Алексей Черников: Проблема индустриализации и современное российское образование (02.07.2020)
Одной из главных причин невостребованности выпускников ВУЗов и техникумов является отсутствие рабочих вакансий. Сегодня Министерство требует от ВУЗов активно работать с работодателями, чтобы трудоустроить выпускников. Однако эффект от такой работы невелик: с одной стороны работодатели не всегда сами заинтересованы в такой работе, с другой – даже когда есть заинтересованность, речь может идти об индивидуальном трудоустройстве по специальности в отношении нескольких человек, но не о вакансиях для большей части выпускников. Большинство работодателей хочет получить сотрудников с опытом работы, а не «зелёных» студентов. В итоге убыль по естественным причинам старых специалистов не будет перекрываться за счет притока новых.
Аналогичная ситуация сложилась в системе средне-специального образования, особенно в провинции. Сокращение «реального сектора» экономики делает актуальной проблему трудоустройства и для выпускников С-СУЗов. Практически развалилась система ПТУ – ранее каждое профтехучилище было связано с конкретным предприятием и в первую очередь готовило специалистов для него.
В итоге системы средне-специального и высшего образования готовят выпускников, многие из которых заранее знают, что они никогда не будут работать по профессии. Отсюда соответствующее отношение к учебе и, как следствие – проблема качества подготовки.
Складывается тупиковая ситуация: для того, чтобы не было кадрового голода в ближайшем будущем надо выпускать специалистов, чтобы они имели опыт надо их трудоустраивать, а часть трудоустраивать некуда – сегодня экономика работает вполсилы. Болонская система (https://t.me/RossiyaNeEvropa/656) и внедрение трёхуровневой системы госаккредитации ВУЗов (https://t.me/RossiyaNeEvropa/747) окончательно замыкают этот порочный круг. Многие «ведущие» вузы изначально готовят выпускников не для нашей страны. Так, в Высшей школе экономики существуют целые учебные курсы на английском языке. Нет, конечно, само изучение иностранных языков это большой плюс, но почему надо читать на английском учебные курсы? Не для того ли, чтобы талантливые выпускники этих ВУЗов нашли себе работу не в «Рашке», а в «цивилизованном мире»?
Выход из сложившейся ситуации может быть найден в масштабной индустриализации страны. Возникновение новых предприятий, заинтересованных в кадрах, поставит перед образованием другие задачи – увеличение количества выпускников, равно как и качества их подготовки. В условиях бурного развития экономики будет уже не до маразматических экспериментов с Болонской системой, цифровизацией или внедрением трехуровневых «ВУЗов». Государство вынуждено будет формировать единую программу экономического и социального развития страны. Сама жизнь будет подталкивать к этому: цели образования будут четко увязаны с задачами промышленного роста. Со своей стороны повышение уровня подготовки специалистов ВУЗами и С-СУЗами будет «провоцировать» дальнейшее промышленное и научно-техническое развитие страны. Как следствие этого – всесторонне развитие учебных заведений, рост зарплат и повышение престижа профессии преподавателя. Возвращение в экономику плановых показателей поможет определить нужное количество специалистов для подготовки в вузах. Будет решена проблема «нужности» выпускников.
Нынешняя ситуация в образовании наоборот может стать основой только для дальнейшей деиндустриализации страны, а значит и для уничтожения самой себя.
Какой же путь в итоге выберет Россия?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Россия не Европа"
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
сотрудник Курского филиала Института русско-славянских Исследований им. Н.Я.Данилевского, кандидат исторических наук