Михаил Мельников: Причина роста цен на хлеб – человеческая жадность (03.09.2018)

Отечественные хлебопеки предупредили о скором росте цен на хлеб, приведя при этом множество аргументов разной степени убедительности. Царьград не счел эту аргументацию убедительной.
Важен ли нам хлеб?

«Известия» опубликовали текст-предупреждение: цены на хлеб будут расти очень высокими темпами – примерно на 10% буквально в ближайший месяц. Рост издержек производителей более не позволяет держать цены на низком уровне – если его, конечно, можно назвать низким. Попробуем понять, кто в этом виноват и, разумеется, что с этим делать.

Начиная рассматривать какую-либо проблему, хорошо бы осознавать ее масштаб и значимость. Скажем, подорожание черепахового супа в московских ресторанах было бы тенденцией интересной и для кого-то тревожной, но и для экономики, и для социальной сферы это нуль, флуктуация вакуума, исчезающе ничтожный факт. В то же время рост цен на лекарство от редкого специфического заболевания, может быть, задевает даже меньше людей, чем проблемы рынка черепашины, но остается существенным фактором, возможно, даже требующим вмешательства Минздрава или законодательных органов.

Старшее поколение еще помнит лозунг «Хлеб всему голова» и многочисленные плакатики, призывавшие сберегать крошки. Но факты неумолимы: потребление хлеба в России неуклонно снижается, в среднем на 2,5% в год, то есть на четверть за десятилетие: в 2007 году было 66 кг на человека в год, до 49 кг на человека ежегодно с 2008-го по 2017 год.

Тем не менее социальная роль этого продукта остается высокой: он занимает важное место в меню наиболее бедных слоев населения. Именно поэтому хлеб стал удивительным товаром, у которого цены на вполне сопоставимые сорта могут различаться в 5-7 раз; для мяса, например, этот показатель существенно ниже. Объясняется это, впрочем, просто. По закону российское правительство имеет право вводить государственное регулирование цен на ряд жизненно необходимых товаров, и хотя официально эта мера не применяется, торговым сетям неформально «рекомендовано» держать в ассортименте по 1-2 сорта очень дешевого хлеба. Это, кстати, способствует и сокращению цифр официальной инфляции, где роль хлеба и круп в общей корзине несколько преувеличена.

Так или иначе, важная социальная, культурная и отчасти даже сакральная роль хлеба вынуждает внимательнее отнестись к предупреждениям пекарей. К тому же хлеб до сих пор входит в пятерку самых популярных в России товаров – наряду с безалкогольными напитками, лекарствами, сигаретами и крепким алкоголем. А тот факт, что предупреждение о росте цен появилось в СМИ непосредственно перед региональными выборами, говорит о решимости пекарного лобби надавить на поставщиков.

Чем оправдывают подорожание

У тех, кто внимательно следит за рынком продовольствия, это, конечно, вызывает ощущение дежавю: ведь совсем недавно точно так же требовали пересмотра контрактов с торговыми сетями производители мяса!

Напомним, мясники в качестве аргументации приводили спад импорта, африканскую чуму свиней и, конечно, рост НДС. Посмотрим на аргументацию экспертов хлебного рынка.

Минсельхоз: «стоимость хлеба в ближайшие полгода будет зависеть от цен на материально-технические ресурсы»; «в 2017 году высокий урожай позволил удержать цены», «цены на зерно и соответственно на муку не оказывают существенного влияния на среднюю стоимость хлебобулочных изделий».

Руспродсоюз: подорожание неизбежно по техническим причинам: увеличение биржевых цен на зерно, снижение урожайности, изменение курса валют. Некоторые поставщики уже ведут переговоры с торговыми операторами о том, чтобы пересмотреть закупочные цены.

Российский зерновой союз: помимо прочего, на цены повлияет рост НДС на услуги ЖКХ и на топливо (НДС на сам хлеб останется на льготном уровне 10%).

Российская гильдия пекарей и кондитеров: цены на зерно вырастут на 10%, на хлеб – в меньшей степени.

Анатомия цен на хлеб

Как видим, единой позиции нет: да, многое дорожает, да, снижается курс рубля, но есть ли реальное основание для подорожания хлеба выше уровня инфляции? Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться, как вообще формируются цены на этом рынке.

В 2015 году президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон рассказывал РБК, из чего состоит оптовая цена на хлеб:

В свою очередь, оптовая стоимость основного компонента – муки – примерно на 64% состоит из стоимости пшеницы, 20% – ее переработки у мукомолов (сюда же включается их прибыль), 10% – логистика, 6% – услуги элеваторов.

Еще одна расходная статья для производителей хлеба – утилизация возврата из торговых точек, который порой достигает 10%. Правда, не секрет, что возвращенный хлеб зачастую перерабатывается и вновь используется для производства дешевых сортов.

Надо сказать, что представители крупных торговых сетей не согласны с уважаемым специалистом: они заявляют, в свою очередь, что их наценка куда меньше – 3–10% в магазинах экономического и среднего класса.

Аргументы и их критика

Но это уже детали: вопрос в том, как курс национальной валюты может повлиять на все эти цены? Что из перечисленного выше мы покупаем за подорожавшие доллары? Импортная техника может использоваться на элеваторах и в сельскохозяйственных работах, но ее доля весьма невелика, это не высокотехнологичный бизнес. При этом, как заявляют в Руспродсоюзе, пшеница 3-го класса стоит уже порядка 12 рублей за 1 кг – на треть (!) больше, чем годом ранее, и на 20% – чем всего лишь месяц назад. Как это вообще возможно? Да, урожай зерновых будет ниже прошлого (105 млн т против 134 млн т), но все равно очень и очень высокий.

Как может повлиять рост НДС на коммунальные услуги и топливо, если их доля в конечной стоимости хлеба очень невелика? Это около 15% от оптовой цены, то есть менее 10% в розничной, а НДС на эту часть вырастет всего на 1,7%, то есть примерно на 1/10 процентного пункта итоговой цены – один промилле! Резкий весенний рост цен на само топливо, безусловно, сказался сильнее, но и это – не более процента итоговой цены.

Наконец, курс рубля и цены на биржах. Да, в пересчете на рубли стоимость зерна выросла, но при чем тут вообще Россия? Традиция путать внешний и внутренний рынки становится все более опасной: сперва производители топлива поднимают цены в России на основании каких-нибудь нью-йоркских торгов, теперь пекари следуют их примеру. Цена на товар, который производится из российских ресурсов на российском оборудовании российскими гражданами, не должна рабски следовать за колебаниями валютного рынка. Задача государства в этой ситуации – с помощью корректировки вывозных пошлин аккуратно контролировать объем экспорта, когда он грозит обеднить внутренний рынок.

Зерно нам нужно больше, чем доллары. Если вы с этим не согласны, попробуйте приготовить из них что-то съедобное.

* * *

Таким образом, сумма объективных факторов – дорогое топливо (для его подорожания тоже не было объективных оснований), рост НДС, индексирование коммунальных тарифов, повышение привлекательности экспорта из-за снижения курса рубля – действительно оправдывает подорожание хлебобулочных изделий на уровень чуть выше средней инфляции по стране. И не более того.

Истинная причина вброса от хлебопекарей – снижение их выручки в валютном исчислении. Потому что хозяева русского агропрома тратят деньги отнюдь не в России и отнюдь не стремятся снижать свои траты. В том числе и на черепаховый суп.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
03.09.2018

Михаил Мельников
Источник: https://tsargrad.tv/articles/prichina-rosta-cen-na-hleb-chelovecheskaja-zhadnost_156014




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта