Валентин Катасонов: «Привидения Гайдаровского форума» (20.01.2016)
Вопрос от Редакции: 15 января завершил работу Гайдаровский форум с интересным для нынешней патовой ситуации названием «Россия и мир: взгляд в будущее». Наряду с прочими «приговорами», глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил вернуться к вопросу о приватизации Сбербанка и ВТБ. По его словам, это «очень качественные активы», которые «привлекательны во всем мире»… Валентин Юрьевич, как Вы прокомментируете эти ясные намеки на то, как стоит распорядиться «качественными активами»?
- В этом году я не следил пристально за работой форума, в отличие от прошлого года – тогда я внимательно перечитывал доклады, сделанные на форуме, и разразился большой публикацией, в конце которой сказал, что это мероприятие настолько позорное, что хотелось бы надеяться: оно последнее. Но, к сожалению, я оказался неправ – с упорством, достойным лучшего применения, они продолжают двигать этот форум, и в этом году беглое знакомство с выступлениями показывает — мероприятие ещё более позорное.Честно говоря, обсуждать содержательную сторону этого мероприятия бесполезно, потому что выступления отдельных участников форума были бессистемны, и в целом это была полная какофония. Было видно, что докладчики по-разному понимают ситуацию, по-разному представляют будущее России, по-разному видят выходы из нынешнего положения. Это было бы простительно в том случае, если это была бы, скажем, всероссийская конференция на какую-то тему, где собираются люди самых разных профессий, представляющих разные социальные группы, разные регионы страны и впервые видящие друг друга. Но в данном случае мы видим, что выступают люди из Правительства, которые работают в одной команде на протяжении уже многих лет. Если такую разноголосицу мы наблюдаем на форуме, то можно представить, что и в повседневной жизни Правительство – это «лебедь, рак и щука», что очень прискорбно.
Гайдаровский форум иногда называют «заседанием Правительства без галстуков». Я бы добавил – без ретуши, без глянца, и мы можем рассмотреть членов Правительства «без светофильтров» и видим все их уродства. Становится жутковато, когда воочию наблюдаешь людей, которые принимают решения и руководят страной.
Посмотрел комментарии, отзывы, и даже записал себе некоторые краткие экспертные характеристики Гайдаровского форума-2016: «растерянность», «полное бесплодие», «импотенция», «неадекватность», «некомпетентность», «непонимание текущей ситуации в России и глобальных тенденций в мире», «пустобрёхство», «невменяемость», «кружок анонимных алкоголиков», «сборище привидений». Действительно, мне они напоминают какие-то тени, неких инфернальных духов, которые вроде бы уже ушли в небытие, но снова возвращаются. Скажем, широко обсуждается вопрос приватизации. У нас приватизация ассоциируется с такими лицами, как Чубайс, Гайдар, Борис Фёдоров — министр финансов того периода. И вот эти «духи 90-х» оживают и опять начинают знакомое камлание по поводу приватизации. Улюкаев вот рассказал, что «наши активы очень привлекательны»…
Девиз прошлого Гайдаровского форума звучал как «Россия и мир: новый вектор», и было любопытно, в чём заключается этот новый вектор. Раньше вектор был однозначным – на Запад. Но докладчики и «новый» вектор продолжали связывать с Западом, лишь иногда вспоминая Китай. На самом деле, ничего нового – ни вектора, ни идей, ровным счётом ничего.
В этом же году – «Россия и мир: взгляд в будущее». И Улюкаев действительно решил заглянуть в будущее — начал рассуждать на тему «Стратегия-2030». Что ж, Улюкаев в этом смысле человек уникальный – он любит заниматься либо гаданием, либо прогнозами на какой-нибудь 2050 год, или, по своей скромности, хотя бы на 2030. Неизвестно, правда, доживёт ли Улюкаев до этих годов… Вся эта болтовня совершенно безответственна. Было бы лучше, если бы Улюкаев сформулировал цели и задачи на конец 2016 года, а потом, в начале 2017, — отчитался о выполнении поставленных целей и задач. А сейчас – это полная безответственность.
Медведев ничего нового не сказал, снова клялся в верности идее либерализма, говорил о том, что Правительство не будет отступать от бюджетного правила. Очень характерно, что он выступил против мобилизационной модели экономики, которая якобы ослабляет её устойчивость, опять ругал социализм и хвалил себя. Честно говоря, даже не хочется анализировать все эти выступления. Они интересны не для экономистов, а для экспертов -психологов или психиатров.
Строить Россию этим господам явно не по силам – для этого нужны знания, профессионализм и патриотизм, а у них этих свойств нет. А вот продавать и предавать Россию – это дело нехитрое, это им по зубам. Кому продавать? Естественно, Западу. И в этом смысле, вектор остаётся тем же.
Приватизация анонсировалась и Грефом, и Улюкаевым ещё до начала Гайдаровского форума. Свой вклад здесь внёс и Шувалов – словом, ведётся артподготовка с разных сторон. Для чего это делается? Проговорился, конечно, Улюкаев, когда сказал, что активы «интересны и привлекательны» — да, активы действительно доходны, и иностранные инвесторы мечтают их заполучить. Тем более что при нынешнем падающем рубле всё можно купить гораздо дешевле, поскольку инвесторы приходят с долларами или евро. Так что сейчас крайне благоприятный момент – если не дно, то близко к нему. Это господин Улюкаев – водолаз, он постоянно погружается, прощупывает, где же это самое дно. Но уже сейчас покупать можно и даже нужно. Чем сильнее снижается качество активов и удельный вес государства – тем меньше у страны возможностей для перехода на мобилизационную модель экономики. В прошлые годы проводилась приватизация, наиболее крупные сделки – это продажа доли «Интер РАО», продажа 10% акций ВТБ и продажа 7,5% акций «Сбербанка». Насколько помню, «Сбербанк» выручил тогда $5,5 млрд. Но встаёт вопрос: куда пошли эти деньги? «Сбербанк» — это негосударственная структура, государства как такового среди акционеров нет, и эти деньги, естественно, не пошли в бюджет. Акционеры «Сбербанка» — это, прежде всего, Банк России, а также частные структуры, в том числе иностранные.
Герман Греф – наверное, единственный, кто немного оживил эту атмосферу Гайдаровского форума, сказал о том, что Россия в нокауте, что она окончательно исчерпала ресурс дальнейшего развития. Его выступление было достаточно эмоциональным, но неконкретным. Многие, и Греф в том числе, говорят, что надо менять модель развития, но, будучи человеком неглупым, он решил не расшифровывать, что значит «менять курс» и перестраивать управление экономикой – потому что если бы он начал расшифровывать свои мысли, то стало бы понятно, что речь идёт об идеях неолиберализма. Греф говорил о том, что наш кризис – это следствие кризиса образовательной системы. Здесь он тоже не стал расшифровывать, хотя по другим его выступлениям понятно, что Греф – сторонник формирования из молодёжи класса потребителей, homo economicus, или «экономического животного». На этот раз у него хватило такта и воли для того, чтобы не переходить в конкретику.
В целом, если брать терминологию психиатрии, то происходящее на Гайдаровском форуме – это экономический аутизм. Наиболее ярко он выражен, конечно, у Медведева. Аутизм – это, по сути, восприятие мира через розовые очки, он присутствует у детей, и до пяти лет считается нормой, но если у нашего премьера остаются розовые очки – то это не только его личное дело, это уже угроза для всей страны. Гайдаровский форум продемонстрировал, что необходима срочная смена правительства. Но не замена одних либералов на других, а создание принципиально нового правительства. Правительства, состоящего из людей честных, ответственных, имеющих практический опыт работы в реальном секторе экономики, по-настоящему образованных, а, главное, — патриотов России.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова