Протесты в Гонконге (Китай) (17.06.2019)
Казалось бы, в Гонконге наконец приостановились июньские беспорядки, в ходе которых пострадали и протестующие, и полиция. По данным организаторов, 9 мая протестовать вышло около миллиона человек, по данным полиции – 240.000, а спустя несколько дней жители Гонконга перекрыли улицы у здания правительства, рассматривающего законопроект.
Что происходитПосле сильнейшего общественного и медийного давления правительство Гонконга приостановило нововведения в законе об экстрадиции, обещав рассмотреть их в очередной раз 19 июня.
Но несмотря на уступки властей Гонконга, в эти выходные на улицах вновь беспорядки – на этот раз бунтари требуют полной отмены законопроекта, называя его «нарушением демократических прав» и даже «попыткой отобрать автономию Гонконга» и «китайской экспансией». Между тем, в Гонконге совершенно очевидно идет как раз таки западная экспансия...
После недельных протестов глава Гонконга Кэрри Лам наконец пообещала "прислушаться к разным мнениям общества" и временно «подвесила» решение о принятии законопроекта.
Оценки законопроекта Гонконга
Протесты направлены против закона об экстрадиции преступников в материковый Китай. Местное правительство (вероятно, после согласия Пекина и соседних государств, в столь важном вопросе) предложило инициативу об экстрадиции криминальных элементов, чтобы "заткнуть дыры" в законодательстве, и автономный Гонконг прекратил укрывать бандитов.
Этот проект охватывает соглашения с Китаем, Тайванем и Макао. Власти привели немало примеров, в которых эта «дыра» позволяла укрывать в Гонконге открытых преступников и убийц – как, например, молодой юноша убил свою беременную девушку на Тайване, и его не выдали местному следствию.
Между тем, противники изменений критикуют правительство, заявляя, что таким образом Конконг идет навстречу Китаю, который собирается «разобраться со своими политическими оппонентами».
На практике закон очень нужен - тем более, что Гонконг хоть и на особом положении, со своей судебной системой – но остается частью КНР.
Одна страна?
Гонконг долгое время был британской территорией, и эти демонстрации стали крупнейшими с момента возвращения под юрисдикцию КНР. Гонконг обладает автономией со своей экономикой, судами, законодательными органами. В ведении Пекина – вопросы обороны и международные отношения.
Там действует принцип – «одна страна – две системы». Можно даже сказать, что это «одна страна – два менталитета». Первый – китайский, впитывающий технологические новшества, но сохраняющий строгость управления и собственную идентичность, второй – совершенно глобалистский, ставший пристанищем для технократов, космополитов, миллиардеров и откровенных бандитов. Учитывая прямое западное влияние на экономику и информационный фон Гонконга, можно предположить, что протесты также подпитывались со стороны. Есть ли основания так полагать?
Кто раскачивает ситуацию?
Сам Китай обвинил в раскачивании ситуации в Гонконге внешние силы. Как заявил замминистра иностранных дел Китая Лэ Юйчэн, Пекин "призывает американскую сторону объективно и справедливо относиться к правительству Гонконга и уважать его обычный законодательный процесс".
Примечательно, что накануне «протестные настроения» разогревал Экс-министр иностранных дел Великобритании Малкольм Рифкинд, назвавший правительственную инициативу "абсурдной".
В игру включился бывший британский колониальный губернатор Крис Паттен (Chris Patten), выпустивший специальное видеообращение. По его словам, инициатива – это бессмыслица.
По его словам, заявление правительства Гонконга о том, что спорный закон о выдаче закроет лазейку, было «абсолютной чепухой».
Американская администрация заявила, что не планирует менять акт 1992 года с Гонконгом (касающийся особых привилегий в торговле и пр.), если только у автономии с Китаем не произойдет серьезного обострения (весьма субъективная формулировка).
В то же время, министерство США заявило, что оно "серьезно обеспокоены" нынешней ситуацией. Также США заявляют, что текущая ситуация является риском для статуса Гонконга. Эта инициатива «негативно повлияет на давнюю защиту территории прав человека, основных свобод и демократических ценностей».
И, по словам сенатора Марко Рубио, мир должен «вдохновляться и поддерживать людей Гонконга, которые мирно протестуют».
Тут же небезызвестные Human Rights Watch вспомнили, что Китай регулярно «нарушает права человека», вспомнив ситуацию с уйгурами, пытки, казни, отсутствие выборов и многое-многое другое, в чем любят демонизировать КНР.
Очевидно, это давление на Китай, и все проблемы Гонконга пытаются переложить именно на Пекин (в условиях, когда политика Си Цзиньпина демонизируется как никогда прежде). Учитывая, что Китай - главный геополитический и экономический соперник США, подобная провокация направлена против КНР, чтобы перевалить на страну вину за "беспорядки и жертвы Гонконга".
При этом, несмотря на формальную принадлежность Гонконга к КНР, худшим эпитетом для местных политиков является клеймо "про-пекинского" (это активно тиражируется в СМИ, в т.ч. то что жители Гонконга - это "не китайцы, а гонконгеры").
Это намеренное и планомерное разделение единого народа на классических принципов «сепаратизма» и «национальных границ», чтобы раздробить крупную державу (как в случае исламского, славянского, европейского и других полюсов).
Таким образом, битва за Гонконг – это битва не только за экономическое влияние (компании, зарегистрированные в автономии и технологическое сотрудничество), но и за менталитет китайцев (попытка «сломать» систему единства), а также удобный прецедент для прямого иностранного вмешательства в случае накала обстановки. Поэтому, очевидно, в интересах США и партнеров раскачивать ситуацию в Гонконге – но явно не в интересах самого Китая.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /