Максим Соколов: Пять вопросов Зеленского (22.10.2020)
Президент Украины В. А. Зеленский, будучи слугой народа, на днях решил узнать народное мнение по ряду вопросов общественной жизни. "Едва ли не впервые в истории независимости мы спросим: "А что думаешь ты?" Почему твой ответ важен? Потому что будет так, как решишь ты, потому что Украина — это ты".
Для материализации постулата "Украина — это ты" Зеленский предложил совместить намеченные на 25 октября местные выборы с опросом граждан по пяти пунктам. А именно — "поддерживаете ли вы": а) пожизненный срок за коррупцию в особо крупных размерах; б) создание свободной экономической зоны на территории Донецкой и Луганской областей; в) сокращение числа депутатов Рады с нынешних 450 до 300; г) легализацию конопли для облегчения страданий тяжелобольных; д) использование гарантий безопасности, дарованных Будапештским меморандумом, для восстановления государственного суверенитета и территориальной целостности Украины.При этом результаты опроса не будут иметь обязательной силы по формуле "Воля народа — высший закон". Если какой-то пункт граждане поддержат, власть примет это к сведению — и только, а уж вводить данную норму или не вводить, законодатель решит сам. Хотя пресс-служба АП Украины отмечает, что веское слово народа может убедить политиков услужить народу, но также может и не убедить. Примеров тому и в украинской, и во всемирной истории довольно. Консультативный референдум и не более того.
Что, наверное, и к лучшему, поскольку вопросы писались на коленке. Имплементация, как теперь выражаются, результатов опроса поэтому столкнется с немалыми трудностями.
Пожизненный срок за коррупцию — это без вариантов, то есть украл на сумму, большую N гривен, — сиди до конца дней своих, или с вариантами, то есть можно сесть пожизненно, а можно отделаться легким испугом?
"Свободная экономическая зона (СЭЗ) на территории Донецкой и Луганской областей" — в такой формулировке непонятно, что это означает. Режимы СЭЗ бывают весьма разными, не говоря о том, что сегодня есть СЭЗ, а завтра ее упраздняют. А решение вопроса о СЭЗ без учета мнения граждан ДНР и ЛНР вообще малоосмысленно.
Сокращение числа депутатов Рады — это удачный вопрос для плебисцита. Престиж парламентаризма не только на Украине, но и во всем мире сейчас настолько невысок, что граждане любой страны проголосуют с радостью. Будет ли от этого польза — другой вопрос.
Легализовывать ли коноплю (марихуану) — это вопрос преимущественно правоохранительный, имеющий к медицине довольно слабое отношение. Страдания раковых больных в терминальной стадии по-прежнему купируются морфием, а не самокрутками. Поддержание пациента в искусственной коме — это опять же морфий.
Неистовая Ю. В. Тимошенко даже заявила: "Но весь этот шум-тарарам, все эти информационные предлоги и опросы в день голосования организованы ради одного вопроса — это вопрос легализации наркотиков на Украине. Я не хочу сейчас делить наркотики на легкие и тяжелые, наркотик — это наркотик. Вопрос о легализации каннабиса говорит о начале плана, согласно которому Украину в Европе сделают центром наркоторговли и работы наркокартелей". Юля, конечно, мощно задвинула, но несуразность президентского вопроса тому сильно поспособствовала.
Что до вопроса насчет Будапештского меморандума 1994 года о гарантиях Украине, отказавшейся от ядерного оружия, которое ей досталось в наследство от СССР, там все вообще чрезвычайно запутанно. В меморандуме речь идет об обязательствах Российской Федерации, США и Великобритании, которые могут толковаться так или эдак, но в любом случае это обязательства трех ядерных держав, а не права безъядерной Украины. Опрос украинцев тут не имеет ни императивной, ни консультативной, ни вообще какой-нибудь силы.
Тем более что и составлен документ нарочито невнятно. В формулировке "Если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия" неясно, относится ли "с применением ядерного оружия" ко всей фразе или только к угрозе. То есть даже если Украина считает уход Крыма в 2014 году актом агрессии — угрозы применения ядерного оружия там не было. Вопрос: подпадает ли крымский казус под будапештские гарантии?
Наконец, есть такое понятие, как давность. Шесть лет не вспоминали о гарантиях, а теперь вспомнили и собираются узнать мнение украинцев по вопросу, в котором черт ногу сломит. Сильным ходом это назвать трудно.
Так что большого эффекта от опроса украинских граждан, намеченного на 25 октября, ждать трудно. Разве что депутатов Рады подсократят. По прочим же пунктам будет лишь умножение неясности.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /