Андрей Бакеев: Производители сельхозтехники готовятся к сокращению производства из-за отмены госсубсидий (Россия: Промышленность) (24.06.2019)

Госпрограмма по субсидированию производства сельхозтехники, отмена которой обсуждается сегодня в правительстве РФ, может привести к серьезным последствиям для отрасли. Возможна приостановка производства на крупных предприятиях, например, на «Ростсельмаше»
Глава ассоциации «Росспецмаш» и совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин рассказал «Эксперту Юг» о последствиях отмены «программы 1432», которая стимулировала в стране рост производства сельхозтехники и спрос на нее. Другие производители сельхозтехники также недовольны отменой льгот.

Тема отмены поддержки сельхозмашиностроителей в рамках федеральной программы № 1432 является сейчас одной из самых обсуждаемых в российском АПК. Дискуссии в профессиональном сообществе накалились после того, как в мае 2019 года на совещании у двух вице-премьеров (Дмитрия Козака и Алексея Гордеева) было принято предварительное решение о прекращении с 1 января 2020 года финансирования по программе поддержки сельхозмашиностроения. Речь о постановлении правительства РФ № 1432 от 27 декабря 2012 года «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники», которое вступило в силу с 1 января 2013 года.

По данным Минсельхоза России на 2012 года, средний возраст техники, которой располагали аграрии, превышал 10 лет. Также крайне низким был уровень механизации села: на 100 га пашни приходилось 131 л. с. То есть, в России на одну тысячу га приходилось всего три трактора, тогда как в Белорусии – 9,3, США – 25, 9, Германии – 65. Из-за плохой технической оснащенности аграрии теряли до 25% урожая.

Согласно постановлению правительства, с 2013 года субсидировалось 15–20% стоимости техники для аграриев. Позже, в августе 2018 года «дисконт» был увеличен до 25–30%. По данным портала «Агроинвестор», за время действия «программы 1432» (включая весну 2019 года) на компенсацию скидки сельхозмашиностроителям из бюджета было направлено около 45 млрд рублей. В ассоциации «Росспецмаш» считают, меру поддержки эффективной, поскольку она на «каждый вложенный рубль дает 1,7 рубля поступлений в бюджеты всех уровней, а также создает мультипликационный эффект развития смежных отраслей». В правительстве, по данным «Коммерсанта», отмечали, что субсидии в рамках «программы 1432» концентрируются у двух крупнейших производителей — компании «Ростсельмаш» и Петербургского тракторного завода (ПТЗ), «на которые в 2017 году пришлось 78% средств». В качестве альтернативы Козак и Гордеев предлагают применять схемы льготного лизинга и льготного кредитования сельхозпроизводителей.

По мнению президента ассоциации «Росспецмаш» и совладельца «Ростсельмаша» Константина Бабкина, такие меры, как льготный лизинг и льготное кредитование, должны реализовываться параллельно с субсидированием скидок: это позволит аграриям выбирать наиболее удобный для них механизм господдержки. По данным ассоциации «Росспецмаш», сегодня в лизинг покупается 27% техники, на льготные кредиты — 30%, на собственные средства аграриев — 43%, именно потому, что закупки отечественных тракторов и комбайнов субсидировались в рамках «программы 1432».

«Предлагают отменить, но готового решения нет, — сказал Константин Бабкин в беседе с “Экспертом Юг”. — Нам говорят, что вместо программы будет какая-то система лизинга, основанная на присвоении баллов (производителям сельхозтехники), но ее еще предстоит разработать. Пока нам непонятно, когда это будет и как именно это будет действовать. Но это необходимо знать сейчас, чтобы сформировать планы по количеству комбайнов и тракторов, которые мы собираемся произвести».

Константин Бабкин добавил, что пока «Ростсельмаш» не отказываются от планов открытия в Ростове-на-Дону полноценного тракторного завода. Проект сейчас прорабатывается, подготовка идет, но когда именно начнется создание такого производства, совладелец «Ростсельмаша» сказать не может. Угроза отмены «постановления 1432» переносит старт проекта на неопределенный срок.

«700 обращений от губернаторов, машиностроителей, аграриев направлено в правительство России с просьбой не отменять программу, которая прекрасно работает», — уточнил Константин Бабкин. Он добавил, что отмена программы существенно скорректирует планы многих производителей сельхозтехники, в меньшую сторону. «Например, “Ростсельмаш” планировал выпустить 600 тракторов и почти 6 тысяч комбайнов. Более половины этой техники уже изготовлено, поскольку, как правило, первое полугодие является для комбайнового завода наиболее активным. Но с учетом текущей ситуации поставленные цели вряд ли будут достигнуты», — признает Бабкин.

По его словам, за пять лет действия программы «Ростсельмаш» выпустил на 18 тысяч машин больше, чем планировалось, создал 1500 рабочих мест, на 7 млрд рублей больше заплатил в бюджет, обновил модельный ряд, 7 млрд рублей инвестировал в модернизацию производства. «У нас движение вперед во всех смыслах, в том числе в человеческом капитале, в уровне развития людей. В эти годы мы также активно занимались не только локализацией, но и работали с поставщиками. 500 поставщиков пользуются поддержкой “Ростсельмаша”: они увеличили объемы, технологически и интеллектуально развиваются.  Это положительно сказалось не только на экономике, но и на независимости нашей страны от поставок зарубежной техники и запчастей. Это прекрасная во всех отношениях программа, дающая гораздо больший эффект, чем многие другие программы господдержки отраслей в России», — считает глава ассоциации «Росспецмаш».

Активное обсуждение отмены господдержки в рамках «программы 1432» продолжается и сейчас. В частности, тема поднималась 20 июня на конференции «Развитие производства сельскохозяйственного, строительно-дорожного и пищевого машиностроения России», проходившей в городе Миасс (Челябинская область). Помимо «Ростсельмаша», против отмены господдержки высказались руководители компаний «Евротехника», «КЛААС» (CLAAS), ПТЗ, Краснокамский РМЗ и других заводов.

«Более 50 процентов сельхозтехники внутри страны мы продаем в рамках постановления правительства №1432. Для сельхозпредприятий — это реальная мера поддержки, направленная на обновление технического парка», — уверен, в частности, директор Краснокамского РМЗ Дмитрий Теплов (цитата по порталу "Регионы Online"). 


В АО «Петербургский тракторный завод» заметили, что «программа 1432» позволила динамично развиваться всей машиностроительной отрасли, а не только отдельным крупным предприятиям, и надеются, что предлагаемые правительством альтернативные механизмы будут работать не менее эффективно.

«В случае отмены программы, производство на таком заводе, как “Ростсельмаш” может остановиться на полгода, в лучшем случае предприятие перейдет на четырехдневную рабочую неделю, отправив многих сотрудников в (вынужденные) отпуска. И уже конечно не будет тех больших объемов (по производству комбайнов), которые компания показывала последние пять лет», — предупреждает Бабкин.

Дмитрий Шишкалов, исполнительный директор ОАО «Зазерское» (самое крупное агропредприятие холдинга «Астон»; площадь пашни — более 9 тысяч га) рассказал, что они перестали покупать технику в рамках «программы 1432», минимум, по двум причинам. «Во-первых, чтобы воспользоваться обещанными льготами, нужно было собрать огромное количество документов — это бюрократически сложный процесс. Во-вторых, в рамках программы субсидировалась покупка далеко не всей техники, которая нам необходима, список был весьма ограничен. И вообще сложилось впечатление, что программа писалась под одного-двух крупных отечественных производителей сельхозтехники, которая по ряду параметров уступает мировым аналогам. Для нас гораздо проще покупать технику через дилеров, в рамках существующих у них программ».

Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
24.06.2019

Андрей Бакеев





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта