Никита Исаев: Проблема обманутых дольщиков продолжает лихорадить Россию (Россия: бизнес) (20.06.2019)
Совсем недавно президент Путин призвал избавиться от «позорного» явления — проблемы обманутых дольщиков. Указания были даны довольно конкретные: ответственность на себя должны взять финансовые организации, застройщики и государство. Почему в столь резкой форме? Вероятно, потому что главе государства уже не первый раз приходится этот вопрос поднимать. Только вот исправление ситуации происходит разве что в новостях с телеэкранов, где пострадавшие чуть ли не каждый день получают ключи от своих долгожданных квартир. Нет, это не «ряженые». Часть из них, действительно, наконец, смогли избавиться от необходимости платить ипотеку и снимать жильё одновременно. В прошлом году были завершены 239 долгостроев. Но за те же 12 месяцев в России появилось 303 новых проблемных объекта!
Люди по-прежнему видят своё спасение в президенте: накануне «Прямой линии» с Путиным, обманутые дольщики по всей стране начали записывать видеообращения с просьбой обратить внимание на их проблемы. Обращения поступали из Красноярска, из Орла, где застройщик, получив от властей плату в виде земли так и не начал работу по завершению долгостроя, масса обращений шла изКраснодарского края (там нередко встречается умышленное препятствование строительству), в Хабаровском крае дольщиков и вовсе вычеркнули из соответствующего реестра. Обращения же к местным властям остаются безответными.Еще недавно чиновники уверяли, что новые правила работы застройщиков с эскроу-счетами, вступающие в силу с 1 июля 2019 года (запрет использовать средства дольщиков до тех пор, пока дом не будет сдан), решат проблему. Но до решения далеко, так как речь идет только о новых объектах и тех, чья степень готовности не превышает 30%. Для остальных правила не меняются, и обманутых дольщиков становится всё больше и больше. В Новосибирской области, например, по данным регионального Минстроя, за последние шесть месяцев их стало в полтора раза больше — уже почти 2 тыс. человек.
Всего в начале этого года Минстрой насчитывал 38,7 тыс. обманутых дольщиков по стране. Но в ведомстве считают только тех, кто попал в соответствующие реестры в регионах. А попасть в реестр обманутых дольщиков, чтобы получить какую-то поддержку от государства, непросто. Например, обманутые дольщики в Ростове-на-Дону недавно дошли до Верховного Суда, чтобы добиться решения местных властей о включении их в этот реестр. Дело в том, что люди заключали договор переуступки прав требования у посредника (довольно-таки популярная схема в России). Соответственно, подтвердить факт полной оплаты застройщику очень сложно. Дольщики вдруг оказываются и не дольщиками вовсе. И никакой защиты формально им не полагается.
Точно так же формально не являются дольщиками те, кто вступал в жилищно-строительные кооперативы. Они пайщики, и им, опять-таки, никакая защита не полагается. Плюс раньше было распространено умышленное не включение в реестры даже тех, кто имеет на это право. Логика властей простая: нет людей в реестре — нет проблем. Вот так и выходит, что в России насчитывается фактически более 150 тыс. обманутых дольщиков (и это, не считая членов их семей) — на такое количество потерпевших даже в Госдуме ориентируются.
Региональные власти не только не спешат решать проблемы людей, ссылаясь на те самые формальности, но и создают множество новых. В Сочи, например, более 50 многоквартирных домов вообще определили под снос под предлогом несоответствия изначально выданному разрешению или из-за отсутствия разрешения на момент начала строительства. И это несмотря на то, что дома были узаконены через суд. То есть сначала власти «проглядели» стройку, потом дали добро, а в итоге сносят. И деньги пострадавшим людям никто не вернёт.
В Краснодаре возведение ЖСК «Горизонт» застряло из-за того, разрешение на строительство у застройщика закончилось, а новое власти не дают. В Санкт-Петербурге власти также не продляют разрешение на строительство ЖК «Охта-Модерн», потому что конкурсный управляющий, пришедший после банкротства застройщика, не может оплатить страховки. Причин масса: где-то внезапно выясняется, что возводимый дом не соответствует генплану города, где-то власти не дают разрешение застройщику-спасителю, который готов завершить долгострой, где-то препятствуют, на давая разрешение на подключение дома к инженерным сетям. Чаще всего палки в колёса ставятся либо для того, чтобы застройщик был более «сговорчивым», либо чтобы объект достался «своему» застройщику, который потом точно также бросит стройку и скроется в неизвестном направлении.
Но самая распространённая причина возникновения проблем — это банкротство застройщика. И в 90% случаев банкротство не случайное. Застройщики пользуются либо посредственным контролем за их деятельностью, либо сговором с надзорными органами, и выводят деньги из проекта. И в таком случае никакая страховка (с 2014 года застройщик должен страховать свою ответственность) не поможет: мошенническое банкротство застройщика по закону не является страховым случаем.
Да и в оставшихся 10% случаев получение страховки не спасёт потерпевших. Во-первых, она не покрывает понесённых расходов на оплату ипотеки. Во-вторых, сразу возникает неприятная ситуация между заёмщиком и банком, ведь выплата страховки лишает права на квартиру, а значит, автоматически исчезает обеспечение ипотеки. В-третьих, страховка не покроет расходы на приобретение нового равнозначного жилья. Квартиры дорожают, а переход на новую схему с эскроу-счетами приведёт к росту цен на недвижимость в массовом сегменте минимум на 10%. Сами законы таковы, что создают лишь иллюзию защищённости.
При госкомпании «ДОМ.РФ» создали Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства, который заменил собой коммерческие страховые компании. Теперь застройщики платят страховые премии прямо в Фонд. Фонд, в отличии от страховых компаний, аккумулирует все средства, и вместе с «ДОМ.РФ» обладает широкими полномочиями именно по завершению строительства. Вот некоторые дома рухнувшего застройщика Urban Group в Московской области завершены как раз силами Фонда. Казалось бы, это именно то, что нужно людям. Но и здесь умудрились создать почву для новых проблем.
Одни дольщики защищены Фондом, а другие — договорами со страховыми компаниями (если такие вообще имеются — застройщики порой не гнушались экономией на страховках). Власти пытаются решить эту проблему, передав от страховых компаний в Фонд страховые премии и обязанности. Соответствующий законопроект на днях был одобрен Госдумой во втором чтении. Но привычка принимать законы, не вникая в их суть, может привести к тому, что Фонд рискует вообще не получить денег от страховых (они нужны, Фонд собрал пока лишь 22 млрд. рублей — этого недостаточно для решения проблем), а дискриминация дольщиков только усилится. Законопроект разрешает оставить страховым компаниям лишь 1% от страховых премий, при этом сами страховщики жалуются, что только на налоги с 2014 угода ушло порядка 5%, а всего расходы оцениваются в 14% - 15%. То есть это прямой путь к банкротству страховых компаний. А банкротство означает, что в дело вступает Агентство страхования вкладов, и когда Фонд получит деньги (и получит ли вообще) — неизвестно.
Также законопроект предусматривает передачу страховых премий и обязательств не по всем дольщикам, а только по тем, кто не успел заявить требование на выплату страховки. А если подали заявление на выплату компенсации, то остаётесь наедине со страховой, которая готовится банкротиться из-за того, что у нее пытаются забрать все деньги. Точно также Фонду не хотят передавать деньги и обязательства от страховых компаний, лишённых лицензий. Как будут выплачиваться компенсации без притока средств — неизвестно. Так что только передача всех дольщиков в Фонд может обеспечить им равную степень защиты.
Законотворцы в своем порыве побыстрее наполнить Фонд деньгами могут довести ситуацию до того, что средств на завершение долгостроев не будет вовсе, и люди остаются без защиты. Дополнительное бюджетное финансирование Фонда, заложенное в обновлённый федеральный бюджет на 2019 год, в размере 16 млрд. рублей не исправит ситуацию: завершение всех долгостроев оценивается примерно в 200 млрд. рублей.
Выход один — привлекать региональные власти к ответственности за невыполнение обязательств (сейчас они хотят — помогают, не хотят — не помогают) и доработать федеральные законы так, чтобы все дольщики имели равную степень защиты. То есть упростить правила включения потерпевших в реестры обманутых дольщиков, приравнять пайщиков к дольщикам, гарантировать передачу от страховщиков в Фонд страховых премий и обязательств абсолютно по всем договорам. Власть допустила массовые случаи мошенничества и воровства (сговор с недобросовестными застройщиками, слабый контроль за их деятельностью, лоббирование интересов недобросовестных застройщиков), власть же и должна за них отвечать. Чем быстрее, тем лучше.
Рассерженный президент — это ещё полбеды. Куда страшнее рассерженный народ. Если армия дольщиков взбунтуется, не поздоровится уже всем. Отчаявшиеся люди без своего дома, которым нечего терять, готовы на многое.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Никита Исаев