Дмитрий Скворцов: Проект ПЦУ – это проект политический (Сопредельные государства бывшего СССР: Украина) (20.09.2019)
Раскол в новой Православной церкви Украины происходит давно. К ПЦУ присоединяется все меньше приходов. Если зимой к Поместной церкви присоединились более полутысячи приходов, то теперь это делают единицы. Переход к ПЦУ тормозит еще и ее непризнание другими православными церквями. С января ни одна автокефальная церковь, кроме Константинопольского патриархата, не признала предоставление томоса.
Однако, проблема признания «новой» церкви не утихает. В конце августа завершилась работа 162-го Священного синода Элладской православной церкви. Синод рассматривал вопрос о признании новосозданной Православной церкви Украины, подконтрольной Фанару. Церковный орган Эллады признал за предстоятелем ЭПЦ право в дальнейшем рассматривать этот вопрос единолично. Предстоятель Элладской православной церкви, архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II отказался брать на себя ответственность и решать вопрос о признании или не признании ПЦУ во главе с Епифанием. Об этом сообщает греческое издание «Ромфея».Трехдневное заседание Священного Синода ЭПЦ анонсировалось многими СМИ как такое, на котором должно было произойти долгожданное признание ПЦУ первой (после Константинополя) Поместной Православной Церковью. После того, как Священный Синод ЭПЦ завершил работу некоторые украинские СМИ уже поспешили сообщить о том, что он принял решение о каноничности ПЦУ. Это не соответствует действительности.
Во время встречи на Святой земле с митрополитом Минским и Заславским Павлом Феофил III заявил, что признает только Украинскую православную церковь Московского патриархата во главе с митрополитом Онуфрием. Архиепископ Иероним выслушал позиции участников собрания, поблагодарил их за поддержку и признание его привилегий. Однако отказался от дарованного ему права. «Я не могу взять на себя такую ответственность, я передам ее Синоду иерархии», — сказал клирик. Синод иерархии обычно собирается раз в году в октябре. В 2019 году в нем примут участие 83 митрополита.
Неизвестно, что иерархи решат по «украинскому вопросу» в октябре на заседании Архиерейского Собора. Но недавнее заседание Священного Синода ЭПЦ сделало все более очевидным то, что позицию сторонников признания ПЦУ нельзя обосновать никакими догматическими, каноническими или иными чисто церковными аргументами.
Дмитрий Скворцов, православный публицист, руководитель православной редакции телеканала «Киевская Русь» поделился своим мнением, что сегодня представляет проект ПЦУ в Украине и возможные сценарии его развития
О решениях Элладской православной церкви
Предлагаю обратиться к первоисточнику новости – сайту ЭПЦ (Элладская православная Церковь). А там говорится, что синод «признает каноничное право вселенского патриарха предоставлять автокефалию, как и прерогативу предстоятеля ЭПЦ заниматься в дальнейшем вопросом признания церкви Украины». Кстати, Вселенский патриарх Варфоломей в январе подписал томос об автокефалии для новосозданной церкви в Украине. Судя по тексту документа, ее константинопольский патриарх называет Святейшей Церковью Украины, таким образом, аббревиатура новой церкви – СЦУ, а не ПЦУ. Я буду так называть ее и далее.
Итак, Поместная церковь Греции признает «каноничное право» стамбульского патриарха предоставлять автокефалии тем или иным частям поместных церквей. Но в определении синода ЭПЦ не сказано, что «предоставление автокефалии СЦУ» осуществлено каноническим путем. В подтверждение нашего вывода греческое издание Romfea приводит слова одного из участников заседания: «Здесь (в отличие от случаев предоставления автокефалий бывшим Балканским частям Константинопольского патриархата) мы имеем особый случай с нерукоположенными раскольниками, которые были еще и отлученными». Следовательно, о признании «СЦУ» Греческой церковью в настоящее время речь не идет.
Вопросом изучения каноничности предоставления стамбульским патриархом «автокефалии СЦУ» будет в дальнейшем заниматься предстоятель ЭПЦ. Пока же он на службах своих украинского Епифана в ряду канонических предстоятелей не поминает. И это главное свидетельство непризнания СЦУ греческой поместной церковью. Итак, радоваться автофекалам и униатам иже с ними еще рановато. Но и у православных появились поводы для печали. Во-первых, признание «права вселенского патриархата» на раздачу автокефалий, то есть, на вторжения на каноническую территорию других поместных церквей – уже попрание канонов со стороны ЭПЦ. По канонам, стамбульский патриарх имеет право наделять автокефалией только части собственной поместной церкви – Экуменического патриархата. Во-вторых, решение членов греческого синода отдать на откуп своему предстоятелю решение такого важнейшего, будоражащего сейчас всё мировое православие, вопроса, как признание ЭПЦ украинской «автокефалии» есть попрание одного из важнейших принципов Православия – соборности Церкви. В данном случае – в рамках ЭПЦ.
Такие решения должны приниматься соборно – не только в итоге всеобщего обсуждения как минимум Архиерейским собором, но и голосованием. Впрочем, предстоятель ЭПЦ архиепископ Иероним, похоже, не только осознает, но и признает это. По источникам Romfea News, «архиепископ Иероним с большим интересом выслушал предложения синода и поблагодарил за признание его привилегий, однако не взял на себя ответственность за это решение: «Я не могу взять на себя такую ответственность, я передам ее иерархии», т.е. всем 80 архиереям ЭПЦ. По данным Romfea.gr украинский вопрос, хотя и не внесен в повестку дня октябрьского собора, может быть предложен владыкой Иеронимом после переизбрания на соборе членов синода. То есть, после возможного удаления из синода особо подверженных давлению США предстоятелей т.н. «северных епархий» ЭПЦ – епархий двойного подчинения: Афинам и Фанару.
Фактор давления – кто лоббирует церковный проект
Нельзя во все этой истории не учитывать фактора членства Греции в НАТО. Вот что пишет на сей счет выдающийся греческий богослов современности протопресвитер Феодор Зисис: «Архиепископ Иероним оставляет (украинский) вопрос открытым и не стремится закрыть его, потому что, очевидно, на него оказывают давление политические, государственные, геополитические и церковные центры, которые культивируют русофобию и в собственных интересах подогревают греческий этнофилетизм».
Уже признали, что на Элладскую Церковь оказывается «очень большое давление». Кто именно осуществляет это давление — секретом не является. Представители Госдепартамента США, которые открыто и настойчиво лоббируют проект ПЦУ, регулярно проводят встречи с Предстоятелями Поместных Церквей с целью добиться от них признания новой структуры. Пока безуспешно. Но в их руках очень весомые аргументы для воздействия на непокорных. Примечательным является тот факт, что нынешним послом США в Греции является Джеффри Пайетт, который до 2016 года был послом в Украине и которого многие называют одним из соорганизаторов Майдана и последующих событий. Сейчас Пайетт активно делает все возможное, чтобы заставить греческих иерархов признать ПЦУ.
Еще в мае 2018 г, после неудачного визита в Афины фанариота Эммануэля, предстоятеля ЭПЦ посетил посол США в Греции Джефри Пайетт (до этого – посол США на Украине). Судя по отсутствию в сообщении обнадеживающих украинскую, американскую, стамбульскую сторону сентенций, эта встреча завершилась для них провалом. В мае 2019-го архиепископ Иероним также обломал уже целую делегацию США – во главе с послом США по религиозной свободе Сэмом Браунбеком и в присутствии того же посла Пайетта, а также представителя Госдепа по вопросам демократии и прав человека, других дипломатов и советников.
Проект ПЦУ – это проект политический и признания его со стороны кого бы то ни было можно попытаться достичь исключительно политическими методами. Для любого верующего человека это должно стать показателем того, что ПЦУ не имеет к Церкви Христовой никакого отношения. Все более очевидным становится выбор: или сохранить верность Христу и его заповедям, или исполнить волю Госдепартамента США. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24).
Но Варфоломей, как видим, нащупал слабое место ЭПЦ в районе Салоник. Консульство США в Салониках еще пару лет назад готовилось к закрытию из-за невостребованности, но крайняя заинтересованность США (вплоть до открытого давления) в признании “СЦУ” остановила этот процесс». В августе 2018 г. консульство возглавил Грегэри Флегер, до этого – второй секретарь политического отдела посольства США в Украине. Есть основания полагать, что именно он курировал инициирование Порошенко процесса предоставления Украине «томоса». Не случайно именно в Фессалоникийские епархии состоялся первый визит представителей СЦУ, где их официально приняли. На праздник «Крещения Киевской Руси-Украины» митрополит Лангады (также двойного подчинения) Иоанн сослужил Епифану в Киеве. Епифаний поспешил в связи с этим заявить о признании СЦУ Элладской церковью: «Сегодня участвовали в Божественной литургии представители Элладской православной церкви. Наш архиерей позавчера и вчера также сослужил с представителями Элладской церкви». Однако не прошло и дня, как Лангадская митрополия (чей митрополит Иоанн сослужил в Киеве), выступила с заявлением. В нем указывалось, что Элладская православная церковь не признавала СЦУ и не делегировала в Киев митрополита Иоанна — тот действовал исключительно по собственной инициативе. Да и сам он подтвердил, что присутствовал на торжествах, не как представитель ЭПЦ, а в качестве преподавателя (профессора) богословского факультета университета Ужгорода.
Мирские проблемы «новой» церкви
Действительно, раскол в «новой» церкви происходит давно. Новая религиозная структура уже сейчас зовет в «священники» мужчин без духовного образования. Этого следовало ожидать. Трудно было бы представить, что «активисты», выбрасывающие из храма пожилых женщин и избивающие священников, будут впоследствии ходить в эти храмы, молиться, причащаться, каяться в своих грехах, вести церковную жизнь. Захваченные храмы не могут не стоять пустыми, потому что ПЦУ/СЦУ – это политический проект. Это организация для тех людей, для которых Украина «превыше всего», в том числе, превыше Бога. Главной задачей этих людей является изгнание из Украины того, что хоть каким-то образом напоминает о цивилизационном единстве восточно-славянской цивилизации, которую в последнее время стали называть «Русский мир». На самом деле слово «Русский мир» прозвучало на берегах Днепра в Киеве в ХIII веке из уст одного из киевских митрополитов.
Единственной институцией, которая цивилизационно связывает наши разделенные народы — Российскую Федерацию, Беларусь, Украину, часть Казахстана, лимитрофы Прибалтики, является Русская Православная Церковь. Разорвав эту последнюю цивилизационную связь, возможно завершение проекта «Украина» как Анти-Россия. Поэтому для людей, которые выступали за создание ПЦУ, главное было не создание так называемой национальной церкви, а создание организации и с помощью которой можно было бы уничтожить Украинскую православную церковь.
Для людей этой политической ориентации, «активистов» — для них даже из бытовых соображений тяжело ходить на службы. Всенощная воскресная служба занимает вторую половину субботы и первую половину воскресенья. Для этой социальной группы гораздо важнее выпить в субботу и лечиться в воскресенье, вместо того, чтобы стоять с 4-х вечера в субботу и рано утром встать в 8 часов, чтобы провести до 12 часов в храме. Это только воскресная служба. А еще праздничные и молебны. Мы понимаем, что человек, для которого церковь – не главное в жизни, не способен на такие жертвы временем и удовольствиями.
Стоит уточнить — почему эта церковь сегодня пустая. Там практически нет прихожан. А она наполняется только в те моменты, когда с помощью административного ресурса сгоняется туда народ на какие-то торжества, как правило, не церковные, а политические, как мы это видели во время предвыборного Томос-тура Порошенко по областям, или как свозили людей в Киев на так называемые Крестные хода этой самой СЦУ. В противном случае эти храмы, захваченные у канонической УПЦ, никак не пополнишь.
Продолжается рейдерство, и власть почему-то молчит. Когда верующие встречали Владимира Зеленского в Ровенской области, он им пообещал, что соберет все их петиции и передаст новоназначенному главе Ровенской ОГА и что со всем разберется. Но все-таки уже некоторая разница есть. Если раньше, во времена Порошенко, храмы захватывались при участии местной власти — от сельской до районной администраций, при участии правоохранительных органов. В СБУ вызывались священники целыми благочиниями (благочиние – это такое образование, которое соответствует району) или епархиями, с которыми проводились беседы о том, что они должны перейти в «новую» церковь, их шантажировали, против священников открывали дела за якобы разжигание межконфессиональной розни, – то сейчас столь масштабное участие захватов храмов власти не наблюдается, поэтому волна захватов пошла на убыль. С другой стороны, мы видим, что СЦУ пришла в себя после поражения Порошенко – одного из своих создателей, и они видят, что потихоньку можно возвращаться к прежнему «промыслу». Точечные захваты с участием глав областных и территориальных громад с участием полиции, которая прикрывает это все, потихоньку возобновляется — и почему-то в Ровенской области. Именно на это указал Зеленскому пикет, который встречал его в аэропорту Ровно. Есть надежда, что президент пресечет участие власти в захватах храмов.
Также стоит отметить, что во время встречи с патриархом Варфоломеем Зеленский не захотел подписывать с ним некое обращение. Одни говорят, что это было исключительно экологическое обращение, другие говорят, что в этом обращение были некие не для огласки предложения, как в соглашении, что Порошенко подписал прошлой осенью с Варфоломеем. В любом случае, это соглашение было подготовлено еще «климкинским» МИДом. Подписывая соглашение с Варфоломеем, Зеленский не хотел выставлять себя продолжателем политики Порошенко, политики вмешательства государства, причем и иностранного государства в дела церкви, а мы знаем, что у Банковой и у Фонара является общий надзиратель-кукловод в лице Госдепа США. По Конституции Украины церковь отделена от государства, поэтому Зеленский не хотел подписывать соглашение с Варфоломеем, который вмешался в украинские расклады. Это видимая часть того, что там на самом деле было.
Не будем забывать, что по заявлениям Зеленского и патриарха Филарета, они друг к другу проявляют больше симпатий, чем между Зеленским и митрополитом Епифанием. Филарет вовремя успел «переобуться», в то время как Епифаний продолжал уже после второго тура риторику в стиле Порошенко.
Что касается возможности закрытия СЦУ (об этом говорят в последнее время многие прихожане) — это общественная организация, она законов Украины не нарушает, поэтому ее не могут закрыть в Украине. В любом православном государстве или где действует православная церковь, почти в каждом из них есть неканонические структуры. В Болгарии их тоже не закрывали. В Болгарии юридически можно лишить псевдо-церковные неканонические самозваные организации храмов, которые они захватили у канонической церкви. То, что они построили – пусть остается, а то, что тысячу лет существует в Киеве и в последние десятилетия было захвачено Киевским патриархатом или так называемой УАПЦ (Украинской автокефальной православной церковью) или государством передано им при Кучме, при Лазаренко – отобрали. Во времена Советского Союза государство отобирало храм у канонической церкви и делало музей атеизма или институт археологии, а потом, когда решило отдавать храмы, то отдавало не канонической церкви, а этим новым карманным государственным украинским церквям. Юридически все это возможно при исполнении Европейской хартии о реституции церковного имущества, которое ратифицировано Украиной и его следует вернуть законному владельцу, т.е. канонической УПЦ МП. Это возможно, а ликвидировать самозваную структуру невозможно, как любую общественную организацию, которая не нарушает закон.
Потерять храм – тяжелое испытание. Но самое главное – не потерять Христа. А Христос там, где молитва, любовь, прощение, мир. Христос там, где каноническая Церковь. Все это сегодня нам предстоит сохранить.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Дмитрий Скворцов