущей редакции от 2010 года об этом не говорилось.
К основным задачам РФ по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов отнесено "формирование механизмов взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества в противодействии вероятным ракетным угрозам, включая при необходимости создание совместных систем противоракетной обороны с равноправным российским участием".
Военная доктрина также предусматривает "противодействие попыткам отдельных государств (групп государств) добиться военного превосходства путем развертывания систем стратегической противоракетной обороны, размещения оружия в космическом пространстве, развертывания стратегических неядерных систем высокоточного оружия".
В доктрине дано понятие мобилизационной готовности и определены задачи по ее поддержанию, включены задачи по повышению эффективности военно-патриотического воспитания граждан. Перечень основных задач Вооруженных сил, других войск и органов дополнен положениями о воздушно-космической обороне, обеспечении национальных интересов России в Арктике, а также создании, развитии и модернизации военной инфраструктуры.
В новой редакции скорректированы задачи военно-экономического обеспечения обороны. "В развитии оборонно-промышленного комплекса основной упор сделан на повышение качества и конкурентоспособности продукции военного назначения, создание системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники", - отметили в Совбезе.
В документе получили отражение вопросы расширения взаимодействия со странами - членами БРИКС, развития отношений с Абхазией и Южной Осетией.
"Подчеркнута необходимость поддержания равноправного диалога с ЕС и НАТО, содействия построению в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой модели безопасности", - говорится в доктрине.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
27.12.2014Изменения, как предписывала прежняя доктрина, внесены в связи с "изменением характера военных опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения военной безопасности и обороны, а также условий развития Российской Федерации".
Новые угрозы
Как сообщил официальный сайт Совета безопасности, изменения "в первую очередь касаются появления новых угроз РФ, которые проявились в ситуации на Украине и вокруг нее, а также в событиях на севере Африки, в Сирии, Ираке и в Афганистане". "В борьбе ведущих государств мира за свои интересы типичными стали "непрямые действия", использование протестного потенциала населения, радикальных и экстремистских организаций, частных военных компаний; наращивается наступательный потенциал НАТО непосредственно у российских границ, активно проводятся мероприятия по развертыванию глобальной системы ПРО", - отмечается в сообщении Совбеза.В новой редакции Военной доктрины РФ наращивание силового потенциала НАТО отнесено к основным внешним военным опасностям для России. К ним относится наделение Североатлантического блока "глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права", а также "приближение военной инфраструктуры стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока".
В тексте документа к основным военным опасностям в отношении РФ также отнесены создание и развертывание систем стратегической ПРО, "подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции "глобального удара", намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия".
Среди основных военных опасностей обновленная Военная доктрина указывает на развертывание и наращивание иностранных контингентов в сопредельных государствах и прилегающих акваториях, "в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию".
В списке опасностей перечислены применение на территории соседних стран военной силы в нарушение норм международного права, возникновение очагов и эскалация там вооруженных конфликтов, а также установление в сопредельных государствах режимов, чья политика угрожает интересам РФ.
Под основными военными опасностями новая версия доктрины понимает также "территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела".
Документ указывает в общей сложности 14 основных внешних военных опасностей для России, включая подрывную деятельность иностранных спецслужб и организаций, растущую угрозу экстремизма и терроризма в условиях недостаточно эффективного международного сотрудничества в этой сфере, а также распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий.
Наличие иностранных частных военных компаний (ЧВК) рядом с границами РФ определено в новой редакции Военной доктрины как внешняя опасность. В предыдущей редакции от 2010 года слов о ЧВК не было.
"Наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира", - говорится в тексте документа, опубликованном сегодня на сайте Кремля. В предыдущей редакции доктрины этот пункт включал лишь "наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств".
ДОСЬЕ
Также к внутренним военным опасностям теперь отнесены "деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации" и "провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды".
В новой редакции также говорится, что использование финансируемых и управляемых извне политических сил и общественных движений, применение совместно с военной силой других средств, в том числе с использованием протестного потенциала населения, относятся к характерным чертам современных военных конфликтов.
В редакции доктрины 2010 года этих пунктов не было.
Как и в прежней версии документа, доктрина отмечает в современных конфликтах комплексное применение военной силы и других средств, однако теперь уточняется, что речь идет о "политических, экономических, информационных и иных мерах невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций".
В документе появились пункты об участии в военных действиях иррегулярных формирований и частных военных компаний, использовании "непрямых и асимметричных способов действий".
Вместе с тем обновленная доктрина отмечает в современных конфликтах массированное применение высокоточного оружия, беспилотников и роботов, воздействие на противника сразу на всю глубину его территории, а также в информационном и воздушно-космическом пространстве.
Обновленная Военная доктрина РФ не исключает создание совместных систем ПРО с другими странами при равноправном участии России. В предыдущей редакции от 2010 года об этом не говорилось.
К основным задачам РФ по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов отнесено "формирование механизмов взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества в противодействии вероятным ракетным угрозам, включая при необходимости создание совместных систем противоракетной обороны с равноправным российским участием".
Военная доктрина также предусматривает "противодействие попыткам отдельных государств (групп государств) добиться военного превосходства путем развертывания систем стратегической противоракетной обороны, размещения оружия в космическом пространстве, развертывания стратегических неядерных систем высокоточного оружия".
Основополагающие положения остались неизменными
"Сохранен оборонительный характер доктрины, сделан акцент на приверженность России к использованию военной силы только после исчерпания возможностей применения мер ненасильственного характера, - говорится в сообщении Совбеза. - Остались прежними принципы применения Вооруженных сил РФ и порядок применения ядерного оружия". Конкретизированы основные формулировки документа. "В первую очередь это относится к основным внешним и внутренним военным опасностям, особенностям военных конфликтов, а также вопросам применения Вооруженных сил, - отметили в Совбезе. - Введено понятие "неядерное сдерживание", имея в виду поддержание в высокой степени боевой готовности сил общего назначения. Конкретизированы и дополнены основные задачи РФ по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов", - говорится в сообщении.В доктрине дано понятие мобилизационной готовности и определены задачи по ее поддержанию, включены задачи по повышению эффективности военно-патриотического воспитания граждан. Перечень основных задач Вооруженных сил, других войск и органов дополнен положениями о воздушно-космической обороне, обеспечении национальных интересов России в Арктике, а также создании, развитии и модернизации военной инфраструктуры.
В новой редакции скорректированы задачи военно-экономического обеспечения обороны. "В развитии оборонно-промышленного комплекса основной упор сделан на повышение качества и конкурентоспособности продукции военного назначения, создание системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники", - отметили в Совбезе.
В документе получили отражение вопросы расширения взаимодействия со странами - членами БРИКС, развития отношений с Абхазией и Южной Осетией.
"Подчеркнута необходимость поддержания равноправного диалога с ЕС и НАТО, содействия построению в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой модели безопасности", - говорится в доктрине.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
ТАСС